г. Владимир |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А79-6970/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2012.
В полном объеме постановление изготовлено 20.03.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" (ИНН 2116476071, ОГРН 1062135016712, п. Кугеси, Чувашской Республики) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 10.01.2012 по делу N А79-6970/2011, принятое судьей Щетинкиным А.В. по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике к закрытому акционерному обществу "Чувашское" о взыскании 2000 рублей 86 копеек,
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Урал-2".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Чувашское" (далее по тексту - ЗАО "Чувашское", заявитель) имеет лицензию от 08.12.2008 N ОТ-44-000528 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на срок до 08.12.2013 и эксплуатирует санкционированную свалку, расположенную около д. Ильбеши Чебоксарского района.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее по тексту - Управление) направило в адрес Общества требование от 04.08.2011 N 1292011 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 2000 руб. 86 коп. в срок до 18.08.2011. Требование получено Обществом 09.08.2011.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о взыскании с Общества указанной суммы.
Решением от 10.01.2012 суд первой инстанции удовлетворил заявленное Управлением требование.
ЗАО "Чувашское", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает решение суда первой инстанции вынесенным с нарушением норм материального права.
По мнению заявителя, поскольку отходы образовались на территории ООО "УРАЛ-2", то именно указанный хозяйствующий субъект должен платить за негативное воздействие на окружающую среду.
Общество полагает, что Управление неправомерно предъявило к взысканию с Общества сумму 2000 руб. 86 коп, поскольку указанная сумма в 8,5 раза больше суммы, рассчитанной по тарифу на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, установленную постановлением государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 25.12.2009 N 26-7/в.
В судебное заседание представитель заявителя не явился. В поступившем ходатайстве от 05.02.2012 N 73 (входящий номер 01АП-581/12 от 11.03.2012) Общество просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Управление, представив отзыв на апелляционную жалобу, просит Первый арбитражный апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Управления не явился. В поступившем ходатайстве от 27.02.2012 N 08/08-562 (входящий номер 01АП 581/12 от 05.03.2012) Управление просит рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
ООО "Урал-2" отзыв на апелляционную жалобу не представило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
В силу статьи 3 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным (пункт 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, содержащимся в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Минприроды Российской Федерации, согласованных Минфином Российской Федерации и Минэкономики Российской Федерации. Данные указания разработаны в соответствии с вышеуказанным Порядком.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих воздействие на окружающую природную среду, в том числе, размещение отходов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах производства) установлено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах производства определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктами 5.26, 5.28, 5.30, 5.37 Межгосударственного стандарта (ГОСТ 30772-2001) "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст, сбор отходов - это деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами; транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения; хранение отходов - режим (вид) существования отходов, заключающийся в их нахождении в определенном месте, в определенных заданных или известных условиях, в течение определенного интервала времени, с целью последующей обработки, транспортирования, использования, уничтожения или захоронения, размещение отходов деятельность, связанная с завершением комплекса операций по осуществлению хранения и (или) захоронения отходов.
Согласно Временным правилам охраны окружающей природной среды от отходов производства и потребления, утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 15.07.1994, под временным накоплением отходов на промплощадке понимается хранение отходов на территории предприятия в специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующем технологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или на объект для размещения отходов.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, основным видом деятельности Общества является удаление и обработка твердых отходов.
В 3 квартале 2010 года ЗАО "Чувашское" осуществляло деятельность по размещению твердых бытовых отходов на основании договора на обезвреживание твердых бытовых отходов от 01.01.2010 N 50, заключенного с ООО "Забота", которое вывозило отходы, принадлежащие ООО "Урал-2", на санкционированную свалку около д. Ильбеши Чебоксарского района.
ООО "Урал-2" не осуществляло деятельность по размещению отходов в 2010 году, что подтверждено решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.07.2011 по делу N А79-3162/2011.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильном выводу, что ЗАО "Чувашское" обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Доказательства уплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года Обществом в материалы дела не представлены.
Расчет размера платы судом первой инстанции проверен и правомерно признан обоснованным.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод заявителя о неправильном расчете суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду со ссылкой на постановление государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 25.12.2009 года N 26-7/в, поскольку указанным постановлением установлен тариф на услугу по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, отказываемых Обществом потребителям, а не порядок расчета сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленное Управлением требование о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010 года в размере 2000 руб. 86 коп.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.01.2012 по делу N А79-6970/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Чувашское" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду (пункт 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).
Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.
...
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон об отходах производства) установлено, что под размещением отходов понимается их хранение и захоронение."
Номер дела в первой инстанции: А79-6970/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
Ответчик: ЗАО "Чувашское"
Третье лицо: Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, ООО Урал-2
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-581/12