город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2012 г. |
дело N А53-17591/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Н.Н. Смотровой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "Шахтымежрайгаз": Киргеев Леонид Геннадьевич, паспорт, по доверенности от 13.12.2011 N 08.1-01/87,
от Административной инспекции: главный специалист Карнаух Михаил Витальевич, паспорт, по доверенности от 30.11.2011 N 11,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Шахтымежрайгаз"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.12.2011 по делу N А53-17591/2011,
принятое судьей Бондарчук Е.В.
по заявлению открытого акционерного общества по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Шахтымежрайгаз"
к Ростовскому межрайонному отделу Административной инспекции Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Шахтымежрайгаз" (далее - ОАО "Шахтымежрайгаз") обратилось в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области от 24.08.2011 N Р-883 о привлечении ОАО "Шахтымежрайгаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 19.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается совершение обществом правонарушения и соблюдение административной инспекцией процедуры привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "Шахтымежрайгаз" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что общество не выполняло земляные работы и не получало ордер на их выполнение.
Представитель ОАО "Шахтымежрайгаз" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Представитель Административной инспекции в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 17.08.2011 главным специалистом Административной инспекции Ростовской области в отношении ОАО "Шахтымежрайгаз" составлен протокол об административном правонарушении от 17.08.2011 N Р-883 по признакам правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
В протоколе зафиксировано, что в 15 час. 30 мин. 17.08.2011 по адресу Ростовская область, г. Шахты, ул. Советская - пр. Комиссаровский, зафиксирован факт нарушения ОАО "Шахтымежрайгаз" установленных нормативными правовыми актами органа местного самоуправления порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, капитального ремонта тротуаров и осуществления других видов земляных работ, поскольку в период 23-24.06.2011 общество проводило ремонт газопровода, срок ордера на производство земляных работ истек 24.06.2011, по состоянию на 17.08.2011 работы не завершены, благоустройство места разрытия не проведено, что является нарушением требований п. 12.11 и п. 13 "Порядка производства земляных работ", утвержденных постановлением Мэра г. Шахты от 11.08.2011 N 143.
Протокол составлен с участием представителя ОАО "Шахтымежрайгаз", которым не оспаривается надлежащее соблюдение Административной инспекцией процедуры административного производства.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области вынесено постановление от 24.08.2011 N Р-883 о привлечении ОАО "Шахтымежрайгаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Постановление вынесено в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем вручения сотруднику общества копии протокола об административном правонарушении.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, ОАО "Шахтымежрайгаз" оспорило его в судебном порядке.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, капитального ремонта тротуаров и осуществления других видов земляных работ -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 2000 рублей; на должностных лиц - от 1000 до 5000 рублей; на юридических лиц - от 5000 до 20000 рублей.
Нормативным документом органа местного самоуправления, определяющим субъективную сторону деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 5.7 Областного закона Ростовской области N 273-ЗС от 25.10.2002 является Постановление Мэра г. Шхты N 143 от 11.08.2008 г.. которым утвержден "Порядок производства земляных работ, восстановления автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства на территории г. Шахты".
В силу пункта 4 Порядка, любые виды земляных работ, производимые всеми организациями независимо от их ведомственной подчиненности и физическими лицами, допускаются только после получения ордера на производство земляных работ в МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области.(в ред. постановления Администрации г. Шахты от 29.07.2010 N 2737)
Пунктом 5 Порядка установлено, что ордер на производство земляных работ выдается организации или физическому лицу, на которых возлагается ответственность за выполнение работ, после представления в МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области копии согласованного проекта производства работ и оплаты счета за восстановление автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства. Счет оплачивается согласно договору, заключенному между организацией или физическим лицом, планирующим производство земляных работ, и организацией, имеющей лицензию на данный вид работ и опыт работы по восстановлению разрушаемых при производстве земляных работ объектов.
Согласно пункту 11 Порядка, вскрытие дорожной одежды автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства при строительстве или ремонте подземных коммуникаций производится способами, согласованными с МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области, в границах и сроки, указанные в ордере. Ответственность за нарушение способа и сроков производства работ несут руководители предприятий и лица, ответственные за производство земляных работ.
В силу пункта 12.11 Порядка, по истечении установленного ордером срока производства работ или при производстве работ лицом, не указанным в ордере, ордер считается недействительным и дальнейшая работа запрещается.
В соответствии с пунктом 13 Порядка засыпка траншей должна производиться с соблюдением строительных норм и правил в срок, указанный в ордере, и с обязательным уведомлением МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области. Работа считается выполненной после подписания акта приемки скрытых работ представителем МУ "Департамент благоустройства" г. Шахты Ростовской области. (в ред. постановления Администрации г. Шахты от 29.07.2010 N 2737)
Пунктом 18 Порядка установлено, что работы, проводимые без ордера и выявленные представителями Администрации города Шахты, владельцами подземных коммуникаций или собственниками земельных участков, немедленно прекращаются, о чем составляются материалы для привлечения виновных к административной ответственности. Привлечение к административной ответственности не освобождает виновных от обязанности получения ордера на производство земляных работ в установленном порядке и восстановления автомобильных дорог и тротуаров, дорожных сооружений, элементов обустройства дорог, улично-дорожной сети, газонов, грунтовых и щебеночно-тырсовых дорог, объектов внешнего благоустройства, разрушенных при производстве земляных работ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что обществом "Шахтымежрайгаз" 17.08.2011 допущено производство работ по ремонту газопровода по адресу г. Шахты, ул. Советская - пр. Комиссаровский, осуществление которых было начато на основании ордера на производство земляных работ, срок которого истек 24.16.2011. По состоянию на 17.08.2011 работы не завершены, благоустройство места разрытия не проведено, что является нарушением требований п. 12.11 и п. 13 "Порядка производства земляных работ", утвержденных постановлением Мэра г. Шахты от 11.08.2011 N 143.
Таким образом, наличие в действиях ОАО "Шахтымежрайгаз" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", является доказанным.
ОАО "Шахтымежрайгаз", будучи заказчиком работ по ремонту газопровода, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Имея возможность для соблюдения установленного порядка производства земляных работ, в том числе с последующим благоустройством территории, ОАО "Шахтымежрайгаз" не приняло необходимых мер по соблюдению возложенной на него обязанности.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 5.7 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности заявителем не представлено. Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения общества к административной ответственности признается судом апелляционной инстанции правильным.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что общество не выполняло земляные работы и не получало ордер на их выполнение.
Из материалов дела следует, что обществом "Шахтымежрайгаз" (заказчик) с ООО "Стройиндустрия" заключены договоры подряда N N 15, 16, 17 от 15.06.2010 на осуществление строительно-монтажных работ по реконструкции газопровода среднего и низкого давления по пер. Комиссаровский/ ул. Советская, в г. Шахты.
В связи с заключением указанных договоров обществом "Стройиндустрия" был получен ордер N 43 на производство земляных работ, прокладки трассы газопровода по пер. Комиссаровский/ ул. Советская, в г. Шахты. Срок работ определен ордером с 22.06.2011 по 24.06.2011.
Из ч. 2 ст. 5.7 Закона об административных правонарушениях и "Порядка производства земляных работ", утвержденных постановлением Мэра г. Шахты от 11.08.2011 N 143, не следует, что субъектом правонарушения в виде нарушения установленного порядка строительства (ремонта) подземных коммуникаций, капитального ремонта тротуаров и осуществления других видов земляных работ, является только подрядчик.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
ОАО "Шахтымежрайгаз" является собственником ремонтируемых в ходе осуществляемых работ коммуникаций и фактически осуществляет организацию всего комплекса работ по ремонту газопровода, что подтверждается в частности представленным в дело договором от 25.07.2011 N 19, который заключен обществом "Шахтымежрайгаз" (заказчик) с ООО Строительная компания "Югстрой" (подрядчик) на восстановление асфальтобетонного покрытия дороги по адресу пересечение ул. Советская и пер. Комиссаровский.
Таким образом, благоустройством территории, разрытой в ходе осуществления земляных работ 22-24.06.2011 осуществляется не обществом "Стройиндустрия", производившим земляные работы, а иным лицом, привлеченным обществом "Шахтымежрайгаз".
С учетом изложенного, ОАО "Шахтымежрайгаз" подлежит привлечению к ответственности за нарушение порядка производимых земляных работ по ремонту газопровода как лицо, организующее, т.е. фактически осуществляющее с привлечением третьих лиц работы по ремонту газопровода, в том числе работа по благоустройству соответствующей территории после производимых ремонтных работ.
Обществом "Шахтымежрайгаз" не было принято всех возможных и необходимых мер по недопущению нарушения порядка осуществления работ, в том числе по их своевременному завершению и благоустройству территории.
Доказательств обратного обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение от 19.12.2011 об отказе в удовлетворении заявленных требований. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 декабря 2011 года по делу N А53-17591/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
...
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению"
Номер дела в первой инстанции: А53-17591/2011
Истец: ОАО "Шахтымежрайгаз", ОАО по газификации и эксплуатации газового хозяйства "Шахтымежрайгаз"
Ответчик: Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции, Ростовский межрайонный отдел Административной инспекции РО