город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2012 г. |
дело N А32-20125/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Н.Н. Смотровой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "КРАВТ-М": Марченко Сергей Николаевич, удостоверение, по доверенности от 30.09.2011 N 60-5329/11-08-04,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "КРАВТ-М"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.12.2011 по делу N А32-20125/2011,
принятое судьей Руденко Ф.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "КРАВТ-М"
к Департаменту транспорта Краснодарского края
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "КРАВТ-М" (далее - ОАО "Кравт-М") обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края (далее - Департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 13.07.2011 N 1287 о привлечении ОАО "Кравт-М" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением суда от 07.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Кравт-М" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебное заседание не явились представители ОАО "Кравт-М", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ОАО "Кравт-М".
Представитель Департамента транспорта в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Департамента, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 02.06.2011 начальника отдела контроля за исполнением законодательства на транспорте Департамента транспорта Краснодарского края в отношении ОАО "Кравт-М" составлен протокол об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
В протоколе указано, что в ходе проведения контрольных мероприятий отделом контроля за исполнением законодательства на транспорте департамента по транспорту Краснодарского края 18.05.2011 в городе Краснодаре на пересечении улиц Захарова и Индустриальной установлено, что юридическое лицо - ОАО "Кравт-М", автобусом "MAN EXELLENCE", государственный номер X108УО93, под управлением водителя Дудник И.В., осуществляло перевозки пассажиров и багажа по неутвержденному маршруту межсубъектного сообщения "Краснодар - Ставрополь", т.е. не имея согласованной и внесенной в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации технологической документации, необходимой для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.
Законный представитель общества извещен надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 24.05.2011 извещения сотрудник организации (л.д. 91 том 1).
Протокол составлен с участием представителя ОАО "Кравт-М" - инженера по организации перевозок Телегина Ю.Б., действующего на основании доверенности.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении руководителем Департамента по транспорту Краснодарского края вынесено постановление от 13.07.2011 N 1287 о привлечении ОАО "Кравт-М" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии основания для удовлетворения заявления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" нарушение утвержденного маршрута или графика движения на маршрутах регулярного сообщения либо осуществление перевозок по неутвержденному маршруту (графику движения) -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере сорока тысяч рублей, на должностных лиц - тридцати тысяч рублей, на водителя - тысячи пятисот рублей.
Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 вступил в действие с 27.09.2003.
До принятия данного нормативного правового акта порядок организации автобусных маршрутов был предусмотрен Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 (далее - Правила организации перевозок).
Согласно пункту 11 указанных Правил, автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные. Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские (АССР), начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, автономной республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и автономных республик), межреспубликанские -проходящие на территории двух и более союзных республик.
В пункте 13.2 Правила организации перевозок предусматривают порядок организации междугородных автобусных маршрутов, устанавливая, что маршруты между областями организуются Министерством автомобильного транспорта РСФСР.
Также приложением 4 Правил организации перевозок была утверждена форма паспорта автобусного маршрута, согласно которой на листе 1 паспорта указывается наименование "транспортного управления" и "автотранспортного предприятия" и производится утверждающая надпись "Утверждаю. Зам. нач. транспортного управления".
При составлении паспорта указанного заявителем маршрута в 2001 году в структуре органов власти Краснодарского края не существовало транспортного управления, как уполномоченного краевого органа в сфере транспорта, однако постановлением главы администрации Краснодарского края от 08.04.1997 N 119 был образован Комитет по транспорту и связи администрации края.
Также постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.06.2000 N 485 "О создании государственного учреждения "Кубаньтрансавто" (далее - постановление N 485) было создано находящееся в ведении комитета по транспорту и связи администрации края государственное учреждение "Кубаньтрансавто", которое выполняло функции в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом, в том числе осуществляло иные функции в соответствии с постановлением главы администрации края от 03.04.2000 N 222 "О совершенствовании системы организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Краснодарском крае" (далее - постановление N 222).
Согласно пункту 2.3 указанного постановления N 222 и постановления N 485 ГУ "Кубаньтрансавто" являлось Организатором автомобильных пассажирских перевозок (далее - Организатор).
Постановлением N 222 на ГУ "Кубаньтрансавто" как Организатора были возложены функции по разработке паспортов маршрутов и расписаний движения автобусов, корректировке маршрутной сети, расчету тарифов на перевозки пассажиров и багажа и представление их на рассмотрение в комитет по транспорту и связи администрации края (п.3.1.5). Согласно п.3.1.11 Организатор также принимал к рассмотрению от перевозчиков в установленном порядке необходимый пакет документов на обслуживание новых автобусных маршрутов и представлял их на рассмотрение в краевую комиссию по регулированию рынка транспортных услуг.
Таким образом, ГУ "Кубаньтрансавто" не было наделено полномочиями по согласованию (утверждению) паспортов межобластных, межкраевых автобусных маршрутов.
На листе 2 паспорта маршрута имеется запись о том, что основанием открытия маршрута являются "Распоряжение Министерства автомобильного транспорта и Югавтотранса от 4.02.75 г.", в то время как паспорт маршрута составлен по состоянию на 01.01.2001.
Из указанных фактических обстоятельств следует, что в 2001 году ОАО "Кравт-М" производилось переоформление паспорта ранее открытого автобусного маршрута N 704 "Краснодар-Ставрополь", поскольку во время его открытия в силу законодательства Союза ССР ОАО "Кравт-М" не могло существовать как организационно-правовая форма юридического лица.
Правила организации перевозок предусматривали, что маршруты между областями организуются Министерством автомобильного транспорта РСФСР, именно указанное Министерство было уполномочено на организацию маршрута, в том числе в форме переоформления паспорта маршрута. Однако в самом паспорте либо иных представленных обществом в качестве доказательств документах не содержится сведений о совершении Министерством транспорта юридически значимых действий по организации данного маршрута в форме его переоформления либо возобновления его действия с предоставлением права осуществления перевозочной деятельности ОАО "Кравт-М".
С 27.09.2003 вступил в силу "Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", утвержденный приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178, согласно пункту 16 которого Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации. При этом пунктом 2 указанного приказа было дано распоряжение заместителю министра А.В. Колику обеспечить комплекс организационных мероприятий, необходимых для формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Из установленного Минтрансом РФ Порядка формирования сети межрегиональных автобусных маршрутов следует, что перевозчиком по такому маршруту может быть не любое юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, имеющие соответствующую лицензию, а Перевозчик, имеющий утвержденный и внесенный в реестр Минтранса РФ паспорт маршрута. Именно этот перевозчик обладает законным правом на выполнение перевозок по данному межрегиональному маршруту и несет ответственность за безопасность выполнения таких перевозок.
Таким образом, утверждение межрегионального маршрута выражается во внесении его паспорта, в котором указывается перевозчик данного маршрута, в реестр Минтранса РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что обществом "Кравт-М" допущено осуществление перевозки пассажиров и багажа по неутвержденному маршруту межсубъектного сообщения "Краснодар - Ставрополь", поскольку общество не имеет согласованной и внесенной в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации технологической документации, необходимой для осуществления пассажирских перевозок по данному маршруту.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Кравт-М" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях", является доказанным.
ОАО "Кравт-М", будучи перевозчиком, осуществляющим оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа на автобусном маршруте межсубъектного сообщения, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Имея возможность для соблюдения установленного запрета на осуществление пассажирских перевозок по неутвержденному в установленном порядке межсубъектному маршруту, ОАО "Кравт-М" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена п. 1 ст. 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
В апелляционной жалобе ОАО "Кравт-М" также не оспаривает совершение обществом правонарушения.
Вместе с тем, ОАО "Кравт-М" считает совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Административное правонарушение, совершённое обществом, посягает на установленный и охраняемый порядок правоотношений в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа.
Как указано ранее, законом установлены специальные требования к перевозчикам, осуществляющим деятельность на межрегиональных маршрутах, в том числе в части необходимости получения специальной документации. Такие требования, в том числе требование об утверждении в установленном порядке маршрута, обусловлены целью обеспечения лучших условий, а также безопасности перевозки пассажиров и багажа, и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Таким образом, совершенное обществом правонарушение посягает на права пользующихся его услугами пассажиров на лучшие условия перевозки, в том числе в части обеспечения безопасности перевозок. Осуществление перевозок без утверждения маршрута в установленном порядке уполномоченным органом влечет ненадлежащий контроль за осуществляемыми перевозками со стороны органов государственной власти, а потому является потенциально опасным для потребителей данных услуг.
Судом не установлены основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности, так как в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей при осуществлении потенциально опасной деятельности.
С учетом изложенного, постановление Департамента по транспорту и связи Краснодарского края от 13.07.2011 N 1287 о привлечении ОАО "Кравт-М" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.4 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 N 608-КЗ "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 40 000 рублей является законным.
Основания для отмены решения суда от 07.12.2011 и удовлетворения жалобы общества судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07 декабря 2011 года по делу N А32-20125/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтранса Российской Федерации от 14.08.2003 N 178 вступил в действие с 27.09.2003.
...
С 27.09.2003 вступил в силу "Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", утвержденный приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 N 178, согласно пункту 16 которого Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации. При этом пунктом 2 указанного приказа было дано распоряжение заместителю министра А.В. Колику обеспечить комплекс организационных мероприятий, необходимых для формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
...
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания."
Номер дела в первой инстанции: А32-20125/2011
Истец: ОАО "КРАВТ-М"
Ответчик: Департамент транспорта Краснодарского края
Третье лицо: Департамент по транспорту Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15181/11