город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2012 г. |
дело N А53-22640/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л. А.
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ СОЧИ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2012 по делу N А53-22640/2011
принятое в составе судьи Лебедевой Ю.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ СОЧИ"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛОНМАДИ СОЧИ" (далее - ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу (далее - Управление Росфинмониторинга по ЮФО) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2011 г. N 05-11/194 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Решением суда от 20.01.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в неразработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления, неназначении специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 20.01.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что доказательства осуществления обществом лизинговой деятельности управлением не представлено.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росфинмониторинга по ЮФО указывает, что одним из видов деятельности общества является финансовый лизинг, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. Обязанность по разработке соответствующих правил и программ не связана с наличием условия фактического осуществления деятельности.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу N 88к от 30.08.2011 г. в отношении ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" проведена проверка соблюдения законодательства "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В ходе проверки установлено неисполнение обществом требования ФЗ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части разработки правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также назначении специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ. Идентификация клиентов, находящихся на обслуживании в ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ", на предмет их причастности к экстремистской деятельности не проводится.
По результатам проверки, зафиксированным актом N 65 от 15.09.2011 г., в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении 15.09.2011 г. N 05-11/194.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, и.о. заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЮФО принял постановление от 21.10.2011 г. N 05-11/194 о назначении административного наказания о привлечении к административной ответственности ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 г.. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию названных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, лизинговые компании.
Из материалов дела усматривается, что ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" поставлено на налоговый учет 17.07.2008 г. Одним из видов деятельности общества является финансовый лизинг.
В нарушение вышеуказанной нормы обществом правила внутреннего контроля и программы его осуществления не разработаны, не утверждены руководителем организации и не согласованы с уполномоченным органом. Специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в обществе не назначено.
Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Довод заявителя о непредставлении управлением доказательств осуществления обществом лизинговой деятельности не принимается судебной коллегией.
Лизинговая деятельность указана в уставе ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" как один из видов деятельности общества. Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из ЕГРЮЛ от 28.10.2011 г. (л.д. 19, 34 т. 1).
Факт осуществления обществом лизинговой деятельности подтверждается представленными в материалы административного дела договорами лизинга (л.д. 58-99 т. 1).
Судом первой инстанции правомерно установлено, что службой по финансовому мониторингу соблюден порядок привлечения ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ" к административной ответственности. Нарушений процессуальных требований законодательства об административных правонарушениях не допущено.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.01.2012 по делу N А53-22640/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица. Объективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 г.. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Согласно части 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию названных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, лизинговые компании.
...
Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер к соблюдению законодательства РФ в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ."
Номер дела в первой инстанции: А53-22640/2011
Истец: ООО "ЛОНМАДИ СОЧИ"
Ответчик: Межрегиональное Федеральной службы по мониторингу по Южному Федеральному округу, МРУ Росфинмониторинга по ЮФО
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5579/12
23.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5579/12
06.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2149/12
14.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1696/12