г. Ессентуки |
|
12 марта 2012 г. |
Дело N А63-3604/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МВД России по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19 декабря 2011 года по делу N А63-3604/2011,
по заявлению ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601954913,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Лидер", г. Ставрополь, ОГРН 10626350223725,
негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр "Кавказ"", г. Ставрополь, ОГРН 1022601934695,
негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Учебный центр развития охраны и сыска Ставропольского края", г. Ессентуки, ОГРН 1092600002373,
негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Учебный центр "Рубеж - С", г. Ставрополь, ОГРН 1032600936598,
негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа охраны "БАЯРД", г. Пятигорск, ОГРН 1022601625507,
автономная некоммерческая организация "Негосударственное образовательное учреждение "Дельта-Юг-Центр", г.Ставрополь, ОГРН 1032600947191,
некоммерческое партнерство "Центр развития охраны и сыска Ставропольского края", г.Ессентуки, ОГРН 1092600001724,
о признании решения управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10.12.2010 и предписания N 100 от 26.11.2010 незаконными (судья Алиева А.К.)
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю: Воблов Д.Н. по доверенности N 03/338 от 19.01.12.;
От ГУ МВД России по Ставропольскому краю, негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Лидер", г. Ставрополь, негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр "Кавказ"", г. Ставрополь,негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Учебный центр развития охраны и сыска Ставропольского края", г. Ессентуки, негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Учебный центр "Рубеж - С", г. Ставрополь, негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа охраны "БАЯРД", г. Пятигорск,автономная некоммерческая организация "Негосударственное образовательное учреждение "Дельта-Юг-Центр", г.Ставрополь и некоммерческое партнерство "Центр развития охраны и сыска Ставропольского края", г.Ессентуки не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Главное управление внутренних дел по Ставропольскому краю, г.Ставрополь (далее - ГУВД по Ставропольскому краю) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - УФАС по СК, антимонопольный орган, управление, заинтересованное лицо) о признании решения и предписания от 26.11.2010 о нарушении Главным управлением внутренних дел по Ставропольскому краю антимонопольного законодательства незаконными.
В уточнении к заявлению N 7 от 30.06.2011 ГУВД по СК просило признать вынесенные УФАС по СК решение от 10.12.2010 и предписание N 100 от 26.1 1.2010 незаконными.
Определением от 30.06.2011 суд принял уточнения, спор рассматривается в уточненной редакции.
Определениями суда от 25.05.2011, 30.06.2011, 14.11.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Лидер", г. Ставрополь, негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр "Кавказ"", г. Ставрополь, негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Учебный центр развития охраны и сыска Ставропольского края", г. Ессентуки, негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Учебный центр "Рубеж - С", г. Ставрополь, негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа охраны "БАЯРД", г. Пятигорск, автономная некоммерческая организация "Негосударственное образовательное учреждение "Дельта-Юг-Центр", г.Ставрополь, некоммерческое партнерство "Центр развития охраны и сыска Ставропольского края", г.Ессентуки.
Определением суда от 17.08.2011 произведена замена Главного управления внутренних дел по Ставропольскому краю, г.Ставрополь на Главное управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - ГУ МВД России по Ставропольскому краю, заявитель).
Решением суда от 19 декабря 2011 года в удовлетворении заявления ГУ МВД России по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1022601954913, о признании незаконными решения УФАС по Ставропольскому краю от 10.12.2010 и предписания N 100 от 26.11.2010, отказано.
Решение мотивировано наличием в действиях ГУ МВД России по Ставропольскому краю нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с принятым решением, ГУ МВД России по Ставропольскому краю обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого решения. Заявитель указывает, что учебные учреждения добровольно отказались от проведения квалификационных экзаменов, чем исключается наличие вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. Кроме того, НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ" не представило заявок с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц и времени начала экзамена в адрес комиссии. Плата за сдачу экзамена не является государственной пошлиной, а представляет собой компенсацию негосударственным образовательным учреждениям за предоставление базы.
УФАС по СК представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, Воблов Д.Н. поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19 декабря 2011 года по делу N А63-3604/2011 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю в рамках задания ФАС России от 01.07.2010 N АК/20699 о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства негосударственными образовательными учреждениями, территориальными органами внутренних дел при реализации Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности", на основании жалоб, поступивших в адрес управления от негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Учебный центр "Кавказ" от 06.08.2010 вх. N 7737, некоммерческого партнерства "Центр развития охраны и сыска Ставропольского края" от 22.09.2010 вх. N 9400 на действия ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю, выразившихся в необоснованных отказах в проведении квалификационного экзамена на базе НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ", а также в установлении приоритетного положения для НОУ ДО "Лидер" было возбуждено и рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства: пункта 2 части 1 статьи 15 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в отношении ГУВД по СК и НОУ ДО "Лидер" (том N2 л.д. 174-181).
По результатам рассмотрения дела, решением антимонопольного органа от 10.12.2010 года ГУВД по Ставропольскому краю в лице отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 и пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции"; выдано предписание N 100 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (том N1 л.д.10; том N1 л.д.14-30).
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ГУВД по СК обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На территории Ставропольского края правом ведения образовательной деятельности в соответствии с лицензией по программам подготовки, повышения квалификации по профессии "охранник" ("частный охранник") 4, 5, 6 разряда и по программам повышения квалификации руководителей частных охранных организаций обладают следующие шесть негосударственных образовательных учреждений: негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Лидер", негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования "Учебный центр "Рубеж-С", негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр "Кавказ", автономная некоммерческая организация "Негосударственное образовательное учреждение "Дельта-Юг-Центр", негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Учебный центр развития охраны и сыска Ставропольского края", негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа охраны "БАЯРД".
Из перечисленных образовательных учреждений, осуществляющих обучение по программе подготовки специалистов в сфере частной охранной и детективной деятельности, только на базе негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования "Лидер" проводится квалификационный экзамен для частных охранников и руководителей охранных организаций.
В соответствии со статьей 11.1 Закона РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональную подготовку и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" квалификационный экзамен проводится, как правило, в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников. К сдаче экзамена допускаются лица, прошедшие обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников.
Для организации приема экзамена в органах внутренних дел создаются экзаменационные комиссии в порядке, установленном Приказом МВД России от 19 июня 2006 г. N 447 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по лицензированию и осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации" (в ред. приказов МВД РФ от 24.01.2007 N 101, от 21.09.2009 N 716, с изменениями, внесенными решением Верховного суда РФ от 05.12.2006 N ГКПИ06-1280). Приложение N 2 к указанному приказу закрепляет Инструкцию по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения правового статуса частного охранника, в соответствии с которой для организации приема квалификационного экзамена при органе внутренних дел создаются экзаменационные комиссии.
Организационно-методическое обеспечение и контроль за их деятельностью осуществляется ДООП МВД России. Состав комиссии и положение о ней утверждается приказом МВД, ГУВД, УВД по субъекту Российской Федерации, ОВДРО. Экзамен проводится, как правило, на базе образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников. Прием экзамена у лиц, заканчивающих обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников, по решению комиссии может осуществляться одновременно с проведением выпускного (итогового) экзамена в образовательных учреждениях по завершении курса обучения.
Работа комиссии ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю по организации приема квалификационного экзамена осуществляется на базе НОУ дополнительного образования "Лидер". НОУ предоставляет помещение для работы комиссии, учебный класс с оргтехникой, обеспеченной лицензионным программным обеспечением, служебным оружием, необходимым количеством боеприпасов, помещением тира.
