г. Пермь |
|
11 марта 2012 г. |
Дело N А60-32158/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от истца - Смирнов Я.В., доверенность от 14.10.2011,
от ответчика - Киселева О.А., доверенность от 04.04.2011,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Первоуральск
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 12 декабря 2011 года
по делу N А60-32158/2011,
вынесенное судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый дом "Дирижабль" (ОГРН 1036601477230, ИНН 6625027663)
к Администрации городского округа Первоуральск
о признании действий незаконными,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Дирижабль" (далее - ООО ТД "Дирижабль") обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Администрации городского округа Первоуральск (далее - ответчик, Администрация) выразившихся в отказе в принятии постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5, 5 га в кадастровом квартале 66:58:0110003 незаконным; об обязании Администрации городского округа Первоуральск в лице главы городского округа Первоуральск в течение 2 недель, с момента вступления решения в силу, принять постановление об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 66:58:0110003 согласно схеме утвержденной в акте по выбору земельного участка.
Решением суда от 12.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда от 12.12.2011 не согласен, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. Заявитель апелляционной жалобы указал, что Администрация не совершала действия по отказу в принятии постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Ответчик указал, что испрашиваемый земельный участок находится в двух зонах: в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-1) и в зоне массовой рекреации (З-1), что является нарушением ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7 ст. 63 "Правил землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области", утвержденных решением Первоуральской городской Думы от 26.08.2010 N 241.
Ответчик в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец в суде апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Истец считает, что из акта выбора земельного участка от 25.06.2010 следует, что спорный земельный участок не находится в двух территориальных зонах; на момент обращения с заявлением от 23.06.2010 "Правила землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области" устанавливающие границы зон, не были утверждены; плановый материал, представленный Администрацией, не является доказательством расположения спорного земельного участка в двух территориальных зонах; из приложенного к заявлению планового материала следует, что спорный земельный участок не находится в двух территориальных зонах. Наличие оснований для отмены оспариваемым решением ранее принятого решения, а также доказательств нарушения прав и интересов администрации или иных лиц принятием решения ММВК от 25.06.2010, не представлено. При выборе земельного участка были проведены предусмотренные процедуры согласования, а также выполнены требования об информировании населения о предстоящем представлении ООО ТД "Дирижабль" земельного участка для строительства.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.06.2010 общество ТД "Дирижабль" обратилось к главе городского округа Первоуральск с заявлением N 24/10 о предоставлении земельного участка общей площадью 5,5 га, расположенного по адресу: г. Первоуральск, с северо-западной стороны Пильненского пруда, под организацию пляжа,проектирование, и строительство базы отдыха в аренду на 7 лет. К заявлению приложены: копия устава общества, копия свидетельства о государственной регистрации общества в качестве юридического лица, копия свидетельства о постановке юридического лица на налоговый учет, плановый материал, декларация о намерениях (л.д. 14).
25.06.2010 на заседании муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск принято решение о согласовании предоставления земельного участка под проектирование и строительство базы отдыха с организацией пляжа по адресу: г. Первоуральск, п. Пильная, с северо-восточной стороны Пильненского пруда, что следует из выписки из протокола от 25.06.2010 (л.д.15).
В соответствии с актом муниципальной межведомственной комиссии от 25.06.2010 согласован выбор земельного участка для предоставления проектирования и строительства базы отдыха с организацией пляжа по адресу: г. Первоуральск, с северо-западной стороны Пильненского пруда. (л.д.19).
Из санитарно-эпидемиологического заключения от 28.09.2010 следует, что предполагаемое использование указанного земельного участка под строительство базы отдыха с организацией пляжа соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в редакции изменений N 1, N 2, СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест", СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения; СП 2.6.1.1293-03 Гигиенические требования по ограничению населения за счет природных источников ионизирующего излучения; СП 2.6.1.799-99 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности; СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод; СаНПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (л.д.20).
19.04.2011 в газете "Вечерний Первоуральск" N 29 (18421) опубликовано информационное сообщение Администрации городского округа Первоуральск о представлении ООО ТД "Дирижабль" земельного участка общей площадью 5,5 га, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Первоуральск, с северо-западной стороны Пильненского пруда, под проектирование и строительство базы отдыха с организацией пляжа (л.д. 32).
22.04.2011 на заседании муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск принято решение об уточнении адреса земельного участка: Свердловская область, г. Первоуральск, п. Пильная, с северо-восточной части Пильненского пруда (л.д.21).
Подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Первоуральск, с северо-восточной стороны Пильненского пруда (кадастровый квартал 66:58:0110003) под проектирование и строительство базы отдыха с организацией пляжа.
29.07.2011 муниципальной межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории городского округа Первоуральск принято решение об отмене решения муниципальной межведомственной комиссии от 25.06.2010 в связи с невозможностью использования земельного участка для испрашиваемых целей в соответствии с нормативно-правовыми актами (береговая полоса, земли общего пользования) (л.д.36).
Письмом от 04.08.2011 N 2411 Администрация уведомила общество о принятии решения от 29.07.2011 (л.д. 12).
Считая, что письмом от 04.08.2011 N 2411 заявителю фактически отказано в утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале 66:58:0110003, данные действия Администрации городского округа Первоуральск являются незаконными, нарушают права и законные интересы ООО "Торговый дом "Дирижабль", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов
предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов земельного участка или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления
гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о
предоставлении земельного участка для строительства.
