город Омск |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А46-9994/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-843/2012) индивидуального предпринимателя Пантелеева Сергея Дмитриевича, ОГРН 308554333800268,
на решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2011 по делу N А46-9994/2011 (судья Суставова О.Ю.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Пантелеева С.Д.
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области, ОГРН 1065503057443, ИНН 5503101004 (далее - ГУЗР Омской области; заинтересованное лицо)
об обязании предоставить в собственность за плату по 2,5% кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2046,
при участии в судебном заседании:
от ГУЗР Омской области - Рейтер М.А. по доверенности N 0402/6 от 10.01.2012, действительной до 31.12.2012 (удостоверение);
от индивидуального предпринимателя Пантелеева С.Д. - Багаутдинова А.Р. по доверенности N 0339230 от 26.10.2011, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
установил:
индивидуальный предприниматель Пантелеев С.Д. обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ГУЗР Омской области, в котором просил обязать заинтересованное лицо предоставить в собственность за плату по 2,5% кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:090204:2046.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.12.2011 в удовлетворении заявленного предпринимателем требования отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что на момент обращения предпринимателя с заявлением в ГУЗР Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 право аренды на часть вновь образуемого земельного участка не было прекращено.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что спорный земельный участок снят с кадастрового учета и перестал существовать как объект гражданских и земельных правоотношений.
Индивидуальный предприниматель Пантелеев С.Д., не согласившись с принятым судебным актом, обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Заявитель считает, что суд первой инстанции не указал правовых оснований, препятствующих ГУЗР Омской области предоставить предпринимателю земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отмечает, что в названном пункте отсутствует такое основание, препятствующее предоставлению земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности за плату гражданам и юридическим лицам, как наличие обременения как на вновь образованном, так и на прежних земельных участках.
Представитель ГУЗР Омской области письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил, в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетвоерния.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Пантелееву С.Д. на праве собственности принадлежит административное насыпное строение, общей площадью 167,00 кв.м., литера А, расположенное по адресу: г. Омск, ул. 9-я Линия, д. 172 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.11.2001 серии 55 АА N 302716; договор купли-продажи от 30.10.2001).
Предприниматель обратился в ГУЗР Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка, на котором расположен вышеуказанный объект, в собственность.
ГУЗР Омской области письмом от 01.06.2010 N 04-01/4149 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 02 04:20 и 55:36:09 02 04:60.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2009 N 01/279/2003-1136 земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:20 обременен правами третьих лиц (договор аренды земельного участка в пользу Богатыревой Л.Д.), в связи с чем предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 возможно после внесения изменения в действующий договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:20 или его расторжения.
Индивидуальный предприниматель Пантелеев С.Д., полагая, что у ГУЗР Омской области отсутствовали правовые и фактические основания для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 в собственность, обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим требованием.
15.12.2011 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Таким образом, законодательно закреплено исключительное право лица - собственника объекта недвижимости получить в собственность (аренду) земельный участок, расположенный под объектом недвижимости.
В Пленуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что, определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Вводным законом к кодифицированному земельному акту, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2007) до 1 января 2010 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Основополагающим фактором реализации вышеуказанного права является то обстоятельство, что недвижимое имущество, принадлежащее на момент обращения заявителю, находилось когда-либо в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 6.1 статьи 5 Закона Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" установлено, что с 1 июля 2006 года к полномочиям органов исполнительной власти Омской области относится принятие решений о предоставлении земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю, и расположенных в городе Омске.
Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 N 95 создано ГУЗР Омской области, являющееся с 01.07.2006 специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере управления и распоряжения земельными участками, расположенными в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена.
Судом первой инстанции установлено и имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют о том, что индивидуальный предприниматель Пантелеев В.С. направил в адрес ГУЗР Омской области заявление, в котором просил предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046.
ГУЗР Омской области письмом от 01.06.2010 N 04-01/4149 сообщило предпринимателю о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 образован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 02 04:20 и 55:36:09 02 04:60.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2009 N 01/279/2003-1136 земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:20 обременен правами третьих лиц (договор аренды земельного участка в пользу Богатыревой Л.Д.), в связи с чем, предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 возможно после внесения изменения в действующий договор аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:20 или его расторжения.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Из содержания выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2009 N 01/279/2009-1136, выписки из государственного кадастра недвижимости от 30.08.2011 N 5536/213/11-1358 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:20, площадью 924 кв.м., местоположение установлено в 10 м севернее относительно одноэтажного здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, ул.9 Линия, д.170/1, сдан в аренду Богатыревой Л.В.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 30.09.2009 N 5536/229/09-278 земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 был образован из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:09 02 04:20 и 55:36:09 02 04:60.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку на момент обращения предпринимателя в ГУЗР Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 право аренды на часть вновь образуемого земельного участка не было прекращено, то у заинтересованного лица отсутствовали основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю.
Более того, согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Как следует из письма Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области от 31.08.2011 N 6486, земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 снят с кадастрового учета.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Поскольку спорный земельный участок снят с кадастрового учета, перестал существовать как объект гражданских и земельных правоотношений, то у ГУЗР Омской области отсутствовала обязанность по предоставлению такового земельного участка.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отмечает, что в названном пункте отсутствует такое основание, препятствующее предоставлению земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности за плату гражданам и юридическим лицам, как наличие обременения как на вновь образованном, так и на прежних земельных участках.
Суд апелляционной инстанции расценивает данную ссылку подателя жалобы как несостоятельную в виду изложенного выше.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., тогда как согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина при подаче апелляционных жалоб предпринимателями уплачивается в сумме 100 руб., то ему из федерального бюджета надлежит вернуть 1900 руб.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.12.2011 по делу N А46-9994/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Пантелееву Сергею Дмитриевичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 900 руб., излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по чеку-ордеру от 16.01.2012 на сумму 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что, поскольку на момент обращения предпринимателя в ГУЗР Омской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:2046 право аренды на часть вновь образуемого земельного участка не было прекращено, то у заинтересованного лица отсутствовали основания для предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю.
Более того, согласно части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
...
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
...
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, отмечает, что в названном пункте отсутствует такое основание, препятствующее предоставлению земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности за плату гражданам и юридическим лицам, как наличие обременения как на вновь образованном, так и на прежних земельных участках.
...
Поскольку при подаче апелляционной жалобы предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., тогда как согласно подпунктам 3, 12 пункта 1 статьи 333. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина при подаче апелляционных жалоб предпринимателями уплачивается в сумме 100 руб., то ему из федерального бюджета надлежит вернуть 1900 руб."
Номер дела в первой инстанции: А46-9994/2011
Истец: ИП Пантелеев Сергей Дмитриевич
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-843/12