г. Самара |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А49-3947/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Жадновой А.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2012 года апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 ноября 2011 года по делу N А49-3947/2011, судья Дудорова Н.В., принятое по заявлению муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина", ИНН 5835065247, ОГРН 1065835015883, г.Пенза, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, г.Пенза, третье лицо: ООО "Бриз", г.Пенза,
о признании незаконным решения от 03 мая 2011 года N 3-22/31-2011,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" (далее - МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - УФАС по Пензенской области, антимонопольный орган) от 03 мая 2011 года по делу N 3-22/31-2011, в соответствии с которым аукционная комиссия муниципального заказчика - МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" признана нарушившей часть 5 статьи 41.9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Бриз", по заявлению которого антимонопольным органом проводилась проверка соблюдения законодательства о размещении заказов.
В обоснование предъявленных требований заявителем приведены доводы о правомерности действий аукционной комиссии по отклонению заявки N 0355300022111000040 на участие в открытом аукционе в электронной форме на размещение муниципального заказа "Оказание услуг по стирке белья", поступившей от участника N 1 - ООО "Бриз", поскольку данная заявка, по мнению заявителя, не содержала выраженного участником размещения заказа согласия оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28 ноября 2011 года в удовлетворении заявленных требований МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" отказано.
В апелляционной жалобе МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" удовлетворить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, нарушение норм материального права.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В силу пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 данного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
В силу подпункта 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг должна содержать согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Часть 9 статьи 41.8 Закона о размещении заказов предусматривает, что заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих предусмотренные частями 4 и 6 настоящей статьи части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
В силу положений части 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов в течение одного часа с момента получения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по счету для проведения операций по обеспечению участия в открытом аукционе участника размещения заказа, подавшего такую заявку, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе, присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику размещения заказа, подавшему заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.
Согласно части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Частью 4 указанной статьи установлено, что участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В силу части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Часть 5 статьи 57 Закона о размещении заказов предусматривает право участника размещения заказа подать жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа для муниципальных нужд, нужд муниципального бюджетного учреждения путем проведения в соответствии с положениями главы 3.1 того же закона открытого аукциона в электронной форме в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.
Муниципальным заказчиком - МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" 15 апреля 2011 года объявлено о проведении открытого аукциона в электронной форме "Оказание услуг по стирке белья". Извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (т.1,л.д. 36-38). Оператором электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" 21 и 22 апреля 2011 года на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru были зарегистрированы заявки на участие в аукционе в электронной форме с порядковыми номерами 1 и 2 соответственно (т.1, л.д.33-35).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25 апреля 2011 года N 0355300022111000040-1 (л.д.99-100) аукционной комиссией заказчика принято решение об отказе участнику размещения заказа, представившего заявку на участие в аукционе с порядковым номером 1, в допуске к участию в аукционе на основании части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов в связи с несоответствием первой части заявки требованиям пункта 2 части 4 статьи 41.8 данного закона.
Как следует из протокола, решение об отказе принято по причине отсутствия согласия участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В УФАС по Пензенской области 25 апреля 2011 года поступила жалоба ООО "Бриз" - участника размещения заказа, представившего заявку с порядковым номером 1, на действия аукционной комиссии муниципального заказчика, выразившиеся в отказе ООО "Бриз" в допуске к участию в указанном аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Бриз" УФАС по Пензенской области приняло решение от 03 мая 211 года по делу N 3-22/31-2011 (т.1, л.д.10-12), которым жалоба ООО "Бриз" признана обоснованной, аукционная комиссия муниципального заказчика - МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" признана нарушившей часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании принятого решения муниципальному заказчику, аукционной комиссии муниципального заказчика, оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов (т.1, л.д. 103-105), которое исполнено.
Доводы заявителя о неправомерности оспариваемого решения, мотивированные отсутствием в первой части заявки участника N 1 ООО "Бриз" согласия оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Так, из распечатки с сайта электронной площадки видно, что в первой части заявки участника N 1 напротив поля "Согласие участника размещения заказа" имеется строка, заполненная сведениями следующего содержания: "Настоящим участник размещения заказа подтверждает свое согласие поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме: Оказание услуг по стирке белья. Извещение номер 0355300022111000040.". Отсутствие в первой части заявки, размещенной на сайте электронной площадки данных об электронной цифровой подписи участника размещения заказа, вопреки мнению заявителя, не лишает аукционную комиссию оснований рассматривать представленную первую часть заявки в качестве электронного документа, представленного участником размещения заказа.
Согласно пункту 11.1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.
Исходя из положений статьи 41.2, части 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, определение наличия электронной цифровой подписи участника размещения заказа в представляемой им заявке на участие в аукционе в электронной форме, подтверждение получения такой заявки и ее размещение на электронной площадке в форме электронного документа производится оператором электронной площадки. При этом, в силу части 5 статьи 41.2 Закона о размещении заказов наличие ЭЦП лиц, указанных в частях 2 - 4 настоящей статьи, и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений правовых норм, установив факт регистрации оператором электронной площадки первой части заявки с порядковым номером 1 в виде электронного документа, аукционная комиссия была обязана проверить сведения, содержащиеся в первой части указанной заявки, на соответствие требованиям документации об аукционе, в качестве сведений, содержащихся в электронном документе и направленных участником размещения заказа.
Пункт 18 раздела 1.2 документации об открытом аукционе в электронной форме на размещение муниципального заказа: "Оказание услуг по стирке белья" (т.1, л.д.88-96) определяет требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно данному пункту документации об аукционе первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме. Инструкции по заполнению заявки документация об аукционе не содержит.
Содержащееся в первой части заявки N 1 согласие участника размещения заказа поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, с указанием на наименование, предмет аукциона, номера извещения об аукционе позволяет признать первую часть заявки соответствующей вышеназванному требованию документации об аукционе.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие в законодательстве о размещении заказов требований к форме выражения участником размещения заказа согласия на оказание услуг, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, суд согласился с выводом антимонопольного органа о нарушении аукционной комиссией муниципального заказчика - МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов при отказе ООО "Бриз" в допуске к участию в аукционе.
Доводы апелляционной жалобы о том, что унифицированное согласие в составе штатного интерфейса электронной торговой площадки не может расцениваться как согласие участника, не принимаются. Документация об открытом аукционе в электронной форме не содержала требования о предоставлении участниками размещения заказа отдельного документа с согласием, прикрепляемого к первой части заявки. В данном случае участник заказа, подавая подписанную электронной цифровой подписью заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, подтвердил свое согласие поставить товар, выполнить работу, оказать услугу на условиях, установленных аукционной документацией и извещением о проведении аукциона в электронной форме.
Кроме того, если электронный документ (в данном случае заявка на участие в аукционе) не содержит согласия участника размещения заказа и не подписан электронной цифровой подписью, автоматизированная систем оператора не позволит пользователю отправить заявку на участие в электронном аукционе.
Данный довод антимонопольного органа заявителем не опровергнут.
Ссылка в апелляционной жалобе на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 года по делу N А74-3444/2010 несостоятельна, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего спора.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 28 ноября 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина".
При подаче апелляционной жалобы МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" по ошибочным реквизитам была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб. В этой связи следует возвратить МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 21 декабря 2011 года N 6663 государственную пошлину в размере 2000 рублей. Вместе с тем заявителем не был представлен подлинный документ, подтверждающий уплату госпошлины за подачу апелляционной жалобы - представленное платежное поручение не содержало отметок банка о списании средств со счета плательщика, выписка банка в подтверждение платежа, несмотря на определение суда, не представлена. В этой связи надлежит взыскать с МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 28 ноября 2011 года по делу N А49-3947/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 21 декабря 2011 года N 6663 государственную пошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А.Захарьина" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из положений статьи 41.2, части 11 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, определение наличия электронной цифровой подписи участника размещения заказа в представляемой им заявке на участие в аукционе в электронной форме, подтверждение получения такой заявки и ее размещение на электронной площадке в форме электронного документа производится оператором электронной площадки. При этом, в силу части 5 статьи 41.2 Закона о размещении заказов наличие ЭЦП лиц, указанных в частях 2 - 4 настоящей статьи, и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, а также означают подлинность и достоверность таких документов и сведений.
...
Содержащееся в первой части заявки N 1 согласие участника размещения заказа поставить товар, выполнить работы и/или оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, с указанием на наименование, предмет аукциона, номера извещения об аукционе позволяет признать первую часть заявки соответствующей вышеназванному требованию документации об аукционе.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие в законодательстве о размещении заказов требований к форме выражения участником размещения заказа согласия на оказание услуг, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме, суд согласился с выводом антимонопольного органа о нарушении аукционной комиссией муниципального заказчика - МУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г.А. Захарьина" части 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов при отказе ООО "Бриз" в допуске к участию в аукционе."
Номер дела в первой инстанции: А49-3947/2011
Истец: МБУЗ "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Г. А. Захарьина"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области, УФАС по Пензенской области
Третье лицо: ООО "Бриз"
Хронология рассмотрения дела:
16.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-99/12