г. Санкт-Петербург |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А56-43528/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
при участии:
от истца (заявителя): Штан К.С., доверенность от 31.12.2011 N 01-07/25; Кудинов М.А., Кизеева М.С., Ефимов А.В., доверенность от 29.02.2012 N 01.07/18
от ответчика (должника): Проявкина Т.А., доверенность от 29.02.2012 N 05-08-01/04212, Назарова Е.П., доверенность от 29.02.2012 N 05-08-01/04213, Келих А.В., доверенность от 10.01.2012 N 05-18/00019.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-765/2012) ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2011 по делу N А56-43528/2011 (судья Соколова С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Закрытое акционерное общество "Общественно-деловой центр "Охта" (ОГРН N 1077847623677, место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, 5, литер А, далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России N7 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.03.2011 N 64 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части отказа в праве на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в ноябре 2007 г. в размере 246 225 296 руб. (п. 2 резолютивной части решения), N 45 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 246 225 296 руб.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2011 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представители налогового органа в судебном заседании с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Обществом в декабре 2006 года для реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Строительство административного делового цента в Санкт-Петербурге" (далее - Программа), утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 30.03.2006 N 152-14 (далее - Закон N 152-14 "О целевой программе") были приобретены объекты недвижимости (здания, жилые помещения, земельные участки) у следующих организаций:
ООО "Седервалль и Ритм": договор от 15.11.2006 N 024/2006, счет-фактура от 31.12.2006 (НДС - 37 003 333,45 рублей);
ОАО "Аквариус": договор от 29.11.2006 N 029/2006, счета-фактуры от 29.12.2006 N 50-54 (НДС - 118 460 781,78 рублей);
ОАО "Нева-ленд": договор от 29.11.2006 N 030/2006, счета-фактуры от 29.12.2006 N 56-68 (НДС - 49 230 839 рублей);
ОАО "Нева-ленд БЦ": договор от 29.12.2006 N 031/2006, счета-фактуры от 29.12.2006 N 36, N 37 (НДС - 41 530 341,90 рублей).
Объекты недвижимого имущества приняты к учету по сч. 08 "Вложения во внеоборотные активы" в декабре 2006 года. Право собственности объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном порядке.
Законом от 30.03.2006 N 152-14 "О целевой программе" статус Общества как "Исполнитель основных мероприятий", "заказчик - застройщик", однако, не определен собственник объектов недвижимости как вновь возведенных, так и реконструированных в процессе реализации программы.
Законом Санкт-Петербурга от 02.11.2007 N 503-98 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О целевой программе Санкт-Петербурга "Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге" (далее - Закон от 02.11.2007 N 503-98) уточнен статус Общества и определен как "инвестор", "заказчик-застройщик", которому будут принадлежать на праве собственности все вновь возведенные и реконструированные в процессе реализации Программы объекты. Закон от 02.11.2007 N 503-98 опубликован в Информационном бюллетене администрации Санкт-Петербурга и вступил в силу 23.11.2007.
Полагая, что право на налоговый вычет по приобретенным объектам недвижимого имущества возникло у Общества в ноябре 2007 года (с момента определения статуса Общества как инвестора), налогоплательщик 24.09.2010 представил в Инспекцию уточненную налоговую декларацию за ноябрь 2007 года, предъявив к возмещению НДС в размере 264 225 296 рублей.
Инспекцией проведена камеральная проверка уточенной декларации по итогам которой составлен акт N 84 от 17.01.2011. С учетом представленных возражений налогоплательщика налоговым органом приняты решения от 28.03.2011:
N 64 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым Обществу отказано в праве на применение налоговых вычетов по НДС в ноябре 2007 г. в размере 264 225 296 руб., подтверждено право на применение Обществом налоговых вычетов по НДС в ноябре 2007 г. в размере 10 917 725 руб., право на возмещение налога в размере 10 769 245 руб.
N 45 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым отказано в возмещении НДС в сумме 246 225 296 руб.
Апелляционные жалобы Общества решениями Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 10.06.2011 N 16-13/21316, N 16-13/21317 оставлены без удовлетворения.
