город Омск |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А75-9052/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-585/2012) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2011 по делу N А75-9052/2011 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028601263272, ИНН 8604029254)
к крестьянско-фермерскому хозяйству "Опалевы" (ОГРН 1028601793395, ИНН 8619002801)
о взыскании финансовой санкции (штрафа) за несвоевременное представление индивидуальных сведений в установленный срок,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от крестьянско-фермерского хозяйства "Опалевы" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нефтеюганске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, орган Пенсионного фонда, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к крестьянско-фермерскому хозяйству "Опалевы" (далее - заинтересованное лицо, КФХ "Опалевы") о взыскании штрафных санкций за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений за первое полугодие 2010 года в размере 1 699 руб. 50 коп.
Решением от 07.12.2011 по делу N А75-9052/2011 Арбитражный суд Ханты Мансийского автономного округа - Югры отказал Учреждению в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п "О внесении изменений в постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 N 192пN (зарегистрировано Минюстом РФ 22.07.2010 N 17959) введены новые формы документов для предоставления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Однако на 01.08.2010 - момент наступления предельного срока для подачи КФХ "Опалевы" индивидуальных сведений за первое полугодие 2010 года Постановление Правления ПФ РФ от 07.07.2010 N 166п не действовало и не подлежало применению, поэтому предоставление КФХ "Опалевы" форм отчетности за первое полугодие 2010 года 15.02.2011 не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований органа Пенсионного фонда суд первой инстанции указал на допущенные Учреждением нарушения при вынесения решения о привлечении КФХ "Опалевы" к финансовой ответственности в части описания события вменяемого правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, орган Пенсионного фонда обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Учреждение указывает на то, что акт N 65/7 от 28.03.2011 и решение N 65/7 от 25.04.2011 оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, из которых усматривается, что КФХ "Опалевы" не исполнило обязанности страхователя, а именно: в установленный законом срок (до 01.08.2010) не представило индивидуальные сведения на застрахованных лиц за первой полугодие 2010 года.
До начала судебного заседания от органа Пенсионного фонда поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя КФХ "Опалевы", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.
В порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" КФХ "Опалевы" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) определена обязанность страхователей по предоставлению сведений о застрахованных лицах (пункт 1 статьи 8, статья 15).
15.02.011 от КФХ "Опалевы" в адрес заявителя по почте поступили индивидуальные сведения на застрахованных лиц за первое полугодие 2010 года по форме АДВ-6-2, что подтверждается описью сведений, передаваемых страхователем (л.д.13,14).
По факту несвоевременного представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за первое полугодие 2010 года специалистом-экспертом карлюк О.К. составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 28.03.2011 N 65/7 (далее - акт), (л.д. 6-7).
Рассмотрение акта с учетом предоставленных страхователем документов было назначено на 25.04.2011 на 10 часов 00 минут (л.д.7).
Сумма начисленных страховых взносов за первое полугодие 2010 года составила 16 995 руб. (л.д. 13).
Решением от 25.04.2011 N 65/7 за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании КФХ "Опалевы" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и к нему применены финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за первое полугодие 2010 года платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 1 699 руб. 50 коп. (л.д. 10-11).
На основании вынесенного решения от 25.04.2011 N 65/7 КФХ "Опалевы" выставлено требование 26.04.2011 N 65/7 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в срок до 16.05.2011 (л.д.12).
Неисполнение КФХ "Опалевы" требования 26.04.2011 N 65/7 об уплате финансовых санкций в добровольном порядке послужило основанием для обращения органа Пенсионного фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании суммы штрафа в судебном порядке.
07.12.2011 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое органом Пенсионного фонда в апелляционном порядке решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего за отчетным годом, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о работающих у них застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 12 статьи 37 Федерального закона N 27-ФЗ отчетным периодом в 2010 году признается полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании должен установить, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверить правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно акту от 28.03.2011 N 65/7 и решению от 25.04.2011 N 65/7 КФХ "Опалевы" вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом событие правонарушения Органом Пенсионного фонда в упомянутых акте и решении описано следующим образом: Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2010 года, согласно описи сведений, передаваемых в ПФР форма АДВ-6-2 и почтового конверта, были представлены 15.02.2011, т.е. с нарушением установленного срока.
Вместе с тем, по убеждению суда апелляционной инстанции, у органа Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения КФХ "Опалевы" к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление последним индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме АДВ-6-2.
Пунктом 1 Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.2010 N 17959) в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" внесены изменения, дополнен пункт 1 абзацами следующего содержания:
"Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-2)";
"Опись документов, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-3)";
"Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (СЗВ-6-1)";
"Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-6-2)".
Начало действия Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п" определено 03.09.2010.
Таким образом, вышеназванные формы предоставления сведений обязательны при предоставлении сведений в Пенсионный фонд после даты вступления Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п в силу.
Указанное свидетельствует о том, что на момент наступления предельного срока для предоставления КФХ "Опалевы" индивидуальных сведений за первое полугодие 2010 года у заинтересованного лица не было законных оснований представлять в орган Пенсионного фонда сведения по формам АДВ-6-2 за первое полугодие 2010 года, поскольку такая обязанность появилась после 03.09.2010, даты вступления в силу Постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п.
Учитывая, что ни акт от 28.03.2011 N 65/7, ни решение от 25.04.2011 N 65/7 не содержит сведений о предоставлении либо непредоставлении КФХ "Опалевы" индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование за первое полугодие 2010 года, по формам индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденным Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п, в редакции Постановлений Правления ПФ РФ от 28.07.2008 N 224п, от 23.07.2009 N 161п, от 23.06.2010 N 152п), явялется правильным вывод суда первой инстанции о том, что предоставление КФХ "Опалевы" сведений по формам АДВ-6-2 за первое полугодие 2010 года позже 03.09.2010 не образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Более того, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции о том, что органом Пенсионного фонда допущено нарушение процессуальных норм при привлечении КФХ "Опалевы" к ответственности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок, которые должны соблюдаться должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение:
а) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
б) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф (часть 9 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, что следует из системного анализа положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 7 статьи 9 и статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
Однако в нарушение вышеприведенных норм законодательства ни в акте от 28.03.2011 N 65/7, ни в решении от 25.04.2011 N 65/7 о привлечении к ответственности не изложены надлежащим образом обстоятельства совершения правонарушения.
Акт от 28.03.2011 N 65/7не содержит сведений о том, за непредставление каких конкретно сведений Общество привлекалось к ответственности, а также не отражены документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства указанного правонарушения; отсутствуют ссылки на конкретные нормы, устанавливающие перечень и порядок представления сведений для той или иной категории страхователей и иных лиц.
Из решения о привлечении Общества к ответственности от 25.04.2011 N 65/7 невозможно установить обстоятельства, выявленные в ходе проверки.
Кроме того, ни в акте проверки, ни в решении о привлечении лица к ответственности не указано количество застрахованных лиц, в отношении которых не представлены сведения, также не представляется возможным проверить расчет начисления финансовых санкций ввиду отсутствия достаточного и обязательного описания события и объективной стороны вменяемого правонарушения. Констатации только одного факта непредставления в установленные сроки сведений недостаточно для привлечения Общества к ответственности.
Поскольку статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за совершение правонарушения в области учета в системе обязательного пенсионного страхования с наложением на страхователя или иное лицо финансовых санкций, следовательно, обстоятельства состава данного правонарушения должны быть конкретно указаны уполномоченным органом в решении о привлечении страхователя или иного лица к ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что орган Пенсионного фонда РФ в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие в действиях КФХ "Опалевы" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с КФХ "Опалевы" финансовой санкции (штрафа) в размере 1 699 руб. 50 коп. у суда первой инстанции не имелось.
В рассматриваемом случае органом Пенсионного фонда РФ не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, поэтому апелляционная жалоба органа Пенсионного фонда РФ удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Пенсионный фонд РФ при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2011 по делу N А75-9052/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Привлечение страхователя к ответственности должно осуществляться страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом Российской Федерации для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, что следует из системного анализа положений части 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункта 7 статьи 9 и статьи 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении к ответственности излагаются обстоятельства совершенного правонарушения, как они установлены проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статьей, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
...
Поскольку статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за совершение правонарушения в области учета в системе обязательного пенсионного страхования с наложением на страхователя или иное лицо финансовых санкций, следовательно, обстоятельства состава данного правонарушения должны быть конкретно указаны уполномоченным органом в решении о привлечении страхователя или иного лица к ответственности.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что орган Пенсионного фонда РФ в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие в действиях КФХ "Опалевы" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, следовательно, правовых оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с КФХ "Опалевы" финансовой санкции (штрафа) в размере 1 699 руб. 50 коп. у суда первой инстанции не имелось."
Номер дела в первой инстанции: А75-9052/2011
Истец: ГУ-УПФР в г. Нефтеюганске
Ответчик: Крестьянско-фермерское Хозяйство "Опалевы"