г. Самара |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А65-17100/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Романова А.А., доверенность от 30 декабря 2011 г. N 01-01-9/635;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от третьих лиц:
от Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан - извещен, не явился;
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 г.
по делу N А65-17100/2011 (судья Мазитов А.Н.),
по заявлению открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (ИНН 1645000340, ОГРН 1021601763820), г. Казань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Республике Татарстан, г. Казань,
Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, г. Казань,
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - регистрирующий орган) о признании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (Зеленодольский отдел Управления Росреестра по Республике Татарстан) в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 апреля 2011 г. N 22/068/2010-130 незаконным, об обязании зарегистрировать договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации существующего магистрального нефтепровода от 28 июня 2010 г. N 132.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что представленный заявителем 09 февраля 2011 г. договор от 28 июня 2010 г. N 132 с площадью 2, 81 га не соответствует произведенному только в декабре 2010 г. лесоустройству этого участка и не может быть основанием для регистрации.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в оспариваемом решении в качестве обстоятельств, послуживших основаниями для отказа заявленных требований, суд первой инстанции необоснованно указал на наличие противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
Данный вывод суда первой инстанции не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалах дела доказательствам, так как границы зарегистрированного земельного участка (договор аренды лесного участка от 26 декабря 2008 г. N 04-04-1570/2008) и участка, по которому ОАО "СЗМН" обратилось в Управление Росреестра по РТ за государственной регистрацией лесного участка (договор аренды лесного участка от 28 июня 2010 г. N 132), не пересекаются и не имеют наложений.
Представленные в адрес регистрирующего органа документы позволяли выделить индивидуально-определенный объект недвижимого имущества из аналогичных, однозначно идентифицировать его с описанием, содержащимся в плане лесного участка и заявлениях о государственной регистрации.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан и заявителем 26 декабря 2008 г. был заключен договор аренды лесного участка N 04-04-1570/2008, по условиям которого Министерство обязалось предоставить лесной участок площадью 3,76 га (местоположение: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, ГБУ "Приволжское лесничество", Свияжское участковое лесничество, квартал 66, выдела 46, 42, 44, 38, 39, 20, 11, 2, квартал N 71, выдела 17, 12, а заявитель обязался принять во временное пользование данный лесной участок для выполнения работ по объекту "Реконструкция участка магистрального нефтепровода "Альметьевск-Горький-2" Ду-800 мм 280,5-286 км трассы" (т. 1 л.д. 65-70).
Данный договор был зарегистрирован регистрирующим органом 13 февраля 2009 г., номер регистрации 16-16-28/001/2009-026.
28 июня 2010 г. между указанными выше лицами заключен договор аренды земельного участка в целях использования лесов для эксплуатации существующего магистрального нефтепровода N 132/04-04-923/2010, согласно которому Министерство обязалось предоставить лесной участок площадью 3, 21 га (местоположение: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, ГБУ "Приволжское лесничество", Свияжское участковое лесничество, квартал 71 выдел 12, 17, 18, кадастровый номер (номер учетной записи в государственном лесном реестре) 25313-2010-06, а заявитель обязался принять во временное пользование данный лесной участок (т. 2 л.д. 45-66).
11 ноября 2010 г. заявитель обратился в регистрирующий орган с заявлением о регистрации указанного договора (с площадью лесного участка 3, 21 га) (т. 2 л.д. 3-4).
На регистрацию были представлены документы, указанные в расписке (т. 2 л.д. 68), в том числе договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации существующего магистрального нефтепровода от 28 июня 2010 г. N 132/04-04-923/2010 (т. 2 л.д. 45-66) и план лесного участка площадью 3, 21 га от 28 июня 2010 г. (т. 2 л.д. 57).
Государственная регистрация договора аренды лесного участка от 28 июня 2010 г. N 132/04-04-923/2010 с площадью лесного участка 3, 21 га приостанавливалась для представления дополнительных документов.
09 февраля 2011 г. заявитель представил в регистрирующий орган договор аренды лесного участка от 28 июня 2010 г. N 132 (с тем же номером и от той же даты) (т. 2 л.д. 79-90), но с площадью 2, 81 га, а также план лесного участка площадью 2, 81 га от 02 февраля 2011 г. (т. 2 л.д. 92).
По результатам рассмотрения заявления о регистрации договора аренды лесного участка общей площадью 3, 21 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, квартал 71, выдел 12, 17, 18, регистрирующий орган 20 апреля 2011 г. принял решение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 22/068/2010-130 в связи с имеющимся противоречием между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав, представлением документов по форме и содержанию, не соответствующих требованиям действующего законодательства.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации) основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию.
