г. Пермь |
|
15 марта 2012 г. |
Дело N А71-9568/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск") (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): извещен надлежащим образом, представители не явились;
от заинтересованного лица (Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта) (ОГРН 1031800553840, ИНН 1835018088): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2011 года
по делу N А71-9568/2011,
принятое судьей Бушуевой Е.А.,
по заявлению Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск"
к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск" (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованиями о признании недействительным предписания Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике (далее - Управление) от 17.06.2011 N 113202.
Решением арбитражного суда от 30.12.2011 (резолютивная часть решения оглашена 23.12.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы Администрация указывает, что предписание вынесено в адрес неуполномоченного лица, поскольку ликвидация несанкционированных пунктов прибытия не относится к вопросам местного значения; судом не учтено, что посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин", который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по пригородному маршруту "Ижевск - М.Пурга" в нарушение требований действующего законодательства; обязанность по ликвидации несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородного маршрута следует возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Управление не согласно с доводами жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным.
Стороны по делу, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Управлением проверки исполнения заявителем по делу предписания от 09.03.2011 установлено, что на территории муниципального образования "город Ижевск" имеется несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом "С банком", тем самым нарушены требования Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажирскими автобусами, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки 17.06.2011 (л.д.29), и в целях их устранения Управлением вынесено и направлено в адрес Администрации предписание от 17.06.2011 N 113202, которым предписано осуществить мероприятия по устранению выявленных нарушений в срок до 17.08.2011, направить письменный ответ о выполнении предписания (л.д.28).
Заявитель, полагая, что вышеуказанное предписание является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями (л.д. 5).
Рассматривая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания предписания незаконным и отказал в удовлетворении требований.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств и оценки доводов жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вынесенное по делу решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в установленных сферах, в том числе автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (далее - Положение).
В силу п. 4.6 Положения выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу подп. 7, 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления.
Согласно ст. 38 Устава муниципального образования "город Ижевск", утвержденного решением Городской Думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333, администрация г. Ижевска (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "город Ижевск") наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Статьей 9 Устава муниципального образования "город Ижевск" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, устранение выявленного нарушения п. 4.6 Положения, выразившегося в наличии несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом "С банком", относится к компетенции Администрации муниципального образования "город Ижевск".
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородного маршрута следует возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, отклоняются в силу следующего.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В соответствии со ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 15.10.2008 N 38-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом на пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике" открытие, изменение и закрытие маршрутов регулярных перевозок осуществляется Уполномоченным органом по его инициативе либо по предложению перевозчика (перевозчиков).
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 1074-р Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики наделено функциями Уполномоченного органа государственной власти Удмуртской Республики в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным пассажирским транспортом пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
Таким образом, Министерство промышленности и транспорта Удмуртской Республики организует транспортное обслуживание населения автомобильным пассажирским транспортом пригородных и междугородных маршрутах межмуниципального сообщения в Удмуртской Республике.
В рассматриваемом случае Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике выявлено наличие несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного в г. Ижевске на перекрестке улиц Ленина и К.Маркса.
Поскольку несанкционированный пункт прибытия (отправления) автобусов находится на территории муниципального образования - г. Ижевск, лицом, обязанность по ликвидации такого пункта в силу ст. ст. 9, 38 Устава муниципального образования правомерно возложена на заявителя.
Довод апеллянта о том, что посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин" отклоняется как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Возражения о неисполнимости предписания апелляционным судом рассмотрены, признаны несостоятельными и отклонены, поскольку изложенное в предписании требование сформулировано конкретно и определенно.
Как указано выше, осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности отнесено к компетенции администрации муниципального образования "город Ижевск", в связи с чем государственный орган не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления. Соответствующие способы устранения допущенных нарушений избирает лицо, которому такое предписание направлено.
С учетом изложенного доводы апеллянта подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом оснований для отмены решения суда не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 декабря 2011 года по делу N А71-9568/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "город Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (далее - Положение).
...
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу подп. 7, 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
...
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение)."
Номер дела в первой инстанции: А71-9568/2011
Истец: Администрация МО "Город Ижевск", Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск"
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта