город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2012 г. |
дело N А53-19441/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Л. А.
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" - представитель - Тимченко Елена Юрьевна, доверенность от 30.12.2011 г..; после перерыва - Джарылкапова Светлана Анатольевна, доверенность от 30.12.2011 г..,
от общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго" - представитель - Джарылкапова Светлана Анатольевна, доверенность от 01.01.2012 г.., после перерыва - Лисицина Ольга Александровна, про доверенности от 01.01.2012 г. N 13;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - представители: Зиновьев Олег Георгиевич, доверенность от 01.02.2012 г..; Алексенко Иван Викторович, доверенность от 10.01.2012 г.,
представители иных лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2011 по делу N А53-19441/2011,
принятое в составе судьи Чернышевой И.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
при участии третьих лиц: МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития", муниципального казенного предприятия города Ростова-на-Дону "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго", Администрации г. Ростова-на-Дону
об оспаривании решения антимонопольного органа и предписания об устранении нарушений
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "Лукойл-ТТК") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - УФАС по Ростовской области) о признании недействительным решения и предписания от 09.08.2011 г..
Решением суда от 14.12.2011 г.. решение антимонопольного управления от 09.08.2011 г.. признано недействительным в части признания ООО "Лукойл-ТТК" нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Предписание управления также признано недействительным. Судебный акт мотивирован тем, что у общества отсутствует техническая возможность выдачи технических условий на подключение к существующим мощностям.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития", муниципальное казенное предприятие города Ростова-на-Дону "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Ростовэнерго", Администрация г. Ростова-на-Дону.
Не согласившись с данным судебным актом, МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 14.12.2011 г.. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что действия ООО "Лукойл-ТТК" по отказу МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" в выдаче технических условий нарушают п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
В судебном заседании представители антимонопольного управления поддержали доводы апелляционной жалобы департамента. Пояснили, что общество "Лукойл-ТТК" не исполнило обязанность, установленную ч. 5 ст. 14 Закона о теплоснабжении в части обращения в уполномоченный орган с предложением о включении в утвержденную схему теплоснабжения мероприятий по технической возможности подключения к системе теплоснабжения объектов капитального строительства МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону".
Представители ООО "Лукойл-ТТК" и ООО "Лукойл-Ростовэнерго" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании 06.03.2012 г. объявлено определение о перерыве до 13.03.2012 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 28.04.2011 г. в УФАС по Ростовской области поступило заявление МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития" Администрации г. Ростова-на-Дону о нарушении ООО "Лукойл-ТТК" и ООО "Лукойл-Ростовэнерго" антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от выдачи технических условий на технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения.
По результатам проведенной в отношении ООО "Лукойл-ТТК" проверки УФАС по Ростовской области вынесено решение от 09.08.2011 г., которым общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Лукойл-Ростовэнерго" прекращено в связи с отсутствием нарушений.
Обществу "Лукойл-ТТК" выдано предписание от 09.08.2011 г. - отозвать ответ на запрос МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" от 20.01.2011 г. N 49/Т об отказе в выдаче технических условий.
Полагая, что указанные решение в части признания ООО "Лукойл-ТТК" нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и предписание являются недействительными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение и предписание УФАС по Ростовской области могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных актов закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара (пункт 5).
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г.. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений Закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган обоснованно признал, что ООО "Лукойл-ТТК" является субъектом естественной монополии на рынке по поставке тепловой энергии.
Основанием для признания заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции послужил отказ общества от выдачи технических условий на подключение объектов капитального строительства МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" к сети теплоснабжения, изложенный в письме от 16.03.2011 г.. N 04-01-553.
Пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила).
Согласно пункту 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 13 Правил N 83 возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела усматривается, что 20.01.2011 г. в адрес ООО "Лукойл-ТТК" поступил запрос МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" о выдаче технических условий на присоединение к сетям теплоснабжения проектируемого к строительству объекта - "многоквартирный 10-этажный жилой дом по ул. Лелюшенко в г. Ростове-на-Дону пятно II-5, II-5А, II-5В".
В письме от 16.03.2011 г. общество сообщило об отсутствии возможности выдать технические условия ввиду того, что инвестиционная программа развития сетей коммунальной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону для ООО "Лукойл-ТТК" на 2011 год не разработана, техническое задание на разработку данной программы и схема теплоснабжения отсутствуют.
Факт отсутствия у заявителя технологической возможности (резерва мощности) выдать технические условия ввиду дефицита мощности на теплоисточниках ООО "Лукойл-ТТК" подтверждается письмом МУ "Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики" от 15.06.2011 г. N ЖК-2465/18 (л.д. 142-143 т. 1).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации у заявителя отсутствовала техническая возможность выдать МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения.
В оспариваемом решении антимонопольный орган вменяет обществу "Лукойл-ТТК" нарушение ч. 5 ст. 14 Закона о теплоснабжении.
Согласно указанной норме Закона в случае технической невозможности подключения к системе теплоснабжения объекта капитального строительства вследствие отсутствия свободной мощности в соответствующей точке подключения на момент обращения соответствующего потребителя, в том числе застройщика, и при отсутствии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации мероприятий по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в сроки и в порядке, которые установлены правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения этого объекта капитального строительства.
На основании данного обращения уполномоченный орган, утвердивший схему теплоснабжения, принимает решение о внесении изменений в схему теплоснабжения или об отказе во внесении в нее таких изменений.
Между тем, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается факт отсутствия утвержденной схемы теплоснабжения г. Ростова-на-Дону и инвестиционной программы развития сетей коммунальной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону для ООО "Лукойл-ТТК" на 2011 год.
Кроме того, в материалах дела имеются письма общества, направленные в адрес Администрации Ростовской области о создании рабочей группы для разработки методологии совместного финансирования схемы теплоснабжения г. Ростова-на-Дону и подготовки обращения для согласования схемы теплоснабжения г. Ростова-на-Дону; Министерства промышленности и энергетики Ростовской области о необходимости разработки схемы теплоснабжения города с приложением перечня абонентов, которыми поданы заявки на выдачу технических условий, но технические условия не выданы; министра ЖКХ Ростовской области и департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону о необходимости разработки инвестиционной программы развития сетей коммунальной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону для ООО "Лукойл-ТТК" на 2011 год и схемы теплоснабжения (л.д. 70-76 т. 1)
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности антимонопольным органом в действиях ООО "Лукойл-ТТК" нарушения положений ч. 1 ст. 10 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленное обществом требование.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.12.2011 по делу N А53-19441/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Л.А. Захарова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 г.. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к естественной монополии относятся услуги по передаче тепловой энергии. Лицо, занятое производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений Закона "О защите конкуренции", антимонопольный орган обоснованно признал, что ООО "Лукойл-ТТК" является субъектом естественной монополии на рынке по поставке тепловой энергии.
Основанием для признания заявителя нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции послужил отказ общества от выдачи технических условий на подключение объектов капитального строительства МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону" к сети теплоснабжения, изложенный в письме от 16.03.2011 г.. N 04-01-553.
Пунктом 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регулируют Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила)."
Номер дела в первой инстанции: А53-19441/2011
Истец: ООО "Лукойл-Теплотранспортная компания", ООО "Лукойл-ТТК"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, МКП "Объединенная дирекция строящихся объектов г. Ростова-на-Дону", МКП города Ростова-на-Дону "Объединенная дирекция строящихся объектов города Ростова-на-Дону", МУ "Департамент координации строительства и перспективного развития", МУ "Департамент кординации строительства и перспективного развития", ООО "Лукойл-Ростовэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1368/12