Также работу комиссии ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю координирует координационно-методический совет при ГУВД по Ставропольскому краю, который создан во исполнение Указания МВД России от 23 марта 1999 года N 1/5682. Цели и задачи деятельности координационно-методического совета при ГУВД по Ставропольскому краю закреплены в Положении, утвержденном приказом ГУВД по СК от 30.09.2009 N 605; совет создан в качестве совещательного органа, не наделенного правом нормотворчества.
Протоколом N 14 от 03.12.2009 года заседания координационно-методического совета при ГУВД по СК принято решение о том, что НОУ "Учебный центр "Рубеж-С", НОУ "Учебный центр "Кавказ", АНО НОУ "Дельта-Юг-Центр" не обладают необходимыми условиями для проверки теоретических и практических навыков, поэтому рекомендовать экзаменационной комиссии осуществлять прием квалификационного экзамена на базе НОУ ДО "Лидер".
Данные рекомендации были закреплены в методических рекомендациях, подготовленных Л.К. Савцовым, утвержденных в ГУВД по Ставропольскому краю (исх. N 25/7276 от 16.12.2009) и направленных руководителям частных охранных предприятий по организации сдачи квалификационного экзамена на базе НОУ ДО "Лидер". В методических рекомендациях указано, что для упорядочения работы лицензионного органа и на основании решения комиссии, прием экзаменов о присвоении соответствующей квалификации частного охранника будет осуществляться на базе НОУ "Лидер". Группы контроля (обеспечения) организуют и проводят прием экзаменов с понедельника по четверг с 10 до 17 часов в классе НОУ ДО "Лидер" и в закрытом стрелковом тире РОСТО.
Данные методические рекомендации ГУВД по СК от 16.12.2009 были рассмотрены и подписаны заместителем начальника генерал-майором милиции М.М. Кабановым и содержали требование провести рабочие встречи со всеми руководителями охранных организаций, в ходе которых необходимо довести до них требования по вопросам сдачи квалификационного экзамена, выдачи удостоверений частного охранника и организации проведения обязательной дактилоскопической регистрации.
В ГУВД Ставропольского края с заявлением об организации приема квалификационных экзаменов неоднократно обращался директор НОУ ДО "Кавказ", вопрос о приеме квалификационного экзамена на базе указанного образовательного учреждения решен не был. Неоднократно в отношении НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ" проводились проверки ООЛРР УВД по г. Ставрополю, замечаний и предложений не выявлено.
Актом о результатах выездной внеплановой проверки НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ", проведенной Министерством образования Ставропольского края, подтверждается факт, что материально-техническая база учреждения обеспечивает условия осуществления образовательного процесса по программам профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования. Акты были подписаны проверяющим, с актами был ознакомлен директор учебного центра.
В материалах дела имеется заключение о наличии специальной учебной и стрелковой базы для обучения частных охранников, утвержденное начальником ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю полковником милиции А.А. Науменко, от 15.02.2010 года. Инспектор отделения контроля за частной детективной и охранной деятельностью ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю майором милиции Заболоцкий Е.В., рассмотрев материалы обращения о выдаче заключения о наличии специальной учебной, стрелковой (учебно-материальной) базы частному образовательному учреждению "Учебный центр "Кавказ", установил наличие пригодной специальной и стрелковой базы. Недостатки, заявленные в ходе проверки, устранены, о чем предоставлено письменное сообщение.
Письмом от 14.07.2010 исх. N 25/3835, подписанным И.о. начальника ООЛРР при ГУВД по Ставропольскому краю, директору НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ" было сообщено, что для принятия положительного решения об организации приема квалификационного экзамена, необходимо привести в соответствие материально-техническую базу учреждения и направить в адрес комиссии материалы, не представленные на момент проверки. Также необходимо представить информацию о зачислении и выпуске учебных групп, расписании занятий и графиках учебных и зачетных стрельб с указанием места и времени их проведения.
Вместе с тем в адрес НОУ "Кавказ" 30.07.2010 исх. N 25/4158 поступило письмо от ООЛРР, подписанное И.о. начальника Л.К. Савцовым, в котором сообщалось, что с 09.08.2010 прием квалификационного экзамена у выпускников НОУ, согласно решению экзаменационной комиссии при ГУВД по Ставропольскому краю по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения статуса частного охранника, будет проводиться еженедельно, по вторникам, на базе НОУ ДО "Лидер". Кроме того, письмо с подобным содержанием было направлено в адрес НОУ СПО "РОСТА" 30.07.2010 исх. N25/4158.
Согласно представленной информации квалификационные экзамены по повышению квалификации частных охранников 4-го, 5-го и 6-го разрядов, а также руководителей частных охранных организаций в период с 04.02.2010 по 31.05.2010 проводились на базе НОУ ДО "Лидер", у которого в указанный период отсутствовало приложение N 2 к лицензии на право осуществление деятельности по дополнительному профессиональному образованию.
06.07.2010 за исходящим N 141, директором НОУ Учебный центр "Лидер" было направлено письмо на имя начальника ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю А.А. Науменко с просьбой проинформировать инспекторов лицензионно-разрешительных отделений края и других заинтересованных лиц о приеме квалификационных экзаменов по адресу: г. Ставрополь, ул. 50 лет ВЛКСМ, 109 (4этаж) в связи с переездом. Однако повышение квалификации проводится по прежнему адресу (адресу, указанному в лицензии) ул. Шпаковская, 107в.
Прием квалификационных экзаменов проводится только на базе НОУ ДО "Лидер" и данная услуга является для экзаменуемых платной, для НОУ "Лидер" созданы условия для получения дополнительного дохода и оно поставлено в преимущественное положение по отношению к другим образовательным учреждениям, обладающим правом ведения образовательной деятельности по программам подготовка, переподготовка и повышение квалификации частных охранников.
УФАС по СК в рамках рассмотрения дела, были затребованы и приобщены к материалам дела калькуляции услуг по приему квалификационного экзамена для частного охранника 4, 5, 6 разрядов, сотрудников охраны 4, 5, 6 разрядов и по повышению квалификации руководителей частных охранных организаций.
Представители НОУ ДО "Лидер" подтвердили тот факт, что осуществляют взимание платы с охранников и руководителей частных охранных предприятий за предоставление материально- технической базы ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю для приема квалификационного экзамена.
НОУ ДО "Лидер" представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю пояснительную записку с суммой выручки за представленные услуги по обеспечению материально-технической базы ООЛРР ГУВД по Ставропольскому краю для приема квалификационного экзамена за период с 04.02.2010 по 04.10.2010. Сумма выручки составила 8 388 500 рублей.
Согласно правилам сдачи квалификационного экзамена в образовательных учреждениях, реализующих программы профессиональной подготовки частных охранников, прием экзамена осуществляется членами комиссии по завершении обучения по программе профессиональной подготовке частных охранников; для согласования даты и времени проведения экзамена руководители образовательных учреждений подают заявку. Комиссия утверждает дату, время и место проведения экзамена. Аналогичные нормы закреплены и в Инструкции по организации и приему квалификационного экзамена у граждан, необходимого для приобретения статуса частного охранника (утв. Приказом МВД РФ от 19.06.2006 N 447).
Таким образом, организация приема и прием квалификационного экзамена на приобретение правового статуса частного охранника - является государственной функцией и относится к исключительной компетенции ГУВД по Ставропольскому краю, а потому не является частью образовательного процесса и не входит в предмет лицензирования образовательной деятельности.
Нормативного акта, устанавливающего плату за осуществление данной государственной функции, не имеется.
При этом ГУВД по Ставропольскому краю в лице ООЛРР не предпринимало мер по недопущению взимания платы в нерегулируемом размере при предоставлении государственной услуги по приему квалификационного экзамена.
