г. Вологда |
|
14 марта 2012 г. |
Дело N А05-9429/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2012 года.
В полном объёме постановление изготовлено 14 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Твороговой И.В.,
при участии от предпринимателя Замятиной Ларисы Анатольевны Некрасова Н.В. по доверенности от 05.09.2011, от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Антоновой А.В. по доверенности от 29.12.2011 N 2.4-08/047437,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу предпринимателя Замятиной Ларисы Анатольевны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 декабря 2011 года по делу N А05-9429/2011 (судья Максимова С.А.),
установил
индивидуальный предприниматель Замятина Лариса Анатольевна (ОГРНИП 304290131400093; далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения от 30.06.2011 N 2.26-19/50 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (далее - Инспекция, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель в апелляционной жалобе и его представитель в судебном заседании просят решение суда отменить и требования удовлетворить. Указывают, что показания свидетелей, полученные в период, когда налоговая проверка была приостановлена, являются недопустимыми доказательствами. Не согласны с выводом суда о недоказанности факта оказания услуг по перевозке грузов ООО "Эндив".
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя, по результатам которой принято решение от 30.06.2011 N 2.26-19/50 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 1, листы дела 26-79). Решением Управления Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 09.09.2011 N 07-10/2/11089 оспариваемое решение Инспекции оставлено без изменения и утверждено.
В обоснование требований Предприниматель ссылается на незаконность проведения Инспекцией допросов свидетелей в период приостановки налоговой проверки и нарушение срока проведения налоговой проверки с учетом того, что фактически в связи с проведением допросов свидетелей налоговая проверка в указанное время продолжалась.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы заявителя по данному эпизоду, правомерно руководствовался следующим.
Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки регламентированы статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 6 статьи 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Проведение выездной налоговой проверки может быть приостановлено в случаях, перечисленных в пункте 9 статьи 89 НК РФ. Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
В данном случае налоговый орган на основании статьи 89 НК РФ 22.12.2010 принял решение N 25-19/446 (том 3, лист дела 22), которым назначил выездную налоговую проверку. В связи с необходимостью истребования документов (информации) у контрагентов Предпринимателя в порядке пункта 1 статьи 93.1 НК РФ выездная налоговая проверка была приостановлена решением от 17.02.2011 N 2.26-19/446/1 (том 3, лист дела 25).
Решением Инспекции от 31.05.2011 N 2.26-19/446/1 (том 3, лист дела 26) налоговая проверка возобновлена с 31.05.2011.
По окончании проверки налоговый орган составил справку о проведенной выездной налоговой проверке от 01.06.2011 (том 3, лист дела 27).
Срок выездной налоговой проверки определяется суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при приостановлении налоговой проверки приостанавливается и двухмесячный срок, установленный пунктом 6 статьи 89 НК РФ. Данный вывод следует из положений пунктов 1 и 9 статьи 89 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что фактически количество календарных дней, затраченных налоговым органом на проведение выездной проверки, в которое не подлежит включению период приостановления проверки, составило 60 дней. Следовательно, срок проведения выездной проверки налоговым органом не нарушен.
Суд правомерно отклонил ссылку Предпринимателя на то, что в период приостановления проверки налоговый орган нарушил положения статьи 89 НК РФ, поскольку в это время проводил иные мероприятия налогового контроля, в частности, допросы свидетелей. Проведение таких мероприятий налогового контроля, как допросов свидетелей в порядке статьи 90 НК РФ, истребование информации в порядке пункта 1 статьи 93.1 НК РФ не нарушает права и законные интересы Предпринимателя. Таким образом, существенных нарушений процедуры проведения выездной налоговой проверки, влекущих отмену оспариваемого решения Инспекции в силу статьи 101 НК РФ, суд не выявил.
Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.
Заявитель также оспаривает решение Инспекции по эпизоду, связанному с отнесением в 2007 и 2008 годах на расходы по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), единому социальному налогу (далее - ЕСН) и на налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) соответственно затрат и НДС по ним по транспортно-экспедиционному обслуживанию ООО "Эндив".
Налоговым органом установлено и в оспариваемом решении отражено, что Предприниматель в нарушение пункта 1 статьи 221 НК РФ завысил расходы за 2007 - 2008 годы по транспортно-экспедиционному обслуживанию ООО "Эндив" на сумму 2 603 050,88 руб., в том числе: за 2007 год - на 1 076 949.16 руб., за 2008 год - на 1 526 101,72 руб. и в нарушение пункта 6 статьи 169, пункта 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ неправомерно предъявил к вычету из бюджета НДС по счетам-фактурам ООО "Эндив" за 2007 год в сумме 178 596,61 руб., и за 2008 год в сумме 260 206,76 руб.
Предприниматель в силу пункта 1 статьи 143, статьи 207 и подпункта 2 пункта 1 статьи 235 НК РФ признается плательщиками НДС, НДФЛ и ЕСН.
