г. Ессентуки |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А63-6431/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Марченко О.В., Фриева А.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кипкеевым Р.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МИА" (355000, г.Ставрополь, пер.Макарова, 22, ИНН 2635083444, ОГРН 1052604236156) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 по делу N А63-6431/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МИА" к Администрации города Ставрополя, Комитету градостроительства администрации города Ставрополя о признании незаконным отказа администрации города Ставрополя от 04.05.2010 исх.N 09/02-01/1-1753 о предоставлении обществу в аренду под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289, площадью 1661 кв.м, по ул. Октябрьской, в районе нежилого здания N 233 и обязании администрации города принять постановление о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "МИА" в аренду под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289, площадью 1661 кв.м, по ул. Октябрьской, в районе нежилого здания N 233, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации Октябрьского района города Ставрополя и Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя (судья Карпель В.Л.), при участии в судебном заседании представителя Администрации города Ставрополя - Шафоростова Д.Ю. (доверенность от 16.01.2012 N01/1-16-12), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МИА" (далее - ООО "МИА", общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации города Ставрополя (далее - администрация), Комитету градостроительства администрации города Ставрополя (далее - комитет градостроительства) о признании незаконным отказа администрации от 04.05.2010 исх.N 09/02-01/1-1753 в предоставлении обществу в аренду под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289, площадью 1661 кв.м, по ул. Октябрьской, в районе нежилого здания N 233 и обязании администрации принять постановление о предоставлении обществу в аренду под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289, площадью 1661 кв.м, по ул. Октябрьской, в районе нежилого здания N 233.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация Октябрьского района города Ставрополя и Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя.
Решением суда от 28.10.2011 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Представитель администрации в судебном заседании просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя администрации, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 по делу N А63-6431/2011 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что 30.07.2007 ООО "МИА" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду на 3 года земельного участка по ул.Октябрьской в г. Ставрополе под автостоянку.
По заявлению ООО "МИА" администрацией 14.11.2007 утвержден проект границ земельного участка площадью 1661 кв.м по адресу: г. Ставрополь, в районе нежилого здания N 233 по ул. Октябрьская в составе: градостроительного заключения от 01.09.2007 N 1560, пояснительной записки, проектного плана (М1:500), ситуационного плана.
Согласно градостроительному заключению от 01.09.2007 N 1560 предоставление земельного участка под автостоянку возможно при условии согласования с санитарно-эпидемиологической службой.
26.01.2008 в газете "Вечерний Ставрополь" администрацией опубликовано объявление о возможном предоставлении в аренду для целей, не связанных со строительством, земельного участка по адресу: г. Ставрополь, ул. Октябрьская, в районе нежилого здания N 233, площадью 1661 кв.м, под автостоянку.
07.07.2009 произведена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602: 289, площадью 1661 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под автостоянку, местоположение земельного участка: город Ставрополь, ул. Октябрьская, в районе нежилого здания N 233, сведения о правах отсутствуют (выписка из государственного кадастра недвижимости от 14.01.2011 N 26/501/11-2751).
В письме от 19.03.2010 N 03-02/613/1 Администрация Октябрьского района города Ставрополя сообщила в МУ "Архитектурно-строительного заказа города Ставрополя" о том, что в марте 2010 года проведен опрос и информирование жителей улицы Октябрьской о возможном месте размещения земельного участка площадью 1661 кв.м для организации автостоянки по ул. Октябрьской, в районе нежилого здания N 233. В связи с размещением земельного участка в непосредственной близости к территории ГУЗ "Ставропольская краевая клиническая психиатрическая больница" и территории памятника истории и культуры "Иоанно-Марьинский монастырь" жители высказались против его выделения.
В письме от 01.06.2011 N 09/01-07/5-2168 заместитель руководителя комитета градостроительства сообщил ООО "МИА", что письмом от 04.05.2010 исх.N 09/02-01/1-1753 обществу отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289, площадью 1661 кв.м, под автостоянку по ул. Октябрьская, в районе нежилого здания N 233.
Согласно уведомлению об отказе от 04.05.2010 исх.N 09/02-01/1-1753 причиной отказа послужило отрицательное заключение администрации района, полученное по результатам информирования населения.
Общество, полагая отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующего земельного участка.
В силу статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в орган местного самоуправления, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 27.07.2006, действовавшей на момент обращения общества с заявлением) орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в пункте 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ.
Судом установлено и подтверждено материалам дела, что заявление общества от 30.07.2007 не соответствовало требованиям пункта 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, так как не содержало указаний на предполагаемые размеры участка и испрашиваемое право на землю.
В нарушение условий градостроительного заключения от 01.09.2007 общество не согласовало ситуационный план испрашиваемого участка с центром санитарно-эпидемиологического надзора, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.
Кроме того, по результатам состоявшегося информирования жителей ул. Октябрьской Администрацией Октябрьского района Ставропольского края подготовлено отрицательное заключение, что послужило основанием для отказа в предоставлении обществу испрашиваемого участка в соответствии с Регламентом подготовки документов в области градостроительства и землепользования, утвержденным постановлением Администрации города Ставрополя от 10.09.2009 N 691.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 26:12:020602:289 поставлен на кадастровый учет 07.07.2009, имел статус "временный". Земли, из которых участок был сформирован, относятся к землям города, государственная собственность на которые не разграничена.
На дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации действовал в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Поскольку кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обществом в администрацию вместе с заявлениями представлен не был, суд правомерно указал, что у администрации не возникла обязанность по принятию решения о передаче в аренду земельного участка обществу.
При этом в соответствии с решением ФБУ "Кадастровая палата" по Ставропольскому краю от 25.07.2011 N 26/301/11-67618, принятом на основании поступившего из Управления Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю уведомления от 20.07.2011 N 01/043/2011-108 об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений, истек срок действия "временного" статуса сведений ГКН в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289. Данное обстоятельство явилось основанием для аннулирования и исключения из ГКН сведений о земельном участке с кадастровым номером 26:12:020602:289, расположенным по адресу: город Ставрополь, ул. Октябрьская, в районе нежилого здания N 233.
Согласно одному из принципов ведения ГКН (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), сведения, которые носят временный характер и внесены в ГКН до утраты ими в установленном федеральном законе порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" аннулирование сведений влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений (статья 16 названного Федерального закона) и исключает возможность удовлетворения требований общества об обязании органов местного самоуправления принять решение о предоставлении обществу в аренду под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289 и заключить договор аренды земельного участка, подлежащий его государственной регистрации (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Судом учтено, что решение ФБУ "Кадастровая палата" по Ставропольскому краю от 25.07.2011 N 26/301/11-67618 в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано. Доказательств того, что на дату принятия решения органы кадастрового учета и регистрации прав располагали сведениями о наличии ограничений (обременений), о правопритязаниях, о правах требования, о поданных заявлениях о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества в ГКН и Едином государственном реестре прав, суду не представлено.
Доводы, изложенные в жалобе, исследовались судом первой инстанции и обоснованно им отклонены как не соответствующие закону и противоречащие материалам дела. Результаты оценки этих доводов заявителя отражены в принятом по делу судебном акте. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.10.2011 по делу N А63-6431/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
О.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет пункт 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации действовал в редакции Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Поскольку кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации обществом в администрацию вместе с заявлениями представлен не был, суд правомерно указал, что у администрации не возникла обязанность по принятию решения о передаче в аренду земельного участка обществу.
...
Согласно одному из принципов ведения ГКН (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"), сведения, которые носят временный характер и внесены в ГКН до утраты ими в установленном федеральном законе порядке временного характера, не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" аннулирование сведений влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений (статья 16 названного Федерального закона) и исключает возможность удовлетворения требований общества об обязании органов местного самоуправления принять решение о предоставлении обществу в аренду под автостоянку земельного участка с кадастровым номером 26:12:020602:289 и заключить договор аренды земельного участка, подлежащий его государственной регистрации (пункт 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости")."
Номер дела в первой инстанции: А63-6431/2011
Истец: ООО "МИА"
Ответчик: Администрация г. Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя
Третье лицо: Администрация Октябрьского района г. Ставрополя, Администрация Октябрьского района города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, ФБУ "Кадастровая палата" по СК, Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Ставропольскому краю, Администрация города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3785/11