город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2012 г. |
дело N А01-1739/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Н.Н. Смотровой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея
от 29.12.2011 по делу N А01-1739/2011, принятое судьей Афашаговым М.А.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3. ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - Управление Роскомнадзора) обратилось в арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 29.12.2011 суд удовлетворил заявление, привлек ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение предприятием правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что решение вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебное заседание не явились представители Управления Роскомнадзора по КК и РА и ФГУП "Почта России", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя от 05.08.2011 N 887 сотрудниками Управления Роскомнадзора по Краснодарском краю и Республике Адыгея проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ФГУП "Почта России" лицензионных требований при осуществлении деятельности УФПС Республики Адыгея - филиала ФГУП "Почта России", расположенного по адресу 385000, Майкоп, ул. Краснооктябрьская, дом 20, с целью рассмотрения поступившей информации о нарушении Правил оказания услуг почтовой связи (информация о нарушении законодательства в области связи вх. от 03.08.2011 N23/0109365).
В ходе проверки было установлено, что заказное письмо от 27.06.2011 N 38500022704694, адресованное ООО "Учебный центр" (юридический адрес: 385000, г. Майкоп, ул. Привокзальная, дом 106 А) было вручено 29.06.2011 Уджуху Э.Р., которая не является законным представителем ООО "Учебный центр", что является нарушением пунктов 33, 34 47 в, 47е Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 г.. N 221, пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 г.. N 126-ФЗ, статьи 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 г.. N 176-ФЗ.
По результатам проверки 16.08.2011. управлением в отношении предприятия составлен акт N А-23Т-04/3433, а также протокол об административном правонарушении от 29.08.2011 N 1311/11 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол составлен при надлежащем извещении законного представителя ФГУП "Почта России" о времени и месте составления протокола путем вручения 19.08.2011 телеграммы секретарю (л.д. 6).
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы административного дела направлены Управлением Роскомнадзора по Краснодарском краю и Республике Адыгея на рассмотрение в арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения заявления о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно статье 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи относится к лицензируемым видам деятельности. Лицензирование указанной деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи.
Министерством Российской Федерации по связи и информатизации Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" выдана лицензия серии А 025271 N 25577 от 11.04.2003 на предоставление услуг почтовой связи.
Согласно пункту 4 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией серии А 025271 N 25577 от 11.04.2003 при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральными закона "О связи" и "О почтовой связи", другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, а также законами и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий; порядок оказания услуг почтовой связи регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи и Контрольными сроками прохождения письменной корреспонденции, утвержденными Правительством Российской Федерации; деятельность в области почтовой связи лицензиат обязан осуществлять на основе: соблюдения законности, соблюдения прав пользователей услуг почтовой связи, обеспечения права каждого на тайну связи.
Пунктом 14 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией серии А 025271 N 25577 от 11.04.2003 установлено, что лицензиат обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с действующими нормативными актами и законодательством Российской Федерации; нормативные акты по вопросам организационно-технического обеспечения устойчивого функционирования сети почтовой связи, а также по вопросам эксплуатации средств почтовой связи, издаваемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, являются обязательными для исполнения лицензиатом.
В соответствии с подпунктом б пункта 12 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 (Далее - Правила) регистрируемые почтовые отправления (заказные, с объявленной ценностью, обыкновенные) принимаются от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаются адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
В силу подпункта "б" пункта 12 Правил оказания услуг почтовой связи к регистрируемым (заказным, с объявленной ценностью, обыкновенным) относятся почтовые отправления, принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его законному представителю) с его распиской в получении.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг почтовой связи законными представителями являются лица, имеющие доверенность, оформленную в установленном порядке.
Пунктами 33, 34 Правил оказания услуг почтовой связи предусмотрено, что почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами и выдаются адресатам (законным представителям) при предъявлении документов, удостоверяющих личность.
Соответственно, для получения заказной почтовой корреспонденции, адресованной юридическому лицу, его представитель должен предъявить оператору почтовой связи доверенность, а также документ, удостоверяющий личность. Доверенность остается у уполномоченного лица и должна предъявляться (а не передаваться для прикрепления к извещению) заявителем (представителем юридического лица) при каждом получении регистрируемых почтовых отправлений.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений ФГУП "Почта России" осуществлена выдача заказного письма от 27.06.2011 N 38500022704694, адресованного ООО "Учебный центр", Уджуху Э.Р., не являющейся представителем ООО "Учебный центр".
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи юридическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензией требований, ФГУП "Почта России" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Объективные доказательства отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлены.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы предприятия о том, что решение вынесено за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 N 10, в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что совершенное ФГУП "Почта России" правонарушение в виде нарушения условий предоставления услуг почтовой связи и выдачи заказного почтового отправления лицу, не уполномоченному на получение корреспонденции, посягает в данном случае на права и интересы неопределенного круга лиц, в том числе законных представителей ООО "Учебный центр", а потому нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
Таким образом, решение о привлечении к административной ответственности не могло быть вынесено позднее 29.06.2012. Решение от 29.12.2011 вынесено в пределах срока давности привлечения к ответственности.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение от 29.12.2011, основания для отмены которого не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 29 декабря 2011 года по делу N А01-1739/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений ФГУП "Почта России" осуществлена выдача заказного письма от 27.06.2011 N 38500022704694, адресованного ООО "Учебный центр", Уджуху Э.Р., не являющейся представителем ООО "Учебный центр".
Таким образом, наличие в действиях ФГУП "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
ФГУП "Почта России", будучи юридическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензией требований, ФГУП "Почта России" не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
...
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 N 10, в особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства."
Номер дела в первой инстанции: А01-1739/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (Адыгея)
Ответчик: ФГУП "Почта России", ФГУП "Почта России" - филиал, Филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Управление Федеральной почтовой связи Республики Адыгея
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-937/12