Основанием отказа в применении налоговых вычетов послужил вывод Инспекции о том, что Обществом пропущен установленный пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетний срок для возмещения налога на добавленную стоимость, поскольку право на применение вычетов у налогоплательщика возникло в декабре 2006 года.
Считая решения инспекции не соответствующими требованиям налогового законодательства и нарушающими права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа в части.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении требований, указал, что поскольку право на применении налоговых вычетов НДС в сумме 246 225 296 рублей возникло у налогоплательщика в декабре 2006 года, а уточненная декларация (ноябрь 2007 года) представлена в сентябре 2010 года, налогоплательщиком пропущен трехлетний срок, установленный ст. 173 НК РФ.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пунктам 1 - 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
На основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:
- товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных в п. 2 ст. 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Следовательно, вычет по НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором были соблюдены следующие условия: приобретенные товары приняты к учету на основании первичных документов и используются в деятельности, облагаемой НДС. Кроме того, от поставщиков получены счета-фактуры, которые оформлены согласно требованиям, установленным в ст. 169 Налогового кодекса РФ, и в соответствующем налоговом периоде осуществлялись налогооблагаемые НДС операции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Момент принятия налогоплательщиком к учету товаров, работ (услуг) в силу ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" обусловлен наличием первичных документов, подтверждающих произведенные хозяйственные операции.
Пунктом 2 ст. 173 НК РФ установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Таким образом, трехлетний срок, предусмотренный ст. 173 НК РФ, следует исчислять после окончания налогового периода, в котором возникли налоговая база по НДС и сумма налога, исчисленная с этой налоговой базы, при наличии полученных налогоплательщиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных им товаров (работ, услуг).
Материалами дела установлено, что условия для применения налоговых вычетов по операциям по приобретению недвижимого имущества были выполнены в декабре 2006 году.
Из материалов дела следует, что Обществом приобретены объекты недвижимого имущества по договорам купли-продажи от 29.11.2006 N 030/2006, от 29.11.2006 N 029/2006, от 29.11.2006 N 024/00, от 15.11.2006 N 031/2006.
Факт передачи объектов подтверждается актами приема - передачи, счетами-фактурами, оплата и оприходование имущества подтверждено материалами дела и сторонами не оспаривается.
Приобретенное недвижимое имущество использовалось Обществом для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, а именно сдавалось в аренду.
Учет недвижимого имущества на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" не имеет правового значения для определения периода возникновения права на применение налоговых вычетов по НДС.
Поскольку уточненная налоговая декларация по НДС, в том числе с вычетами, право по которым возникло в декабре 2006 года, представлена в инспекцию в сентябре 2010, срок установленный ст. 173 НК РФ Обществом пропущен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возникновение права на применение налоговых вычетов по НДС по операциям по приобретению недвижимого имущества связано с определением инвестора по реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге", и применения к порядку применения налоговых вычетов п. 5, 6 ст. 171 НК РФ, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
На основании абз. 1 п. 6 ст. 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.
При этом вычеты сумм налога производятся в порядке, установленном абз. 1 и 2 п. 1 ст. 172 Кодекса, то есть после принятия на учет этих товаров при наличии первичных учетных документов и счета-фактуры.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по объектам недвижимости, приобретенным в 2006 г. с целью их дальнейшего сноса и возведения нового объекта капитального строительства подлежат принятию к вычету в 2006 г.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дает следующее определение понятия "инвестиции": это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Согласно статье 4 названного Закона инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов.
Статьей 8 Закона N 39-ФЗ установлено, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что инвестиционный договор или контракт на строительство административного делового центра в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга не заключался.
Финансирование мероприятий за счет средств бюджета Санкт-Петербурга осуществлялось в рамках финансирование целевой программы, утвержденной Законом Санкт-Петербурга в форме субвенций на основании Соглашения от 20.12.2006.
Целевой программой строительства центра не установлена обязанность Общества по приобретению объектов недвижимого имущества, а также не определено назначение использования бюджетных субвенций, а именно то обстоятельство, что за счет бюджетных субвенций Общество обязано приобрести объекты недвижимого имущества для дальнейшего освобождения строительной площадки.