Под функциями по оказанию государственных услуг в пп. "д" п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, в отношении государственных функций по приему квалификационного экзамена, установлена государственная монополия, а за их осуществление и при осуществлении, действующим законодательством исключается взимание платы в нерегулируемом размере любыми иными юридическими или физическими лицами за предоставление государственной функции по приему квалификационного экзамена.
В действиях ГУВД по Ставропольскому краю в лице ООЛРР по необоснованному ограничению доступа образовательных учреждений к приему квалификационного экзамена на их базах антимонопольным органом установлены факты нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции": необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Также действия ГУВД по Ставропольскому краю в лице ООЛРР и НОУ ДО "Лидер" по ограничению доступа образовательным учреждениям, обладающих правом ведения образовательной деятельности, в соответствии с лицензией по программам подготовки, повышения квалификации по профессии "охранник" ("частный охранник") 4, 5, 6 разряда и по программам повышения квалификации руководителей частных охранных организаций на рынок сдачи квалификационного экзамена и по предоставлению НОУ ДО "Лидер" приоритетных прав, на проведение квалификационного экзамена на его базе и взимания нерегулируемой платы за исполнение экзаменационной комиссией при ГУВД по СК государственной функции по приему квалификационного экзамена, нарушают пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 -ФЗ "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения дела, решением от 10.12.2010 года по делу N 120, антимонопольным органом ГУВД по Ставропольскому краю в лице отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью правомерно признано нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 и пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 - ФЗ "О защите конкуренции"; выдано предписание N 100 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Выводы антимонопольного органа о создании ГУВД по Ставропольскому краю НОУ ДО "Лидер" преимущественных условий деятельности на рынке оказания услуг по профессиональной подготовке частных охранников, что привело к ограничению конкуренции на соответствующем рынке; о согласованном характере действий ГУВД по Ставропольскому краю и учебного центра, результатом которых явилось ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по профессиональной подготовке частных охранников, а, следовательно, о наличии в действиях ГУВД по Ставропольскому краю признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ" не представило заявок с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц и времени начала экзамена в адрес комиссии отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ" обращалось по вопросу приема квалификационного экзамена на своей базе за N 13 от 10.03.2010, N 15 от 11.06.2010, N 17 от 24.06.2010, N 22 от 21.07.2010, N 26 от 10.08.2010, N 28 от 16.08.2010, N 40 от 21.10.2010.
Мотивами отказа в проведении экзамена явилось, в том числе, несоответствие материально-технической базы, установленное по результатам проверки проведенной 01.07.2010.
Однако после 01.07.2010 обследование материально-технической базы НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ" не производилось, устранение недостатков не устанавливалось; запланированное в соответствии с письмом N 25/5290 от 28.09.2010 на первую декаду октября 2010 обследование также не было проведено, при этом, прием экзаменов осуществлялся на НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ", как пояснил суду представитель заявителя Науменко А.А., с ноября 2010 без проверки устранения выявленных в ходе проверки 01.07.2010 недостатков, препятствовавших, по мнению заявителя, проведению квалификационного экзамена.
Несоблюдение при подаче заявки тридцатидневного срока, не могло служить основанием к отказу в проведении экзамена, т.к. в соответствии с пунктом 5 Приложения N 6 Порядка сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" для согласования даты и времени проведения экзамена руководители образовательных учреждений подают в комиссию не менее чем за 30 рабочих дней до дня проведения экзамена заявку с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц и времени начала экзамена. Комиссия утверждает дату, время и место проведения экзамена. Образовательное учреждение готовит список лиц, представляемых для сдачи экзамена, и экзаменационный лист на каждое экзаменуемое лицо.
Определение даты, времени и места проведения экзамена является прерогативой экзаменационной комиссии, образовательное учреждение подает предполагаемые данные начала экзамена.
Дата и время экзамена с учетом вышеперечисленных обращений НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ", назначены не были вплоть до ноября 2010.
