г. Пермь |
|
14 марта 2012 г. |
Дело N А60-33423/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.
судей: Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от истца Администрации города Екатеринбурга (ОГРН 1046603983800, ИНН 6658091960) - не явился, извещен
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - не явился, извещен
от третьих лиц Мостепана Александра Александровича и Мостепан Екатерины Игоревны - не явились, извещены
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 30 декабря 2011 года
по делу N А60-33423/2011
принятое судьей Невмеруха Е.Л.
по иску Администрации города Екатеринбурга
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: 1) Мостепан Александр Александрович, 2) Мостепан Екатерина Игоревна
о взыскании 1 768 682 руб.
установил:
Администрация города Екатеринбурга (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании убытков в виде расходов, понесенных в результате исполнения акта суда общей юрисдикции при осуществлении обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жильем сотрудника милиции Мостепан А.А. и членов его семьи, в сумме 1 768 682 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2011 исковые требования удовлетворены: взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "город Екатеринбург" в лице Администрации города Екатеринбурга 1 768 682 руб. убытков.
Не согласившись с судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, снизив размер взыскиваемой суммы.
Заявитель жалобы считает, что суд, определяя стоимость убытков, неверно руководствовался отчетом оценщика об определении рыночной стоимости недвижимости.
Указывает, что Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 10 установлен норматив рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в Свердловской области в размере 33 600 руб.
Также ссылается на то, что рыночная стоимость квартиры, указанная в отчете оценщика, включает НДС, который в соответствии с п. 1 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации является федеральным налогом, а поскольку федеральный бюджет не является ни покупателем, ни получателем переданной участковому уполномоченному квартиры, полагает, что из взысканной суммы должен быть исключен НДС.
Администрация представила письменные возражения на жалобу, согласно которому просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Указывает, что при определении денежной суммы убытков в размере рыночной стоимости квартиры для сотрудника милиции на основании отчета об определении рыночной стоимости недвижимости N 168, истец действовал в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Считает, что в рассматриваемом случае применение Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 10 недопустимо.
Полагает, что довод об исключении из взыскиваемой суммы НДС в порядке ст. 161 НК не основан на законе.
Иные участники арбитражного процесса отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не направили своих представителей, что в порядке п. 2, 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда города Екатеринбурга от 26.12.2010 на Администрацию г. Екатеринбурга возложена обязанность по предоставлению Мостепану Александру Александровичу и Мостепан Екатерине Игоревне на условиях социального найма благоустроенного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 32 кв.м, отвечающего санитарным и техническим требованиям и расположенного в пределах г. Екатеринбурга, с правом последующей компенсации за счет средств федерального бюджета (с учетом определения о разъяснении решения от 15 января 2010 года).
Во исполнение указанного решения, вступившего в законную силу, на основании Постановления Главы Екатеринбурга от 19.04.2011 N 1623 истец предоставил по договору социального найма жилого помещения N 09/199 от 20.04.2011 Мостепану Александру Александровичу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из однокомнатной квартиры, общей площадью 32,4 кв. м, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Белинского, д. 135, кв. 264.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости недвижимости N 168 от 05.05.2011 итоговая рыночная стоимость представленного жилого помещения составила 1 768 682 рублей.
Ссылаясь на то, что в результате исполнения решения суда о взыскании денежных средств с администрации в пользу участкового уполномоченного сотрудника милиции бюджету г. Екатеринбурга причинены убытки, администрация г. Екатеринбурга обратилась в арбитражный суд с соответствующим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, расходы, понесенные администрацией в связи с исполнением судебного решения, обязывающего предоставить участковому уполномоченному милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилое помещение, подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим мотивам.
Согласно ст. 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем, таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации).
Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", ч. 1 ст. 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения ст. 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности.
Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Из материалов делу следует, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения участковому уполномоченному милиции Мостепану А.А. и членам его семьи, а именно, в результате исполнения названного решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из владения муниципального образования "город Екатеринбург", в связи с чем, г. Екатеринбургу причинены убытки.
Однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Предоставив жилое помещение, администрация г. Екатеринбурга в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация г. Екатеринбурга будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости, а рыночная стоимость квартиры подтверждена отчетом N 168 от 05.05.2011.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом положений норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что муниципальному образованию "город Екатеринбург" причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с предоставлением квартиры на осуществление государственных полномочий в части предоставления льгот, предусмотренных Законом о милиции и не обеспеченных передачей средств, необходимых для их осуществления, что противоречит ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", нормам бюджетного законодательства (ст. 83, 84, 86 Бюджетный кодекс РФ).
Оценка квартиры, выбывшей из собственности муниципального образования, произведена ЗАО "ЭКО-Н" и составила 1 768 682 руб.
Указание заявителя жалобы на то, что стоимость не должна определяться на основании оценки, а должна определяться на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 10, которым утвержден норматив рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в Свердловской области в размере 33 600 руб., судом апелляционной инстанции не может быть принято во внимание, поскольку в рассматриваемом случае истец на основании решения Ленинского районного суда произвел отчуждение квартиры из состава муниципальной собственности.
В связи с чем, как указано ранее, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства, следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Ссылки ответчика на включение в рыночную стоимость НДС судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как документально не подтвержденные.
Из отчета оценщика и материалов дела не усматривается включение в стоимость НДС.
Кроме того, в рассматриваемом деле нет реализации квартиры, и администрация не становится налоговым агентом по уплате НДС, в данном случае исполняется решение суда и жилье предоставляется на условиях социального найма. Дальнейшее отчуждение жилого помещения не свидетельствует о возникновении у истца права на налоговый вычет по НДС, то есть об изменении размера понесенных расходов.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 названного Кодекса).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно установил, что расходы в общей сумме 1 768 682 руб., понесенные администрацией г. Екатеринбурга в результате исполнения акта суда общей юрисдикции, обязывающего предоставить участковому уполномоченному милиции квартиру в соответствии со ст. 30 Закона о милиции, и определенные исходя из рыночной стоимости предоставленного жилого помещения, подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В связи с изложенным, требования истца обоснованно удовлетворены судом первой инстанции, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ госпошлина по апелляционной жалобе ответчиком уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.12.2011 по делу N А60-33423/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
С.Н.Полевщикова |
Судьи |
В.Г.Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предоставив жилое помещение, администрация г. Екатеринбурга в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация г. Екатеринбурга будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости, а рыночная стоимость квартиры подтверждена отчетом N 168 от 05.05.2011.
Таким образом, суд первой инстанции с учетом положений норм действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что муниципальному образованию "город Екатеринбург" причинен ущерб в виде убытков, возникших в связи с предоставлением квартиры на осуществление государственных полномочий в части предоставления льгот, предусмотренных Законом о милиции и не обеспеченных передачей средств, необходимых для их осуществления, что противоречит ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", нормам бюджетного законодательства (ст. 83, 84, 86 Бюджетный кодекс РФ).
...
Указание заявителя жалобы на то, что стоимость не должна определяться на основании оценки, а должна определяться на основании Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.01.2011 N 10, которым утвержден норматив рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в Свердловской области в размере 33 600 руб., судом апелляционной инстанции не может быть принято во внимание, поскольку в рассматриваемом случае истец на основании решения Ленинского районного суда произвел отчуждение квартиры из состава муниципальной собственности.
В связи с чем, как указано ранее, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства, следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
...
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)."
Номер дела в первой инстанции: А60-33423/2011
Истец: Администрация города Екатеринбурга
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Свердловской области
Третье лицо: Министерство Финансов РФ, Мостепан Александр Александрович, Мостепан Екатерина Игоревна