В соответствии со статьей 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы учитываются в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций, согласно соответствующим статьям главы "Налог на доходы организаций" указанного Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
В силу пункта 3 статьи 237 НК РФ налоговая база определяется индивидуальными предпринимателями как сумма доходов, полученных ими за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия указанных товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок), согласно пункту 4 которого учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
В силу пункта 9 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты, обеспечивающие возможность проверки достоверности сведений, указанных в первичных документах: наименование документа, дату составления документа; фамилию, имя, отчество, номер и дату выдачи документа о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, индивидуальный номер налогоплательщика; содержание хозяйственной операции с измерителями в натуральном и денежном выражении; личные подписи указанных лиц и их расшифровки, включая случаи создания документов с применением средств вычислительной техники.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, при решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов и вычетов для целей налогообложения необходимо исходить из того, что расходы подтверждаются представленными налогоплательщиком документами. Условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически осуществлены. При этом должны приниматься во внимание доказательства, представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат, которые подлежат правовой оценке в совокупности.
Налоговый орган пришел к выводу о недоказанности факта оказания заявителю транспортно-экспедиционных услуг и их оплаты.
Предприниматель в подтверждение расходов представил договоры на оказание транспортных услуг, счета-фактуры, акты выполненных работ, квитанции к приходным кассовым ордерам, контрольно-кассовые чеки, журнал регистрации выданных доверенностей за 2008 год.
Пунктами 1.1, 1.2, 1.3 договоров на оказание транспортных услуг от 01.01.2007 и от 01.01.2008 (том 3 листы дела 70-72) предусмотрено, что Заказчик (Предприниматель) поручает, а Перевозчик (ООО "Эндив") принимает на себя организацию перевозок в городском, пригородном и межрегиональном сообщении собственными силами за счёт Заказчика, путём привлечения третьих лиц, Перевозчик принимает грузы на основании заявки, а Заказчик оплачивает услуги в соответствии с согласованными тарифами.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная формы N 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов.
Согласно пункту 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т. Пунктом 6 указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. Экспедиторскими документами (подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции) являются, в частности (пункт 5 Правил): поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя).
Товарно-транспортные накладные, поручения экспедитору, экспедиторские расписки Предприниматель не представила ни на проверку, ни в материалы дела. Иные документы, как правильно указал суд первой инстанции, не могут подтверждать факт оказания услуг по перевозке и транспортно-экспедиционных услуг в силу статьи 68 АПК РФ, предусматривающей, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Судом первой инстанции также правильно указано, что в строках "исполнитель" и "заказчик" актов выполненных работ (услуг) содержатся только подписи и печать, без указания должностей и расшифровки подписей лиц, их подписавших, они не позволяют установить содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, поскольку услуги измерены в штуках и невозможно определить, какие именно услуги оказаны заявителю, в актах не указано, каким транспортом, кем и кому доставлялись грузы, кто передал их Предпринимателю.
Товарные накладные, доверенности на водителей, копии писем поставщиков продукции о подтверждении отгрузки товаров подтверждают только факт получения товара от поставщиков Предпринимателя конкретными лицами, а не его перевозку ООО "Эндив".
Налоговым органом также установлено, что представленные на проверку документы от имени контрагента подписаны Волынским И.Я., который за период деятельности организации не являлся директором, имеющим право на заключение договоров и подписание документов от имени организации. За главного бухгалтера счета-фактуры подписаны Крыловой И.П., при этом согласно сообщению действующего главного бухгалтера ООО "Эндив" Степановой О.Г. от 18.04.2011 N 010-11, с начала регистрации организации и до 01.05.2007, гл. бухгалтером значился Соколов Е.А. с 01.06.2007 - Степанова О.Г. Главный бухгалтер ООО "Эндив" отрицает наличие взаимоотношений между ООО "Эндив" и заявителем с момента деятельности организации до 18.04.2011 (том 5 листы дела 14, 19-30. При заключении договоров транспортной экспедиции, а также при фактической передаче (получении) товаров (грузов), заявитель не запрашивала у ООО "Эндив" документы, подтверждающие регистрацию данного общества, полномочия лиц, имеющих право подписывать документы от имени общества. Данный вывод подтверждается показаниями заявителя (том 1 - 9), свидетельствующими о том, что все рабочие моменты "оговаривались по телефону", документы передавались с использованием факса, необходимые документы у ООО "Эндив" не запрашивались.
Владельцы транспортных средств, водители, допрошенные в рамках проверки (том 5 листы дела 42-99) не подтверждают наличие взаимоотношений с ООО "Эндив".
Контрольно-кассовая техника, номера которой указаны в чеках, представленных на проверку в подтверждение оплаты услуг, зарегистрирована не на ООО "Эндив", а на других лиц (том 5 листы дела 100-102).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Предпринимателю в удовлетворении требований.
Доводы апелляционной жалобы заявлялись Предпринимателем в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, апелляционный суд не находит оснований для их переоценки.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 декабря 2011 года по делу N А05-9429/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу предпринимателя Замятиной Ларисы Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная формы N 1-Т предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов, служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные ими услуги по перевозке грузов.
Согласно пункту 2 Инструкции Минфина СССР N 156, Государственного банка СССР N 30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР N 354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" перевозка грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях осуществляется только при наличии оформленной товарно-транспортной накладной утвержденной формы N 1-Т. Пунктом 6 указанной Инструкции установлено, что товарно-транспортная накладная является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг, а также перечень экспедиторских документов установлены Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. Экспедиторскими документами (подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции) являются, в частности (пункт 5 Правил): поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции); экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя)."
Номер дела в первой инстанции: А05-9429/2011
Истец: ИП Замятина Лариса Анатольевна
Ответчик: ИФНС России по г. Архангельску