г. Саратов |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А57-18159/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александровой Л.Б.,
судей Борисовой Т.С., Жевак И.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Царук М.А.,
при участии представителя инспекции: Макуевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 25 августа 2011 года N 04-09/012723,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Кулагиной Валентины Михайловны (г. Саратов)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 10 января 2012 года по делу N А57-18159/2011 (судья Викленко Т.И.)
по заявлению Кулагиной Валентины Михайловны (г. Саратов)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова (г. Саратов),
о признании незаконными действий ИФНС России по Заводскому району г. Саратова об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Торпедо-Сервис"; о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Торпедо-Сервис" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ как недействующего по решению регистрирующего органа
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Торпедо-Сервис" (г. Саратов), Рунов Владимир Александрович (г. Саратов), Боков Олег Владимирович (г. Саратов), Карахтанова Ольга Владимировна (г. Саратов)
УСТАНОВИЛ
Участник общества с ограниченной ответственностью "Торпедо-Сервис" Кулагина Валентина Михайловна обратилась в арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании о признании незаконными действия ИФНС России по Заводскому району г. Саратова об исключении из ЕГРЮЛ ООО "Торпедо-Сервис", признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Торпедо-Сервис" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ как недействующего по решению регистрирующего органа.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 10 января 2012 г. в удовлетворении заявленных Кулагиной Валентиной Михайловной требований о признании незаконными действия ИФНС России по Заводскому району г. Саратова об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Торпедо-Сервис", признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Торпедо-Сервис" в связи с его исключением из ЕГРЮЛ как недействующего по решению регистрирующего органа отказано.
Кулагина Валентина Михайловна, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание не явились лица, участвующие в деле. Кулагина В.М., Рунов В.А., Боков О.В., Карахтанова О.В. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений N N 94191,94195, 94196, 94197,94198. ООО "Торпедо-Сервис" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц. Почтовое отправление вручено Кулагиной 27 февраля 2012 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 21 февраля 2012 года. При таких обстоятельствах указанные лица имели реальную возможность обеспечить свою явку либо явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
От Кулагиной В.И. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое было рассмотрено судом и оставлено без удовлетворения, о чем принято протокольное определение (протокол от 19 марта 2012 года).
Суд счел не подлежащим удовлетворению ходатайство об отложении рассмотрения дела по апелляционной жалобе Кулагиной В.М., так как Кулагина В.М. была заблаговременно извещена о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции и имела реальную возможность обеспечить свою явку либо явку своего представителя в судебное заседание. Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, Кулагина В.М. не указала, на какой срок она просит отложить рассмотрение дела и какие доказательства дополнительно она хочет представить. К апелляционной жалобе не приложены какие-либо новые документы и на наличие таковых Кулагина В.М. в апелляционной жалобе не ссылается.
В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Торпедо - Сервис" зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица 31 декабря 2002 г. Участниками данного общества являлись физические лица: Кулагина Валентина Михайловна, Рунов Владимир Александрович, Боков Олег Владимирович, Карахтанова Ольга Владимировна, владеющий каждый долей в уставном капитале общества номинальной стоимостью 2 100 руб., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Торпедо-Сервис" от 26 сентября 2011 г. N 2034.
13 ноября 2010 г. ИФНС России по Заводскому району г. Саратова принято решение N 600 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ.
Названное решение было опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 45 (301) от 17 ноября 2010 г.
В течение 3-х месяцев заявлений от ООО "Торпедо-Сервис", кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в инспекцию не поступило.
17 марта 2011 г. в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ООО "Торпедо-Сервис" из ЕГРЮЛ за государственным регистрационным номером 2116451006890.
Полагая, что решения регистрирующего органа и действия по внесению записи не соответствуют требованиям закона и нарушают права и законные интересы Кулагиной В.М. как участника общества, последняя обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что регистрирующий орган правомерно внес в ЕГРЮЛ запись об исключении ООО "Торпедо-Сервис" как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, процедура исключения юридического лица из ЕГРЮЛ регистрирующим органом соблюдена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими законодательству в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Дело арбитражным судом рассмотрено по правилам главы 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом наличие указанных условий должны существовать одновременно.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ основаниями для признания ненормативного акта недействительным являются одновременное несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае, в предмет доказывания по делу о признании незаконными оспариваемых действий входят нарушения регистрирующим органом требований закона по исключению ООО "Торпедо-Сервис" из ЕГРЮЛ, как фактически прекратившего свою деятельность, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела.