Объекты недвижимого имущества приобретены Обществом по договорам, заключенным 15.11.2006, 29.11.2006. Счета фактуры выставлены 29.12.2009, 31.12.2006.
Оплата по договорам купли продажи произведена Обществом в ноябре - декабре 2006 года.
Право собственности Общества на объекты недвижимого имущества зарегистрировано в декабре 2006 года.
Бюджетные субвенции перечислены в январе 2007 года.
Приобретенные объекты недвижимого имущества в период с 2006 по 2009 год фактически использовались налогоплательщиком в собственных интересах для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а именно в целях передачи в аренду.
Разрешение на разработку проекта сноса существующих зданий в целях реализации целевой программы выдано Комитетом по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга в феврале 2007 года с учетом того обстоятельства, что здания находятся в собственности Общества.
Снос (ликвидация) объектов осуществлены в 2009 года, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями регистрирующего органа о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объектов.
Указанные обстоятельства были установлены налоговым органом, подтверждены материалами дела и не оспариваются налогоплательщиком.
С учетом указанных обстоятельств, а именно отсутствие инвестиционного договора, целевого назначения (приобретение объектов недвижимости) бюджетных субвенций, разработки проектной документации после перехода права собственности к Общества, операции по приобретению зданий не могут быть квалифицированы в качестве инвестиций в строительство, в связи с чем, определение статуса Общества как инвестора не имеет правового значения для разрешения вопроса о применении налоговых вычетов по НДС по спорным операциям.
Ссылки Общества на то обстоятельство, что налогоплательщик не использовал объекты в своей деятельности, поскольку не имел статуса инвестора являются несостоятельными.
Факт использования именно Общества объектов для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС подтвержден заключенными договорами аренды, а также обременением договорами аренды, зарегистрированными в установленном порядке. Арендная плата, учтена Обществом в составе доходов, отражена в налоговых декларациях.
Поскольку, объекты недвижимого имущества приобретены Обществом, использованы им для операций, подлежащих налогообложению НДС, наличие или отсутствие у налогоплательщика статуса инвестора, не имеет правового значения для применения налоговых вычетов по НДС, поскольку вычеты по НДС применяются в данном случае в общем порядке. Поскольку имущество использовано в деятельности непосредственно Обществом, сделка по приобретению имущества рассматривается в качестве самостоятельной.
Так же следует отметить, что Закон N 152-14 "О целевой программе" не регулирует вопросы приобретения недвижимого имущества Обществом в целях освобождения строительной площадки, не возлагает указанные обязанности на налогоплательщика, в связи с чем правоотношения, возникающие в рамках указанного закона, не влияют на право Общества на применение налоговых вычетов по операциям по приобретению объектов недвижимого имущества.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь ст. 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.12.2011 по делу N А56-43528/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта" (ОГРН N 1077847623677, место нахождения: г. Санкт-Петербург, ул. Галерная, 5, литер А) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению N 1581 от 22.12.2011 государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку уточненная налоговая декларация по НДС, в том числе с вычетами, право по которым возникло в декабре 2006 года, представлена в инспекцию в сентябре 2010, срок установленный ст. 173 НК РФ Обществом пропущен.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возникновение права на применение налоговых вычетов по НДС по операциям по приобретению недвижимого имущества связано с определением инвестора по реализации целевой программы Санкт-Петербурга "Строительство административного делового центра в Санкт-Петербурге", и применения к порядку применения налоговых вычетов п. 5, 6 ст. 171 НК РФ, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
...
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дает следующее определение понятия "инвестиции": это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
...
Статьей 8 Закона N 39-ФЗ установлено, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
...
Приобретенные объекты недвижимого имущества в период с 2006 по 2009 год фактически использовались налогоплательщиком в собственных интересах для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а именно в целях передачи в аренду."
Номер дела в первой инстанции: А56-43528/2011
Истец: ЗАО "Общественно-деловой центр "Охта"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-765/12