г. Ессентуки |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А63-8678/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2011 года по делу N А63-8678/2011 (судья Тлябичева З.Р.),
по заявлению ООО "Комбинат "КМВ-Алко" (ОГРН 1062618006824, Ставропольский край, Минераловодский р-н, п. Ленинский, 2-я Промышленная, 3 )
об оспаривании соглашения "О передаче администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края осуществления части полномочий органов местного самоуправления Минераловодского муниципального района" заключённого между администрацией Минераловодского муниципального района (ОГРН 1022601457240, г. Минеральные Воды, пр-т Карла Маркса, 54) и администрацией Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края (ОГРН 1052601055088, Ставропольский край, Минераловодский р-н, п. Новотерский, ул. Молодежная, 1).
при участии в судебном заседании:
от муниципального учреждения "Администрация Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края" - Силка В.Е. (доверенность от 18.01.2012); Чекалин Ю.А. (доверенность от 18.01.2012);
от администрации Минераловодского муниципального района - не явились;
от общества с ограниченной ответственностью "Комбинат "КМВ-Алко" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комбинат "КМВ-Алко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации Минераловодского муниципального района, к администрации Ленинского поселения Минераловодского района о признании недействительным соглашения "О передаче администрации Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края осуществления части полномочий органов местного самоуправления Минераловодского муниципального района", заключенного 25.03.2011 между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией Ленинского поселения Минераловодского района.
Решением суда от 22.12.2011 требования общества удовлетворены.
Администрация Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края (далее - администрация Ленинского поселения) обжаловала решение суда в апелляционном порядке, просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Администрация Ленинского поселения указывает на то, что полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, нельзя отнести к государственным полномочиям. В резолютивной части решения суд не указал название закона или нормативного правового акта, на соответствие которому проверено оспариваемое соглашение; обязанность устранить допущенные нарушения. Суд не установил, какие именно права и интересы общества нарушены в связи с заключением оспариваемого соглашения.
Отзыв на апелляционную жалобу не предоставлен.
В судебном заседании представители администрации Ленинского поселения поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, общество обратилось к администрации Минераловодского муниципального района с заявлением от 22.08.2011 N 37 о предоставлении обществу в собственность за плату земельного участка общей площадью 15638 кв.м., кадастровый номер 26:23:140721:0009, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Ленинский, ул. 2-Промышленная, 3, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости.
Администрация Минераловодского муниципального района предоставила ответ, согласно которому у общества имеется право приобретения земельного участка по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка, однако администрация Минераловодского муниципального района не является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно соглашению от 25.03.2011 "О передаче администрации Ленинского поселения Минераловодского района осуществления части полномочий органов местного самоуправления Минераловодского муниципального района" 25.03.2011 между администрацией Минераловодского муниципального района с одной стороны и администрацией Ленинского поселения Минераловодского района с другой стороны было заключено соглашение о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Предметом указанного соглашения явилась, в том числе, передача с 25.03.2011 Минераловодским муниципальным районом полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования Ленинского поселения Минераловодского района.
Общество, полагая, что оспариваемым соглашением нарушаются его права и законные интересы, обжаловало его в судебном порядке.
Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) предусматривает порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Пункт 6 статьи 19 Закона N 131-ФЗ устанавливает требования к федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с пунктом 3 статья 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержит обязательных условий, свидетельствующих о передаче органам местного самоуправления муниципальных районов государственных полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена.
Таким образом, полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена, нельзя отнести к государственным полномочиям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из материалов дела следует, что общество не обращалось в администрацию Ленинского поселения с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 15638 кв.м., кадастровый номер 26:23:140721:0009, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, п. Ленинский, ул. 2-Промышленная, 3, по цене равной двум с половиной процентам кадастровой стоимости.
Из материалов дела и пояснений представителя администрации не усматривается, что обществом обжалован в судебном порядке отказ администрации Минераловодского муниципального района в предоставлении земельного участка в собственность.
К апелляционной жалобе приложено решение Минераловодского Совета от 23.03.2011 N 7/81 "О переходном периоде по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - решение N 7/81). Решение N 7/84 является нормативным правовым актом. В решении N 7/81 указано на то, что полномочия администрации Минераловодского муниципального района по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на срок переходного периода с 25.03.2011 по 01.12.2011 передаются администрациям поселений Минераловодского муниципального района (в том числе администрации Ленинского поселения). Администрации Минераловодского муниципального района указано подготовить и заключить соглашения о передаче части полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена с поселениями, указанными в части 1 решения N 7/81 на срок с 25.03.2011 до окончания переходного периода.
Таким образом, оспариваемое соглашение заключено во исполнение решения N 7/81.
Порядок оспаривания нормативных актов установлен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение N 7/81 не было обжаловано в судебном порядке.
Материалами дела не подтверждается, что решение N 7/81 в установленном порядке отменено, изменено или признано недействующим.
Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным соглашения от 25.03.2011 фактически направлено на преодоление решения N 7/81, обжалование которого предусмотрено главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с соглашением от 25.03.2011 администрации Ленинского поселения передано осуществление части полномочий по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования Ленинского поселения Минераловодского района, государственная собственность на которые не разграничена. При этом администрацией Минераловодского муниципального района осуществляется контроль реализации переданной части полномочий.
В пункте 2.2 соглашения установлена обязанность администрации Минераловодского муниципального района направлять администрации Ленинского поселения в десятидневный срок с момента получения заявления, обращения граждан и юридических лиц, связанные с исполнением соглашения.
В соответствии с пунктом 2.3 соглашения, администрация Минераловодского муниципального района в границах муниципального образования Ленинского поселения согласовывает схему расположения земельного участка на кадастровом плане и согласовывает акт о выборе земельного участка и границы земельных участков.
Администрация Ленинского поселения обязана направлять администрации Минераловодского муниципального района для согласования документы, указанные в пункте 2.3 соглашения.
Согласно пункту 2.6 соглашения администрация Ленинского поселения вправе на условиях, предусмотренных соглашением осуществлять полномочия по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования Ленинского поселения.
Таким образом, из пункта 2 соглашения следует, что фактическую реализацию полномочий по отчуждению земельных участков в границах муниципального образования Ленинского поселения осуществляет администрация Минераловодского муниципального района.
При таких обстоятельствах соглашение от 25.03.2011 не затрагивает права и интересы общества.
Кроме того, из материалов дела следует, что общество обращалось в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка общей площадью 15638 кв.м.
В соглашении от 25.03.2011 указано на передачу администрации Ленинского поселения осуществления части полномочий по распоряжению земельными участками в границах муниципального образования Ленинского поселения Минераловодского района.
Суд апелляционной инстанции так же учитывает то обстоятельство, что общество заинтересовано в предоставлении ему земельного участка в собственность по площади значительно меньше чем территория земельного участка, на которую распространяется действие соглашения (площадь в границах муниципального образования Ленинского поселения). При этом, заявляя требование о признании недействительным соглашения в полном объеме, общество не доказало нарушение своих прав и интересов передачей полномочий от одной администрации другой в отношении всех земельных участков в границах муниципального образования Ленинского поселения. Из материалов дела таких доказательств не усматривается, так же не усматривается, что обществом уточнялись (конкретизировались) заявленные требования.
Из содержания условий соглашения следует, что администрация Минераловодского муниципального района принимает заявление от лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка в границах муниципального образования Ленинского поселения (пункт 2.2).
Также из соглашения следует, что фактическое решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается администрацией Минераловодского муниципального района через предусмотренный соглашением порядок согласования (пункты 2.3, 2.5 соглашения). Таким образом, администрация Ленинского поселения не обладает самостоятельностью в принятии решения о предоставлении в собственность земельных участков и исключительным правом на непосредственное принятие соответствующих заявлений от лиц, заинтересованных в их получении (приобретении). Из соглашения не усматривается, что администрация Минераловодского муниципального района устранилась от решения вопросов о предоставлении в собственность земельных участков в границах муниципального образования Ленинского поселения. Учитывая, что администрация Минераловодского муниципального района в соответствии с пунктом 2.2 соглашения принимает заявления от заинтересованных лиц для дальнейшего взаимного согласования между администрацией Минераловодского муниципального района и администрацией Ленинского поселения, апелляционный суд пришел к выводу, что спорное соглашение фактически является регламентацией внутренних согласований между двумя администрациями и не лишает общество права обращаться в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о предоставлении (выкупе) земельного участка в пределах границ Ленинского поселения и не освобождает, в свою очередь, администрацию Минераловодского муниципального района принимать такие заявления с последующим совершением всех необходимых действий и согласований, направленных на предоставление земельного участка.
При совокупности вышеуказанных обстоятельств арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2011 года по делу N А63-8678/2011 надлежит отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В связи с тем, что обществу отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, подпунктом 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, государственную пошлину в размере 1000 руб. взыскать с общества.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу удовлетворить.
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.12.2011 года по делу N А63-8678/2011 отменить, отказать в удовлетворении требований.
Взыскать с ООО "Комбинат "КМВ-Алко" госпошлину в размере 1000 руб. в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не содержит обязательных условий, свидетельствующих о передаче органам местного самоуправления муниципальных районов государственных полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена.
...
Согласно пункту 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
...
Порядок оспаривания нормативных актов установлен главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным соглашения от 25.03.2011 фактически направлено на преодоление решения N 7/81, обжалование которого предусмотрено главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Номер дела в первой инстанции: А63-8678/2011
Истец: ООО "Комбинат "КМВ-Алко"
Ответчик: Администрация Ленинского поселения Минераловодского района СК, Администрация Минераловодского муниципального района
Третье лицо: Администрация Минераловодского муниципального района, Муниципальное учреждение "Администрация Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края"