г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А42-6735/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Есиповой О.И., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (47220)
от заинтересованного лица: Ножина Н.Ю. по доверенности N 25-21/2526 от 14.02.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1469/2012) Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2011 по делу N А42-6735/2010 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению ООО "ГЕЛА"
к Мурманской таможне
о признании недействительными требований
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ГЕЛА":184365, Мурманская область, Кольский район, пос. Молочный, ул. Строителей, д. 26, ОГРН 10251005897700 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными требований Мурманской таможни: 183010 Мурманская область г. Мурманск, ул. Горького, 15, ОГРН 1025100864095 (далее - таможня) от 01.07.2010 N 55, N 56 об уплате таможенных платежей.
Решением от 01.12.2011 суд удовлетворил заявление общества в полном объеме.
Таможня заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 декабря 2011 года по делу N А42-6735/2010 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального права. При этом таможня считает, что продукция морского промысла (рыболовства), добытая (выловленная) и/или произведенная российскими судами при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне, является продукцией (товаром), полностью произведенной в Российской Федерации, то есть имеет статус российского товара. В связи с чем, спорная продукция морского промысла неправомерно помещена обществом под таможенный режим "международный таможенный транзит" (далее - МТТ), в то время как подлежала помещению под таможенный режим "экспорт" с уплатой вывозных таможенных пошлин, которые доначислены таможней и предъявлены обществу к уплате путем направления оспариваемого требования. Также податель жалобы не согласен с выводом суда относительно отсутствия у таможни оснований для выставления оспариваемого требования в связи с тем, что разрешение на применение таможенного режима МТТ таможенным органом не отменено. Податель жалобы считает, что отсутствие отмены в порядке ведомственного контроля разрешения нижестоящего таможенного органа на помещение товаров под режим международного таможенного транзита не влечет недействительность выставленного декларанту требования об уплате таможенных платежей и не освобождает его от обязанности их уплаты.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Общество против доводов апелляционной жалобы возражало по мотивам, изложенным в отзыве, обжалуемое решение суда считает законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
ООО "ГЕЛА", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не направило в судебное заседание своего представителя, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что обществом заключены контракты N 04/09 от 29.10.2009 и N 06/09 от 01.12.2009 с фирмой "Fast Trade Venture Ltd." на поставку мороженой потрошеной без голов трески и пикши на условиях поставки СФР Велсен (Голландия) с отгрузкой в Исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море с судна М-0228 "Проект" транзитом через порт Мурманск.
В рамках исполнения контракта от 29.10.2009 N 04/09 общество 04.11.2009 осуществило поставку мороженой рыбопродукции общим весом 361,436 кг (нетто) на судно М-0668 "Заря" (судовладелец ООО "РК "Заря", фрахтователь - ООО "ГЕЛА") согласно коносаменту N 27/09 от 04.11.2009. Отгрузка рыбопродукции произведена в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море за пределами таможенной территории Российской Федерации, согласно коносаменту от 04.11.2009 N 27/09.
Судно М-0668 "Заря" 06.11.2009 пришло в порт Мурманск (судовое дело N 10207050/061109/01548); согласно коносаменту от 04.11.2009 N 27/09 и грузовой декларации ввезена мороженная продукция морского промысла в ассортименте общим весом 361 436 кг (нетто), изготовленная судном М-0028 "Проект", принятая к перевозке судном М-0668 "Заря" (грузоотправитель - ООО "ГЕЛА", грузополучатель - фирма "Fast Trade Venture Ltd.").
Согласно заявлению ООО "РК Заря" на таможенный пост "Морской порт Мурманск" от 06.11.2009 N 251/11, данная продукция морского промысла помещена таможенным органом под таможенный режим Международный таможенный транзит, далее МТТ (разрешение получено 06.11.2009).
Транзитная рыбопродукция 10.11.2009 на судне М-0668 "Заря" была вывезена с таможенной территории Российской Федерации; капитаном судна на таможенный пост "Морской порт Мурманск" представлена грузовая транзитная декларация, на которой должностным лицом таможенного поста сделана отметка "Вывоз разрешен полностью. 10.11.2009".
25 ноября 2009 года продукция морского промысла по наименованию и в количестве, указанном в коносаменте от 04.11.2009 N 27/09, была выгружена в порту "Вельсен" (Голландия) с борта судна и передана иностранному получателю.
Во исполнение контракта от 01.12.2009 N 06/09 общество осуществило отгрузку товара (мороженной потрошеной без голов трески и пикши общим весом 360,067 кг (нетто)) на транспортный рефрижератор "Кильдин" (фрахтователь ООО "ГЕЛА") согласно коносаменту от 09.12.2009 N 51/09. Отгрузка рыбопродукции произведена в Исключительной экономической зоне Российской Федерации в Баренцевом море за пределами таможенной территории Российской Федерации.
Транспортное судно "Кильдин" 11.12.2009 пришло в порт Мурманск (судовое дело N 10207050/111209/01736); согласно коносаменту от 09.12.2009 N 51/09 и грузовой декларации ввезена мороженная продукция морского промысла в ассортименте общим весом 360,067 кг (нетто), изготовленная судном М-0228 "Проект", принятая к перевозке транспортным судном "Кильдин" (грузоотправитель - ООО "ГЕЛА", грузополучатель - фирма "Fast Trade VentureLtd.").
Согласно заявлению ООО "КТК" (судовладелец) на таможенный пост "Морской порт Мурманск" от 11.12.2009 N 369/09, данная продукция морского промысла помещена таможенным органом под таможенный режим МТТ (разрешение получено 11.12.2009).
Транзитная рыбопродукция 14.12.2009 на транспортном судне "Кильдин" вывезена с таможенной территории Российской Федерации; капитаном судна на таможенный пост "Морской порт Мурманск" представлена грузовая транзитная декларация, на которой должностным лицом таможенного поста сделаны отметки "Вывоз разрешен. 14.12.2009", "Вывезено полностью за пределы Российской Федерации". 25.12.2009. В период с 28.12.2009 по 29.12.2009 данная продукция морского промысла по наименованию и в количестве, указанном в коносаменте от 09.12.2009 N 51/09, была выгружена в порту "Вельсен" (Голландия) с борта судна, и передана иностранному получателю.
В период с 11.06.2010 по 24.06.2010 таможенным органом проведена проверка документов и сведений ООО "ГЕЛА" после выпуска товаров и (или) транспортных средств по вопросу соблюдения условий помещения под таможенный режим "Международный таможенный транзит" товаров (продукции морского промысла), ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации 06.11.2009 (на судне М-0668 "Заря"), 11.12.2009 (на судне ТР "Кильдин").
Результаты проверки оформлены актом от 24.06.2010 N 10207000/400/240610/А0057, из которого следует, что Мурманской таможней установлен факт несоблюдения обществом условий помещения вышеуказанной рыбопродукции (выловленной и произведенной в исключительной экономической зоне Российской Федерации), ввезенной 06.11.2009 на судне М-0668 "Заря" (вывезенной с таможенной территории Российской Федерации 10.11.2009), и 11.12.2009 на судне ТР "Кильдин" (вывезенной с таможенной территории Российской Федерации 14.12.2009), под таможенный режим международного таможенного транзита и необходимость его оформления в режиме экспорта с уплатой вывозной таможенной пошлины.
По результатам проверки 01.07.2010 таможней в адрес общества направлено требование от 01.07.2010 N 55 (по судну М-0668 "Заря") с предложением уплаты вывозной таможенной пошлины в сумме 817 392,49 руб. и 53 900,22 руб. пеней (в общей сумме 871 292,71 руб.), а также требование от 01.07.2010 N 56 (по судну ТР "Кильдин") с предложением уплаты вывозной таможенной пошлины в сумме 1 044 681,63 руб. и 57 988,54 руб. пеней (в общей сумме 1 102 670,17 руб.).
Не согласившись с требованиями таможни, общество оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, сделав вывод об отсутствии у вывезенного товара статуса российского, в связи с чем основания для выставления оспариваемого требования и принятия решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке, у таможенного органа не имелось.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 156-157 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), действовавшего в спорный период, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влечет за собой обязанность лиц поместить товар под один из таможенных режимов и соблюдать этот таможенный режим. Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с названным Кодексом. При соблюдении лицом заявленного таможенного режима и других условий выпуска товаров (статья 149 ТК РФ) таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.
В соответствии со статьей 167 ТК РФ международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Под таможенный режим МТТ могут быть помещены любые иностранные товары, за исключением товаров, транзит которых запрещен в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Под иностранными товарами понимаются товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 ТК РФ). Подпунктом 2 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации - то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации.
Применительно к спорным правоотношениям статус российских товаров определяется совокупностью двух признаков: товары должны быть произведены на территории Российской Федерации и не быть вывезены с нее. Кроме того, российскими признаются товары, находящиеся в свободном обращении на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорная продукция морского промысла добыта в исключительной экономической зоне Российской Федерации, то есть за пределами таможенной территории Российской Федерации. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, таможней в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статей 11, 167 ТК РФ, а также пункта 6 статьи 31 ТК РФ в совокупности с пунктом 1 статьи 29 ТК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания добытой и произведенной заявителем морской продукции в исключительной экономической зоне Российской Федерации (за пределами территориального моря Российской Федерации) российским товаром, к которому невозможно применение процедуры МТТ.
Означенный вывод суда соответствует сложившейся правоприменительной практике.
С учетом положений подпункта 23 пункта 1 статьи 11 и статьи 157 ТК РФ товары считаются помещенными под соответствующий таможенный режим со дня проставления таможенными органами на представленной декларантом либо иным ответственным лицом грузовой таможенной декларации или иных, предусмотренных таможенным законодательством документах, соответствующей отметки.
В соответствии со статьей 412 ТК РФ проверка правомерности выдачи разрешения на помещение товаров под таможенный режим международного таможенного транзита возможна лишь в порядке ведомственного контроля.
Приказом Федеральной таможенной службы России от 06.11.2008 N 1378 утвержден порядок проведения таможенной ревизии (далее - Порядок N 1378), пунктом 81 которого установлено, что в случае выявления в ходе таможенной ревизии данных, свидетельствующих о принятии таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения, или совершения таможенным органом или его должностным лицом неправомерных действий (бездействия) в сфере таможенного дела, которые являются поводом для проведения ведомственного контроля, членом ревизионной комиссии, его выявившим, на имя начальника таможенного органа, принявшего решение, составляется рапорт о выявлении поводов, который визируется руководителем ревизионной комиссии.
В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что решение об отмене в порядке ведомственного контроля разрешения таможенного поста на открытие в отношении спорной рыбопродукции процедуры МТТ вышестоящим таможенным органом не принято.
Таким образом, разрешение обществу применить к ввезенной рыбопродукции таможенный режим МТТ не отменено и действует до настоящего времени, что в свою очередь свидетельствует о нарушении таможней порядка выставления требований об уплате таможенных платежей, в отсутствие оснований для их выставления, которые должны быть указаны в требовании.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для направления обществу оспариваемых требований.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01 декабря 2011 года по делу N А42-6735/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 82 Порядка N 1378 в случае, если в ходе таможенной ревизии выявлено решение нижестоящего таможенного органа или действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, пересмотр которых в порядке ведомственного контроля отнесен к компетенции структурного подразделения таможенного органа, начальником которого принято решение, рапорт с приложением копий документов, послуживших основанием для его составления, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем составления, направляется в структурное подразделение таможенного органа, к компетенции которого относится пересмотр в порядке ведомственного контроля обнаруженного решения, действия (бездействия) в сфере таможенного дела.
В соответствии с пунктом 83 Порядка N 1378 в течение трех рабочих дней с момента получения рапорта уполномоченным структурным подразделением таможенного органа проводится ведомственный контроль. По результатам составляется заключение о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, либо проект решения об отмене на основании статьи 412 ТК РФ не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения нижестоящего таможенного органа или его должностного лица, которые рассматриваются начальником таможенного органа, принявшего решение в течение одного рабочего дня.
Не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения на основании статьи 412 ТК РФ, или составления заключения о признании решения нижестоящего таможенного органа соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации, или признания действий (бездействия) нижестоящего таможенного органа или его должностного лица правомерными, копии документов, составленных по результатам ведомственного контроля, направляются руководителю ревизионной комиссии для приобщения к материалам таможенной ревизии (пункт 84 Порядка N 1378)."
Номер дела в первой инстанции: А42-6735/2010
Истец: ООО "ГЕЛА"
Ответчик: Мурманская таможня
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1469/12