Постановлением главы городского округа Первоуральск от 30.06.2009 N 1557 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков
на территории городского округа Первоуральск.
В соответствии с п. 1.14 указанного Положения предоставление земельных участков, переоформление прав на земельные участки, отказ от прав
на земельные участки осуществляется на основании заявлений заинтересованных физических и юридических лиц, подаваемых на имя главы городского округа Первоуральск.
Согласно п. 1.20 Положения заявления о предоставлении вновь формируемых земельных участках рассматриваются постоянно действующей
межведомственной комиссией в соответствии с действующим положением о межведомственной комиссии.
В силу п. 1.21 Положения межведомственная комиссия вправе принять одно из следующих решений: о согласовании схемы земельного участка на кадастровом плане территории (о предварительном согласовании места размещения объекта); о согласовании предоставления земельного участка и выдаче акта по выбору земельного участка; об отказе предоставления земельного участка; об отложении рассмотрения вопроса по существу для выяснения обстоятельств, предусмотренных действующим законодательством,
способных повлиять на решение вопроса о предоставлении земельного участка;
о формировании земельного участка и передаче вопроса в КУИ для выполнения
процедур предоставления участка посредством публичного предложения либо
путем проведения аукциона, конкурса.
Как следует из материалов дела, на основании решения муниципальной межведомственной комиссии от 25.06.2010 заявителю выдан акт выбора земельного участка, получены необходимые согласования, подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовлен проект постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, схема расположения земельного участка администрацией городского округа Первоуральск не утверждена, решением муниципальной межведомственной комиссии от 29.07.2011 решение муниципальной межведомственной комиссии от 25.06.2010 отменено с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок находится в береговой полосе и на землях общего пользования.
Также ответчик пояснял, что оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 не имеется, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в двух территориальных зонах - в зоне индивидуальной усадебной жилой застройки (Ж-1) и в зоне массовой рекреации (Р-1)), что является нарушением ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 2 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого
земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с п. 7 ст. 63 Правил землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденных Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.10 N 241 один и тот же земельный участок не может находиться одновременно в двух (или более) территориальных зонах, выделенных на карте градостроительного зонирования.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку ответчика на представленный им картографический материалы с указанием зон Ж-1 и Р-1, поскольку на момент обращения заявителя с заявлением от 23.06.2010 Правила землепользования и застройки, устанавливающие границы зон, не были утверждены.
Заявителем на момент обращения с заявлением представлена схема расположения испрашиваемого земельного участка, из которой следует, что земельный участок не находится в двух территориальных зонах, что подтверждается также актом выбора.
Указание ответчика на то, что земельный участок находится в береговой полосе и на землях общего пользования, также подлежит отклонению.
Пунктом 1 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и указанным Кодексом.
Частью 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Пунктом 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, из положений Земельного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации не следует безусловный запрет на предоставление в аренду таких земельных участков.
Судом первой инстанции установлено и ответчиком не опровергнуто, что согласно Правилам землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск Свердловской области, утвержденным Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.10 N 241, территория испрашиваемого земельного участка находится в зоне Р-1, к основному и условно разрешенному видам использования которой относится организация пляжа и строительство базы отдыха.
Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под организацию пляжа и проектирование, строительство базы отдыха. Согласно акту по выбору земельного участка, муниципальное учреждение городского округа Первоуральск "Экологический фонд" согласовало его с условиями размещения автостоянки за пределами прибрежной полосы на асфальтированной площадке, с условием выноса площадки ТБО за пределы водоохраной полосы, использования территории только под рекреационные цели без возведения капитальных сооружений с исполнением условия ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.
Кроме этого, верным является вывод суда о том, что, поскольку границы испрашиваемой заявителем территории земельного участка не утверждены, довод о том, что земельный участок находится в пределах береговой полосы, не подтверждается материалами дела.
Учитывая, что утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 66:58:0110003 как один из этапов предоставления участка в аренду на территории городского округа Первоуральск осуществляет ответчик, суд пришел к обоснованному выводу о том, что невыполнении данной обязанности по утверждению и выдаче схемы испрашиваемого земельного участка со стороны Администрации при вышеуказанных обстоятельствах дела является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных судом первой инстанции обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Оснований для отмены решения суда от 12.12.2011 не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация городского округа Первоуральск освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
На основании и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 декабря 2011 года по делу N А60-32158/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
Пунктом 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещена приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, из положений Земельного кодекса Российской Федерации и Водного кодекса Российской Федерации не следует безусловный запрет на предоставление в аренду таких земельных участков.
...
Заявитель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду под организацию пляжа и проектирование, строительство базы отдыха. Согласно акту по выбору земельного участка, муниципальное учреждение городского округа Первоуральск "Экологический фонд" согласовало его с условиями размещения автостоянки за пределами прибрежной полосы на асфальтированной площадке, с условием выноса площадки ТБО за пределы водоохраной полосы, использования территории только под рекреационные цели без возведения капитальных сооружений с исполнением условия ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А60-32158/2011
Истец: ООО "Торговый город "Дирижабль", ООО "Торговый дом "Дирижабль"
Ответчик: Администрация городского округа Первоуральск, Администрация МО г. Первоуральск