При этом следует отметить, что названный пункт указывает на подачу образовательным учреждением лишь предполагаемого количества экзаменуемых лиц в срок не менее чем за 30 рабочих дней. Требование о подаче вместе с заявкой в указанный срок списка экзаменуемых лиц в нем не содержится, образовательное учреждение в силу названного пункта готовит соответствующий список.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что отсутствие списка экзаменуемых лиц, выпускников образовательного учреждения не может препятствовать проведению экзамена, поскольку таковые проводятся, как для выпускников образовательного учреждения, подавшего заявку, так, и для выпускников иных образовательных учреждений.
УФАС по СК правильно установило наличие в действиях заявителя нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод апелляционной жалобы о том, что учебные учреждения добровольно отказались от проведения квалификационных экзаменов, чем исключается наличие вменяемого нарушения антимонопольного законодательства - не соответствует действительности по следующим основаниям:
Факт ущемления прав НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ", отсутствие добровольного отказа от приема экзаменов подтверждается жалобой в адрес антимонопольного органа.
Таким образом, добровольный отказ от приема квалификационных экзаменов, заявленный НОУ "Учебный центр "Рубеж-С", АНО НОУ "Дельта-Юг-Центр", НОУ ДО "Баярд", НОУ ДО "Лидер" не свидетельствует об отсутствии нарушении антимонопольного законодательства.
Довод апелляционной жалобы о том, что взимаемые денежные средства с лиц, сдающих экзамены, являются не госпошлиной за выполнение государственной функции, а компенсацией затрат негосударственных образовательных учреждений, связанных с предоставлением базы, отклоняется, так как доказательств, подтверждающих данный довод, не представлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Арбитражного суда Ставропольского края от 19 декабря 2011 года по делу N А63-3604/2011.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Ставропольского края от 19 декабря 2011 года по делу N А63-3604/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выводы антимонопольного органа о создании ГУВД по Ставропольскому краю НОУ ДО "Лидер" преимущественных условий деятельности на рынке оказания услуг по профессиональной подготовке частных охранников, что привело к ограничению конкуренции на соответствующем рынке; о согласованном характере действий ГУВД по Ставропольскому краю и учебного центра, результатом которых явилось ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по профессиональной подготовке частных охранников, а, следовательно, о наличии в действиях ГУВД по Ставропольскому краю признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
...
Несоблюдение при подаче заявки тридцатидневного срока, не могло служить основанием к отказу в проведении экзамена, т.к. в соответствии с пунктом 5 Приложения N 6 Порядка сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" для согласования даты и времени проведения экзамена руководители образовательных учреждений подают в комиссию не менее чем за 30 рабочих дней до дня проведения экзамена заявку с указанием предполагаемого количества экзаменуемых лиц и времени начала экзамена. Комиссия утверждает дату, время и место проведения экзамена. Образовательное учреждение готовит список лиц, представляемых для сдачи экзамена, и экзаменационный лист на каждое экзаменуемое лицо.
...
УФАС по СК правильно установило наличие в действиях заявителя нарушения пункта 2 части 1 статьи 15, пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"."
Номер дела в первой инстанции: А63-3604/2011
Истец: ГУ МВД России по Ставропольскому Краю, ГУВД по Ставропольскому краю
Ответчик: УФАС по СК, г. Ставрополь
Третье лицо: АНО "Дельта-Юг-Центр", АНО "Негосударственное образовательное учреждение "Дельта-Юг-Центр", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Лидер", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр "Кавказ", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр "Рубеж-С", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Учебный центр развития охраны и сыска Ставропольского края", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования "Школа охраны "БАЯРД", Некоммерческое партнерство "Центр развития охраны и сыска Ставропольского края", НК "Центр развития охраны и сыска Ставропольского края", НОУ ДО "БАЯРД", НОУ ДО "Лидер", НОУ ДО "Учебный центр "Кавказ"", НОУ НПО "Учебный центр "Рубеж-С", НОУ СПО "Учебный центр охраны и сыска СК", Управление Федеральной Антимонопольной службы России по Ставропольскому краю