При этом в ст. 18 Закона о госрегистрации установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав. Так, документы, устанавливающие права на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав, при этом указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Исходя из положений п. 1 ст. 20 Закона о госрегистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
лицо, которое имеет права, ограниченные определенными условиями, составило документ без указания этих условий;
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав;
имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами;
осуществление государственной регистрации права собственности не допускается в соответствии с пунктом 1.2 настоящей статьи, пунктом 5 статьи 25.2, пунктом 2 статьи 25.3 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст.ст. 4.3, 4.4 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на указанные в части 1 настоящей статьи лесные участки, об ограничениях (обременениях) этого права и о сделках с ними осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права, этих ограничений (обременении) прав на участки лесного фонда и сделок с ними и помещенных в дела правоустанавливающих документов.
Государственная регистрация договоров аренды лесных участков, договоров безвозмездного срочного пользования лесными участками в составе земель лесного фонда, приведенных в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, осуществляется без представления кадастровых планов или кадастровых паспортов лесных участков (при условии, если государственный кадастровый учет таких лесных участков не осуществлялся).
В случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В рассматриваемом случае регистрирующим органом установлено, что имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, что явилось в соответствии с абзацем 10 пункта 1 ст. 20 Закона о госрегистрации основанием для отказа заявителю в регистрации договора аренды лесного участка от 28 июня 2010 г. N 132/04-04-923/2010, площадью 3, 21 га, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, квартал 71, выдел 12, 17, 18.
При этом в сообщении об отказе в государственной регистрации регистрирующий орган указал, что Единый государственный реестр прав содержит запись о том, что квартал 71 выдел 12, 17 ГБУ "Приволжское лесничество" Свияжского участкового лесничества является предметом договора аренды лесного участка, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, квартал 66, 71, общей площадью 3,76 га, от 26 декабря 2008 г. N 04-04-1570/2008, зарегистрированного 13 февраля 2009 г., номер регистрации 16-16-28/001/2009-026.
Регистрирующий орган указал, что описание местоположения лесного участка в правоустанавливающих документах не позволяет выделить индивидуально-определенный объект недвижимого имущества из аналогичных, однозначно идентифицировать его с описанием, содержащимся в плане лесного участка.
Пунктом 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Судом первой инстанции правомерно не принята во внимание ссылка заявителя на договор аренды лесного участка с площадью 2, 81 га, исходя при этом из следующего.
Как было указано выше, обратившись 11 ноября 2010 г. в регистрирующий орган, заявитель представил договор аренды лесного участка в целях использования лесов для эксплуатации существующего магистрального нефтепровода от 28 июня 2010 г. N 132/04-04-923/2010, с площадью лесного участка 3, 21 га.
Договор аренды от 28 июня 2010 г. N 132 с площадью участка 2, 81 га, обязать зарегистрировать который заявитель просит арбитражный суд, был представлен заявителем 09 февраля 2011 г., т.е. после обращения в регистрирующий орган 11 ноября 2010 г.
В силу ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков.
Из материалов дела следует, что на момент обращения с заявлением о регистрации договора аренды лесного участка лесоустройство (проектирование, местоположение, границы и площадь) лесного участка площадью 2, 81 га не производилось и такой лесной участок сформирован не был.
Согласно акту натурного технического участка лесного фонда площадью 2, 81 га, чертеж-приложение к нему (по данным инструментальной съемки границ) лесной участок площадью 2, 81 га был устроен (сформирован) только 23 декабря 2010 г. и утвержден Министром лесного хозяйства 28 декабря 2010 г.
На основании указанного лесоустройства Министерством лесного хозяйства Республики Татарстан 02 января 2011 г. подписан договор аренды лесного участка N 222.
По условиям названного договора N 222 Министерство обязуется предоставить лесной участок площадью 2, 81 га (местоположение: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, ГБУ "Приволжское лесничество", Свияжское участковое лесничество, квартал 71 выдел 12, 17, 18, кадастровый номер учетной записи в государственном лесном реестре - 25313-2010-06, а заявитель обязуется принять во временное пользование данный лесной участок (т. 3 л.д. 192-198).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод, что представленный заявителем 09 февраля 2011 г. договор от 28 июня 2010 г. N 132 с площадью 2, 81 га не соответствует произведенному только в декабре 2010 г. лесоустройству этого участка и не может быть основанием для регистрации.
Таким образом, регистрирующий орган правомерно отказал в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 28 июня 2010 г. N 132/04-04-923/2010 с площадью 3, 21 га, в связи с чем судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая, что при подаче апелляционной жалобы в соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ государственная пошлина в рассматриваемом случае уплачивается в размере 1 000 руб., а податель апелляционной жалобы уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб. платежным поручением от 19 января 2012 г. N 015229, то согласно ст. 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2011 г. по делу N А65-17100/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
...
Пунктом 3 ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
...
В силу ч. 2 ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из положений п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков."
Номер дела в первой инстанции: А65-17100/2011
Истец: ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", ОАО "Северо-западные магистральные нефтепроводы", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства республики Татарстан, Министерство лесного хозяйства РТ, г. Казань, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата по РТ"