г. Тула |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А09-5676/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гуленковой И.А.,
при участии:
от ООО "Русак" (242310, Брянская обл., Брасовский район, пгт. Локоть, ул. Липовая Аллея, д. 39, ОГРН 1073250003530, ИНН 3250074709): Колякин В.А. - директор, Панкратов В.А. - представитель по доверенности от 01.08.2011,
от администрации Брянской области (241002, г. Брянск, просп. Ленина, д. 33, ОГРН 1023202741187, ИНН 3201002525): Латышева О.В. - главный консультант правового управления по доверенности от 26.12.2011 N 1-8424и,
от Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области (241050, г. Брянск, ул. Горького, д. 58, ОГРН 10632550035529, ИНН 3250068977): Душина А.Н. - заместитель начальника управления по доверенности от 10.01.2012 N 01,
от Брянской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" (241028, г. Брянск, ул. Калинина, д. 4, ИНН 3234013508) не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Русак" на решение Арбитражного суда Брянской области от 22 ноября 2011 года по делу N А09-5676/2011 (судья Грахольская И.Э.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Русак" (далее - ООО "Русак", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к администрации Брянской области (далее - администрация), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области (далее - Управление), Брянской областной общественной организации "Общество охотников и рыболовов" (далее - БООО "Общество охотников и рыболовов", организация), о признании недействительным приложения N 9 к постановлению администрации Брянской области от 09.10.2007 N 794 в части описания участка западной границы: от реки Нерусса по дороге до населенного пункта Глубокое, далее по дорогам на населенный пункт Жучок через населенный пункт Гремучее; и южной границы: по реке Нерусса от границы с Орловской областью по дороге на населенный пункт Глубокое. Кроме того, заявитель просит признать за ООО "Русак" право пользования охотничьими угодьями, расположенными в пределах оспариваемого участка.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 22.11.2011 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО "Русак" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Оспаривая решение Арбитражного суда Брянской области, заявитель жалобы указывает, что ООО "Русак" для ведения охотничьего хозяйства участок предоставлялся в полном объеме - 34,9 тыс. га, территория охотничьих угодий общего пользования в Брасовском районе с момента их создания - 1961 года - не изменялась, в связи с чем спорный участок неправомерно не включен в описание территории, предоставленной обществу. Кроме того, на спорный участок поступала лишь одна заявка от ООО "Русак", заявки от БООО "Общество охотников и рыболовов" на данную территорию не поступало.
Законность и обоснованность решения от 22.11.2011 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела, ООО "Русак" имеет долгосрочную лицензию серии О N 0000086, выданную Управлением Россельхознадзора по Брянской области, сроком действия с 26.10.2007 по 26.10.2017 на право пользования объектами животного мира с разрешенным видом использования - охота по всем видам охотничьих животных, обитающих на территории охотничьего хозяйства, отнесенных к объектам охоты в Брянской области.
В 2007 году в связи с массовым переоформлением долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, Управлением была размещена информация в газете "Брянский рабочий" от 26.06.2007 об имеющихся в Брянской области охотничьих угодьях общего пользования с целью возможного их предоставления в долгосрочное пользование юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, в том числе угодьях общего пользования в Брасовском районе площадью 34,9 тыс. га.
В отношении охотугодий Брасовского района Брянской области, являющихся охотугодьями общего пользования, поступила только одна заявка - от ООО "Русак", в которой были указаны границы и площадь территории, необходимые для осуществления пользования.
В связи с отсутствием иных заявок на охотугодья общего пользования в Брасовском районе Брянской области, согласно ст. ст. 36, 37 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", в редакции от 20.04.2007, действовавшей на момент предоставления охотоугодий обществу, администрацией Брянской области без проведения конкурса было вынесено постановление N 794 от 09.10.2007, на основании которого между ООО "Русак" и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области заключен договор N 47 от 26.10.2007 о предоставлении ООО "Русак" в Брянской области территории для осуществления пользования объектами животного мира, площадью 34,9 тыс. га, в границах, указанных в приложении N 9 к постановлению N 794. Охотничьи угодья предоставлены обществу в пользование безвозмездно, для осуществления охоты и разведения диких животных, а также для осуществления иной охотхозяйственной деятельности, не запрещенной действующим законодательством.
Согласно приложению N 9 к постановлению администрации Брянской области N 794 от 09.10.2007 границы территории, предоставленной ООО "Русак", описаны следующим образом: восточная - по административной границе с Орловской областью в районе населенного пункта Гримовский Хутор на юг до р. Нерусса; южная - по р. Нерусса от границы с Орловской областью по дороге на населенный пункт Глубокое; западная - от р. Нерусса по дороге до населенного пункта Глубокое, далее по дорогам на населенный пункт Жучок через населенный пункт Гремучее, далее на северо-запад через населенный пункт Нижнее Городище, далее по р. Летча до населенного пункта Летча, далее на северо-запад по автодороге через населенные пункты Казинка-Глоднево-Перескоки-Добрик, далее по автодороге на север через населенный пункт Коростель до населенного пункта Кретово; северная - от населенного пункта Кретово на север по р. Ягодка до административной границы Брасовского района, далее на восток до административной границы с Орловской областью.
В ходе выполнения биотехнических мероприятий работниками ООО "Русак" было обнаружено, что на участке лесного массива, расположенного в границах населенных пунктов Глубокое, реки Нерусса, Радогощ, Гремучее, Жучок, Глубокое, по периметру установлены аншлаги и на некоторых из них имеется надпись "Охотучасток "Глубокое", в связи с чем ООО "Русак" 16.05.2011 обратилось в Управление с просьбой пояснить, каким образом организовано охотхозяйство "Глубокое" площадью примерно 2,5 тыс.га.
Управление в письме от 24.06.2011, ссылаясь на постановление администрации Брянской области N 794 от 09.10.2007, пояснило, что границы охотничьего хозяйства ООО "Русак" привязаны к административной границе Орловской области, следовательно, спорная территория расположена в действующих границах Брянской области. Разграничение границ Брянской и Орловской областей не относится к компетенции Управления.
В письме от 08.07.2011, адресованном БООО "Общество охотников и рыболовов" и ООО "Русак", Управление сообщило, что претензии ООО "Русак" на участок территории охотничьих угодий Брасовского района, расположенный между двумя проселочными дорогами, расходящимися к югу от населенного пункта Глубокое, являются необоснованными. Кормовое поле, расположенное к юго-западу от бывшего населенного пункта Глубокое на расстоянии примерно 800 м от развилки проселочных дорог, лежащей южнее н.п. Глубокое, разработанное и посеянное штатными работниками ООО "Русак", расположено на территории Брасовского охотхозяйства БООО "Общество охотников и рыболовов", что свидетельствует о превышении полномочий штатных работников ООО "Русак".
Полагая, что администрация Брянской области безосновательно исключила спорный земельный участок из описания территории, предоставленной в пользование ООО "Русак", общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании недействительным приложения N 9 к постановлению N 794 от 09.10.2007 в части описания участков западной и южной границ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из частей 1, 2 статьи 33 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления N 794 от 09.10.2007) следует, что объекты животного мира могут предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
Порядок и условия выдачи долгосрочной лицензии на пользование животным миром закреплены в статьях 37, 38 Федерального закона N 52-ФЗ.
Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо подает заявку, в которой в том числе указывает границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о предоставлении заявленной территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, согласовав с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти условия предоставления этой территории за плату или бесплатно. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром.
На основании данного согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. На основании решений Высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром выдает долгосрочную лицензию. Долгосрочная лицензия на пользование животным миром должна содержать, в том числе, границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром; срок действия лицензии; условия пользования животным миром, а также территориями, необходимыми для осуществления пользования животным миром.
Как указано в выданной обществу лицензии от 26.10.2007 серии О N 0000086, в графе "Границы и площадь территории, акватории, необходимой для осуществления пользования животным миром" указано: охотничье хозяйство "Русак" площадью 34,9 тыс. га в границах согласно приложению N 9 к постановлению администрации Брянской области от 09.10.2007 N 794.
Согласно договору N 47 от 26.10.2007 о предоставлении ООО "Русак" в Брянской области территории для осуществления пользования объектами животного мира обществу предоставлены охотоугодья площадью 34,9 тыс. га в границах, указанных в приложении N 9 к постановлению N 794 от 09.10.2007, которые являются неотъемлемой частью договора.
Таким образом, право пользования объектами животного мира пользователь - ООО "Русак" может реализовать только в пределах границ, указанных в приложении N 9 к постановлению N 794.
Как следует из постановления администрации Брянской области N 794 от 09.10.2007, БООО "Общество охотников и рыболовов" также были предоставлены в долгосрочное пользование охотничьи угодья для осуществления пользования животным миром в Брасовском районе Брянской области, площадью 47 тыс.га. Границы выделенных территорий были описаны в приложении N 1 к постановлению. Кроме того, между БООО "Общество охотников и рыболовов" и Управлением был заключен договор N 11 от 17.10.2007 о предоставлении в Брянской области территории для осуществления пользования объектами животного мира. Организации была выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии О N 0000046 сроком действия с 24.10.2007 по 24.10.2017.
С октября 2007 года ООО "Русак" и БООО "Общество охотников и рыболовов" в соответствии с заключенными договорами приступили к пользованию выделенными охотничьими угодьями. Претензий и разногласий между заявителем и БООО "Общество охотников и рыболовов" по смежным границам охотничьих угодий до мая 2011 года не возникало.
В связи с поступившими обращениями ООО "Русак" и БООО "Общество охотников и рыболовов" Управлением была проведена проверка описания соприкасающихся границ охотничьих хозяйств БООО "Общество охотников и рыболовов" (Брасовское) и ООО "Русак", утвержденных постановлением администрации Брянской области от 09.10.2007, с выездом на место.
В ходе проверки было установлено, что описание восточной границы Брасовского охотхозяйства и западной границы хозяйства ООО "Русак" согласно постановлению администрации N 794 от 09.10.2007 идентично на отрезке от границы Брасовского и Навлинского районов до населенного пункта Глубокое.
От населенного пункта Глубокое до Орловской области границы обоих охотхозяйств описаны по дороге. Спор относительно этого участка границы возник в связи с тем, что от населенного пункта Глубокое в южном и юго-западном направлении отходят две дороги. При этом обе дороги пересекаются с рекой Нерусса, только на разных участках: одна - на территории Комаричского района Брянской области севернее н.п. Чернево, вторая - на территории Орловской области. В то же время только вторая дорога пересекается с границей Орловской области.
Анализируя описание границ хозяйств, а также сопоставляя основные ориентиры (наличие дороги, пересекающейся с границей Орловской области и с рекой Нерусса), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общая между хозяйствами граница должна быть обозначена на местности дорогой, уходящей к юго-востоку от населенного пункта Глубокое в сторону Орловской области, что соответствует на местности границе, обозначенной аншлагами Брасовского охотхозяйства БООО "Общество охотников и рыболовов".
При этом материалами дела подтверждается, что БООО "Общество охотников и рыболовов" пользовалась охотничьими угодьями в Брасовском районе Брянской области, площадью 47 тыс. га, с 1997 года.
В 2007 году организация переоформляла долгосрочную лицензию, выданную ранее в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 15.08.1997 N 328. При этом описание границ Брасовского хозяйства в постановлении администрации Брянской области N 794 от 09.10.2007 идентично ранее изданному постановлению и не менялось.
Территория охотничьих угодий, выделенная ООО "Русак" постановлением администрации Брянской области от 09.10.2007 N 794, ранее являлась территорией угодий общего пользования и не имела утвержденного описания границ. При предоставлении указанной территории ООО "Русак" описание границ формируемого охотхозяйства не могло противоречить ранее существовавшим охотничьим хозяйствам.
В соответствии с вышеуказанным довод апелляционной жалобы о том, что территория охотничьих угодий общего пользования в Брасовском районе с момента их создания - 1961 года - не изменялась, в связи с чем спорный участок неправомерно не включен в описание территории, предоставленной обществу, а на спорный участок поступала лишь одна заявка от ООО "Русак", заявки от БООО "Общество охотников и рыболовов" на данную территорию не поступало, является несостоятельным.
Кроме того, представитель Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции пояснил, что порядок описания границ впервые был описан в Федеральном законе "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 24.07.2009 N 209-ФЗ. До вступления в силу данного закона (до 01.01.2010) описание границ производилось исходя из сложившейся практики по прошлым описаниям. Так, описания границ охотхозяйства ООО "Русак", изложенные в оспариваемом приложении N 9 к постановлению администрации Брянской области N 794 от 09.10.2007, дублировались по общей контактной границе Брасовского охотхозяйства. По общему правилу порядок описания границ производится по часовой стрелке: северная-западная-южная-восточная границы. Соответственно, для ООО "Русак" описание границ, с учетом общей контактной границы с Брасовским охотхозяйством, производилось с юга на север. В описаниях границ предоставленных территорий ООО "Русак" и БООО "Общество охотников и рыболовов" имеются отличия, однако следует учитывать общие точки, по которым должна проходить описываемая граница. От п. Глубокое к югу отходят две дороги, однако лишь одна из них имеет 3 точки, описанных в оспариваемом приложении N 9: населенный пункт Глубокое, граница с Орловской областью и река Нерусса. Другая дорога с рекой Нерусса контактирует гораздо ниже, уже на территории Комаричского района, земли которого также предоставлены в пользование иным лицам для осуществления пользования объектами животного мира.
Таким образом, ссылка заявителя жалобы на то, что некорректное описание границ повлекло нарушение прав и законных интересов ООО "Русак", несостоятельна.
При вышеуказанных обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" при обжаловании судебных актов по делам рассматриваемой категории юридическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы ООО "Русак" была уплачена государственная пошлина в большем размере, в соответствии со ст. 104 АПК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 269 п. 1, 271, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 22 ноября 2011 года по делу N А09-5676/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 1 000 рублей отнести на заявителя жалобы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Русак" из федерального бюджета 2 000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 15.12.2011 N 190.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В порядке ч. 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-5676/2011
Истец: ООО "Русак", Представитель ООО "Русак" Панкратов В.А.
Ответчик: Администрация Брянской области
Третье лицо: Брянская областная общественная организация "Общество охотников и рыболовов", Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов Брянской области, ООО "Русак"
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5/12