г. Самара |
|
13 марта 2012 г. |
Дело N А72-7127/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 05 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 13 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Захаровой Е.И., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Ю.Я.,
с участием: от Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска - представителя Трифоновой О.В. (доверенность от 13.01.2012 г. N 01-13/73),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - не явился, извещен,
от Ульяновской Городской Думы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2011 года по делу N А72-7127/2011 (судья Лубянова О.А.),
принятое по заявлению Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск, заинтересованное лицо: Ульяновская Городская Дума, г.Ульяновск,о признании незаконным решения от 10 августа 2011 года,
по заявлению Ульяновской Городской Думы, г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
заинтересованное лицо: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным решения от 10 августа 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик) от 10.08.2011 (дело N А72-7127/2011).
Определением от 22.09.2011 участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Ульяновская Городская Дума (далее - заинтересованное лицо).
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилась Ульяновская Городская Дума с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.08.2011 г.. (дело N А72-7227/2011).
Определением от 11.10.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска.
Определением от 12.10.2011 г.. дела N А72-7127/2011 и N А72-7227/2011 объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных требований Комитету архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска отказано. Заявление Ульяновской Городской Думы удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.08.2011 по делу N 7554/04-2011.
Не согласившись с выводами суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Ульяновская Городская Дума просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда, ходатайствует о рассмотрении дела без своего участия.
В судебное заседание представители ответчика и Ульяновской Городской Думы не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, выслушав представителя Комитета архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области решением от 10.08.2011 признало противоречащим части 1 статьи 15 Федерального Закона РФ "О защите конкуренции" пункт 7 статьи 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", принятый в новой редакции решением Ульяновской Городской Думы от 07.06.2010 года N 66 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск".
10.08.2011 Ульяновской Городской Думе выдано предписание N 30, которым в срок до 20.09.2011 предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального Закона РФ "О защите конкуренции", а именно привести в соответствие с антимонопольным законодательством п.7 ст. 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", принятый в новой редакции путем отмены или внесения в него изменений.
По мнению заявителей решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 10.08.2011 по делу N 7554/04-2011 является незаконным.
УФАС по Ульяновской области в оспариваемом решении сделан вывод о том, что пункт 7 статьи 15 Правил, изложенный в новой редакции позволяет Комитету архитектуры отказывать в предоставлении земельных участков, не связанных со строительством, в случае обращения в Мэрию г.Ульяновска с соответствующим заявлением после проведения публикации в средствах массовой информации. Положение указанной нормы не обеспечивает создание равных условий доступа к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, и к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Статьей 34 Земельного Кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Частью 1 статьи 34 Земельного Кодекса РФ установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Ульяновская Городская Дума, во исполнение вышеуказанной нормы, решением от 13 октября 2004 г. N 90 утвердила "Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске".
Статьей 15 "Правил землепользования и застройки муниципального образования город Ульяновск" регламентирован порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Решением Ульяновской Городской Думы от 07.06.2010 N 66 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Ульяновск" статья 15 принята в новой редакции.
Часть 7 статьи 15 Правил изложена следующим образом: "При отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно). В информационном сообщении также должны содержаться сведения о предполагаемых размерах земельного участка, адресные ориентиры земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка, ин формация о праве граждан направлять предложения и замечания по вопросам предоставления земельного участка с указанием адреса и телефона отраслевого (функционального) органа мэрии города Ульяновска, в который направляются предложения и замечания, и срока для направления предложений и замечаний.
В случае, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявления о предоставлении одного и того же земельного участка для целей, не связанных со строительством, такой земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения".
Как правильно указал суд, вышеуказанной нормой на Комитет архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска возложена обязанность информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Указанное положение призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопроса, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Таким образом, именно на этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка для целей, не связанных со строительством.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц.
Как установлено частью 7 статьи 15 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявления о предоставлении одного и того же земельного участка для целей, не связанных со строительством, такой земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения.
Поскольку участок может быть предоставлен только одному из претендентов, это лицо необходимо определить. Поэтому в такой ситуации земельный участок или право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что такой способ предоставления земельных участков обеспечивает справедливость, открытость прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу, оспариваемая норма обеспечивает равные условия хозяйствующим субъектам для доступа в получении земельных участков для целей не связных со строительством.
В оспариваемом решении УФАС по Ульяновской области сделан вывод о том, что "в случае, если заявление о предоставлении земельного участка поступило после публикации указанного сообщения, то данное заявление Комитетом архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска не рассматривается по существу и земельный участок предоставляется без проведения торгов по первоначальному заявлению".
Однако, в части 7 статьи 15 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске такая норма отсутствует.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, содержится в пункте 6 статьи 15 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске. Такое основание отказа, как поступление заявления после публикации, в Правилах отсутствует.
При таких обстоятельствах дела, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Ульяновской Городской Думой, признал незаконным решение УФАС по Ульяновской области от 10.08.2011 года по делу N 7554/04-2011.
Отказывая в удовлетворении заявления Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, суд правомерно указал, что оспариваемое решение вынесено ответчиком в отношении Ульяновской Городской Думы и Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска не представлены суду доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов,
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.1 ст.4, ст. 198, п.4 ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, а также п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.97г N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ", требования Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска не могут быть удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 13 декабря 2011 года по делу N А72-7127/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области решением от 10.08.2011 признало противоречащим части 1 статьи 15 Федерального Закона РФ "О защите конкуренции" пункт 7 статьи 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", принятый в новой редакции решением Ульяновской Городской Думы от 07.06.2010 года N 66 "О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск".
10.08.2011 Ульяновской Городской Думе выдано предписание N 30, которым в срок до 20.09.2011 предписано прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального Закона РФ "О защите конкуренции", а именно привести в соответствие с антимонопольным законодательством п.7 ст. 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", принятый в новой редакции путем отмены или внесения в него изменений.
...
Статьей 34 Земельного Кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Частью 1 статьи 34 Земельного Кодекса РФ установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
...
Отказывая в удовлетворении заявления Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска, суд правомерно указал, что оспариваемое решение вынесено ответчиком в отношении Ульяновской Городской Думы и Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска не представлены суду доказательства, подтверждающие нарушение оспариваемым решением его прав и законных интересов,
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.1 ст.4, ст. 198, п.4 ст. 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, а также п.6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.97г N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ", требования Комитета архитектуры и градостроительства Мэрии г.Ульяновска не могут быть удовлетворены."
Номер дела в первой инстанции: А72-7127/2011
Истец: Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, Комитет архитектуры и градостроительства г. Ульяновска, Ульяновская городская Дума
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
Третье лицо: Ульяновская городская дума, Комитет архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска