г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А56-63900/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Фокиной Е.А., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Михайлюк Е.В.
при участии:
от заявителя: Кузнецовой Я.В. сл.удост. ТО N 120931
от ответчика: Клочева А.Ю. по доверенности от 12.03.2012 N 02/11, Бочарова Т.Ю. по доверенности от 29.11.2011
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1395/2012) прокурора Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2011 г.. по делу N А56-63900/2011 (судья Баталова Л.А.), принятое
по заявлению прокурора Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга
к ООО "Рецепт здоровья"
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях
установил:
Прокурор Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга (190068, Санкт-Петербург, ул.Большая Подьяческая, д.19) обратился в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении ООО "Рецепт здоровья" ( 198152, Санкт-Петербург, ул.Краснопутиловская, д.8, лит.А, пом.2Н, 7Н, ОГРН 1097847270135, далее- общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности.
Решением суда первой инстанции прокурору Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга в удовлетворении заявления о привлечении ООО "Рецепт здоровья" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за грубое нарушение лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отказано в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, прокурор Адмиралтейского района направил апелляционную жалобу, в которой просил решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления прокурора.
Представитель прокурора в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что представленные в дело доказательства подтверждают неполный минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, и факт нарушения условий хранения лекарственных средств, в том числе и несоблюдение температурного режима. Выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Представители общества в судебном заседании не согласились с доводами апелляционной жалобы, возражения изложили в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, ООО "Рецепт здоровья" имеет лицензию N ЛО-78-02-000563 от 05.02.2010, выданную Комитетом по здравоохранению г.Санкт-Петербурга, сроком действия до 05.02.2015, на осуществление фармацевтической деятельности.
08.11.2011 прокуратурой Адмиралтейского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения ООО "Рецепт здоровья" лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности в аптеке по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Большая Подьяческая, д. 17, лит. А, пом. 1Н.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и подпунктом "г" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 г.. N 416.
По результатам проверки составлен акт от 02.11.2011, из которого следует, что обществом в нарушение требования пункта 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" в аптеке отсутствовали препараты, входящие в перечень минимального ассортимента лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи (бетаксол, гидрохлортиазид, ингавирин, осельтамивир); в нарушение пунктов 24, 32 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н, не соблюдался температурный и световой режимы хранения лекарственных средств, указанные на упаковке в соответствии с требованиями нормативной документации (левомицитин-диа, раствор борной кислоты 3%, камфорный спирт, капли зубные, камфорное масло).
Прокурором в отношении общества вынесено постановление от 08.11.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях прокурор направил в арбитражный суд имеющиеся материалы для привлечения общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, рассмотрев представленные прокурором Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга материалы об административном правонарушении в отношении ООО "Рецепт здоровья", дал оценку установленным по делу обстоятельствам и посчитал возможным освободить общество от административной ответственности, признав совершенные правонарушения малозначительными, и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления фармацевтической деятельности определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 "Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "и" Положения о лицензировании.
В силу подпункта "г" пункта 4 Положения о лицензировании к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утверждены в Отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003 Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях (далее - Отраслевой стандарт).
Согласно пункту 5.4 Отраслевого стандарта лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706-н утверждены Правила хранения лекарственных средств, пунктом 32 которых установлено, что хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), должно осуществляться в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Пунктами 24-26 Правил установлены требования к хранению лекарственных средств, требующих защиты от действия света: лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения; фармацевтические субстанции, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах; лекарственные препараты для медицинского применения, требующие защиты от действия света, упакованные в первичную и вторичную (потребительскую) упаковку, следует хранить в шкафах или на стеллажах при условии принятия мер для предотвращения попадания на указанные лекарственные препараты прямого солнечного света или иного яркого направленного света (использование светоотражающей пленки, жалюзи, козырьков и др.), производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу пункта 1.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 N 785, для бесперербойного обеспечения населения лекарственными
средствами аптечные учреждения (организации) обязаны иметь в наличии минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, обществом на момент проведения проверки не обеспечено наличие в аптеке лекарственных препаратов "бетаксол",
"гидрохлортиазид", "ингавирин", "осельтамивир" и "ципрофлоксацин", включенных в минимальный ассортимент лекарственных средств, что является нарушением лицензионных требований и образует состав вмененного обществу правонарушения.
Правомерно отклонены доводы общества о наличии уважительных причин отсутствия лекарственного препарата "осельтамивир" в аптеке в связи с его отсутствием у ведущих поставщиков Санкт-Петербурга по сообщению Фармацевтической ассоциации Санкт-Петербурга N 74 от 24.12.2010, поскольку отсутствие препарата выявлено в ноябре 2011 г..
Однако суд первой инстанции принял во внимание и оценил обстоятельства, подтверждающие отсутствие со стороны общества пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям. Обществом в материалы дела представлены копии накладных о приобретении лекарственных препаратов, отсутствовавших на момент проверки, и отчеты о их реализации незадолго до проведения проверки (31.10.2011-02.11.2011).
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом разъяснений постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 обоснованно признал правонарушение (отсутствие полного минимального ассортимента лекарственных средств) малозначительным.
Материалами проверки также подтверждается, что общество осуществляло хранение лекарственных средств с нарушением температурного режима и условиями их хранения в аптеке, расположенной по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Большая Подьяческая, д.17, лит. А, пом. 1Н, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. Указанные нарушения подтверждаются актом проверки от 02.11.2011 и постановлением прокурора от 08.11.2011 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Апелляционный суд признает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что нарушение условий хранения лекарственных препаратов: "йодинол", левомицетин-диа, раствора борной кислоты 3%, камфорного спирта (раствор 10%), каплей зубных, камфорного масла (раствор 10%), не может быть вменено обществу в нарушение, поскольку они реализуются в течение рабочего дня и являются предметом повышенного потребительского спроса, и такое временное хранение в торговом зале может быть осуществлено в соответствии с разъяснениями Комитета фармации Правительства Москвы (письмо N 1-05/1151 от 13.04.1998).
Правила хранения лекарственных средств утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706-н и в силу статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности должны соблюдаться обществом. Вышеназванное письмо Комитета фармации Правительства Москвы не является нормативным документом, носит рекомендательный характер и не может приниматься во внимание организациями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершенного обществом правонарушения доказан, общество, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что на день рассмотрения апелляционной жалобы общество в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2011 года по делу N А56-63900/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила хранения лекарственных средств утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706-н и в силу статьи 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности должны соблюдаться обществом. Вышеназванное письмо Комитета фармации Правительства Москвы не является нормативным документом, носит рекомендательный характер и не может приниматься во внимание организациями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершенного обществом правонарушения доказан, общество, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Несоблюдение обществом лицензионных требований и условий свидетельствует о наличии вины в его действиях.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что на день рассмотрения апелляционной жалобы общество в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не может быть привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности.
...
Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 декабря 2011 года по делу N А56-63900/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Адмиралтейского района г.Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Номер дела в первой инстанции: А56-63900/2011
Истец: Прокурор Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Рецепт здоровья"
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1395/12