г. Вологда |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А05-8187/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Забалуевой Н.А.,
при участии от муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск" Свириды М.М. по доверенности от 16.12.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2011 года по делу N А05-8187/2011 (судья Полуянова Н.М.),
установил
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области (далее - управление Росприроднадзора по АО, управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к муниципальному унитарному предприятию "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск" (ОГРН 1022900531983; далее - МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" предприятие) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года в размере 869 684 рублей 93 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" (ОГРН 1072901007794; далее - третье лицо, ОАО "АМПК").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2011 года по делу N А05-8187/2011 с предприятия взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2008 года по 1 квартал 2010 года в сумме 833 883 рублей 99 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" с решением суда в удовлетворенной части не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его в указанной части отменить и принять в данной части новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что оно не является субъектом платы за загрязнение окружающей среды.
Управление Росприроднадзора по АО в отзыве с доводами жалобы не согласилось, решение суда считает законным и обоснованным.
Отзыв на жалобу от третьего лица не поступил.
Управление и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя предприятия, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, закрытое акционерное общество "Севзапэнергомонтаж" (далее - ЗАО "АМУ "Севзапэнергомонтаж") (заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат" (далее - ООО "АМПК") (подрядчик) договор от 01.09.2003 N 216, в которым подрядчик принял на себя обязательства по планово-регулярному вывозу и размещению твердых бытовых отходов (далее - ТБО) от объектов заказчика.
Выполнение названных услуг в период с 1 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года подтверждается счетами-фактурами, актами о вывозе и размещении ТБО.
ЗАО "АМУ "Севзапэнергомонтаж" за вышеуказанный период внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней в сумме 501 216 рублей 94 копеек.
Впоследствии, посчитав, что обязанность по внесению данных платежей у него отсутствует, обратилось в суд с заявлением о возврате уплаченной суммы.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27 декабря 2010 года по делу N А05-9901/2011, оставленным без изменения постановлениями Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 года и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 июля 2011 года требования ЗАО "АМУ "Севзапэнергомонтаж" удовлетворены в части взыскания с управления Росприроднадзора по АО платежей в общей сумме 443 206 рублей 04 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований (58 010 рублей 90 копеек) отказано.
При этом суды исходили из того, что ЗАО "АМУ "Севзапэнергомонтаж" не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), следовательно, отсутствуют основания для внесения им платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, ЗАО "АМУ "Севзапэнергомонтаж" не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в свою очередь ООО "АМПК", а также его правопреемник ОАО "АМПК" (заказчик) заключили с МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" (подрядчик) договоры от 01.04.2007, от 01.01.2009 N 1-09, согласно которым подрядчик принял на себя обязательство по утилизации (захоронению) ТБО и крупно-габаритных отходов (далее - КГО) на городском полигоне для отходов, расположенном в территориальном округе Майская горка по Окружному шоссе, в 15 зоне градостроительной ценности, предоставленной предприятию в аренду на основании распоряжения первого заместителя мэра города Архангельска от 13.12.2000 N 798/2р.
Исполнение договоров подтверждается актами по размещению ТБО и КГО с 01.06.2007 по 01.01.2010.
Управление 27.07.2011 направило в адрес ОАО "АМПК" требование об уплате платежей в размере 443 206 рублей 04 копеек за негативное воздействие на окружающую среду за период с 3 квартала 2007 года по 1 квартал 2010 года.
ОАО "АМПК" платежи не произвело, в связи с чем управление Росприроднадзора по АО обратилось в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
В ходе судебного разбирательства управление заявило ходатайство (от 05.10.2011) о замене ненадлежащего ответчика - ОАО "АМПК" на МУП "Спецавтохозяйство по уборке города". Определением Арбитражного суда Архангельской области от 18 октября 2011 года указанная замена произведена.
На основании статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 12 Закона N 89-ФЗ).
То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
Как установлено статьей 127 Конституции Российской Федерации, ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П указано, что вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие ВАС РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.
Из указанного следует, что ВАС РФ правомочен формулировать обязательные для всех арбитражных судов России правовые позиции.
Материалами дела подтверждается, что мэрия города Архангельска (арендодатель) заключила с МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" (арендатор) договор аренды земельного участка от 07.09.2011 N 1/566л, согласно пункту 1.1 которого арендодатель передает арендатору в аренду на 10 лет земельный участок в территориальном округе Майская Горка города Архангельска по Окружное шоссе, в 15 зоне градостроительной ценности площадью 28, 1866 га для эксплуатации и обустройства функционирующего полигона ТБО.
Право аренды зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15.05.2002, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 29 АВ N 070179.
В период с 2007 года по 2010 год включительно предприятие осуществляло деятельность по размещению ТБО на основании лицензий от 05.10.2004 N 29М04/0070/Л, от 09.12.2009 N ОП-27-000455(29).
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 названного Порядка его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Указанным Порядком предусмотрено взимание платы за такие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Учитывая вышеизложенное, у МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" возникла обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с размещением отходов ЗАО "АМУ "Севзапэнергомонтаж".
Довод предприятия о том, что оно не является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как размещает отходы на основании заключенных с заказчиками договоров, не предусматривающих передачу права собственности на данные отходы, равно как и обязанностей по внесению платежей за негативное воздействие, является несостоятельным.
Наличие гражданско-правовых договоров с заказчиками не освобождает МУП "Спецавтохозяйство по уборке города", имеющего лицензию на размещение отходов и пользующегося в этих целях переданным ему в аренду земельным участком, от обязанности вносить установленные законом платежи.
Действующее законодательство, регламентирующее деятельность по обращению с отходами не устанавливает обязанность по внесению платежей за вид негативного воздействия на окружающую среду - размещение отходов на их собственника.
Применение управлением при исчислении размера вышеназванных платежей пятикратного повышающего коэффициента за 1, 4 кварталы 2009 года, 1 квартал 2010 года, апелляционная коллегия находит обоснованным, поскольку в указанный период у предприятия отсутствовали лимиты на размещение отходов, при этом, деятельность по их размещению оно осуществляло.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы предприятия отказано, расходы по госпошлине с управления Росприроднадзора в его пользу взысканию не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2011 года по делу N А05-8187/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 12 Закона N 89-ФЗ).
То есть деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
...
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 N 1-П указано, что вытекающее из статьи 127 Конституции Российской Федерации правомочие ВАС РФ давать разъяснения по вопросам судебной практики направлено на поддержание единообразия в толковании и применении норм права арбитражными судами и является одним из элементов конституционного механизма охраны единства и непротиворечивости российской правовой системы, который основан на предписаниях статей 15 (часть 1), 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации и реализация которого в процессуальном регулировании обеспечивается установленной законом возможностью отмены судебных актов, в том числе в случае их расхождения с актами высшего суда в системе арбитражных судов Российской Федерации, дающими разъяснения по вопросам судебной практики.
...
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия."
Номер дела в первой инстанции: А05-8187/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Архангельской области
Ответчик: МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" муниципального образования "Город Архангельск"
Третье лицо: ОАО "Архангельский мусороперерабатывающий комбинат"