Так, ООО "Торпедо-Сервис" было создано 31 декабря 2002 г. и зарегистрировано в ЕГРЮЛ в качестве юридического лица.
13 ноября 2010 года в соответствии с п. 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Саратовской области принято решение N 733 о предстоящем исключении недействующего юридического лица - ООО "Торпедо-Сервис" из Единого государственного реестра юридических лиц, в связи с отсутствием в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по расчетному счету ООО "Торпедо-Сервис" и непредставлением юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В связи с непредставлением налоговой отчётности, отсутствием в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по расчетному счету ООО "Торпедо-Сервис", руководствуясь ст. 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 года налоговым органом после опубликования в органах печати решения об исключении ООО "Торпедо-Сервис" из ЕГРЮЛ, 17 марта 2011 года в Единый государственные реестр юридических лиц была внесена запись об исключении юридического лица - ООО "Торпедо-Сервис", как фактически прекратившего свою деятельность.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что административный орган действовал в соответствии с требованиями гражданского законодательства и нормами законодательства, регулирующего вопросы регистрации юридических лиц. Исключение недействующих юридических лиц из государственного реестра представляет собой административную процедуру прекращения правоспособности юридического лица, фактически прекратившего деятельность, по решению регистрирующего (налогового) органа, предусматривающую предоставление необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц, а также возможность последующего проведения судебного контроля, обеспечивающего законность принимаемых решений.
В соответствии со ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 статьи 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно п. 3 указанной статьи решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве" отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
При применении указанной нормы судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 января 2006 г. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам при применении Федеральных законов от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" руководствоваться тем, что по смыслу нормы ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа. Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией".
Административная процедура ликвидации состоит в принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц и его опубликовании в течение трех дней с момента принятия в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем (судебном) порядке, установленном гражданским законодательством.
Таким образом, для принятия решения о признании лица недействующим необходимо провести специальную процедуру, предусмотренную положениями ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
В целях реализации положений статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ налоговой инспекцией проведены мероприятия, в результате которых установлено, что ООО "Торпедо-Сервис" отвечает признакам недействующего юридического лица.
Последняя отчетность, предусмотренная законодательством РФ по налогам и сборам, была представлена ООО "Торпедо-Сервис" в налоговый орган 202 июля 2009 г. (расчет авансовых платежей на обязательное пенсионное страхование).
Факт непредставления ООО "Торпедо-Сервис" документов отчетности в течение последних 12 месяцев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах подтверждается справкой N 200-О, отсутствия сведений об открытых банковских счетах - справкой N 200-С.
Данные обстоятельства позволили регистрирующему органу 13 ноября 2010 г. принять решение N 600 о предстоящем исключении юридического лица ООО "Торпедо-Сервис" из ЕГРЮЛ.
Решение инспекции о предстоящем исключении ООО "Торпедо-Сервис" из ЕГРЮЛ от 13 ноября 2010 г. направлено для опубликования в журнал "Вестник государственной регистрации" - орган печати в котором, согласно Приказа ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации", публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.
Решение регистрирующего органа от 13 ноября 2010 г. N 600 о предстоящем исключении общества из реестра опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 45 от 16.11.2010 г. Одновременно с решением о предстоящем исключении в названном номере журнала были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены данные заявления (стр.4, 149 журнала "Вестник государственной регистрации" от 16.11.2010 г. N 45).
Так, в журнале "Вестник государственной регистрации" от 16 ноября 2010 г. N 45 на странице 4 в разделе "Сведения о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц" указано, что сведения регистрирующими органами публикуются по исполнение положений ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В публикации указано, что юридическое лицо, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении и ЕГРЮЛ, кредиторы и иные заинтересованные лица, чьи права и законные интересы затрагивает исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, могут в течение 3 месяцев со дня настоящей публикации направить заявление по адресу регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении. Адрес и наименование регистрирующего органа, принявшего решение о предстоящем исключении ООО "Торпедо-Сервис", опубликованы на странице 149 журнала.
В связи с отсутствием в налоговом органе заявлений кредиторов и иных лиц, направленных в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, регистрирующий орган правомерно внес в ЕГРЮЛ запись об исключении ООО "Торпедо-Сервис" как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Судом первой инстанции дана оценка доводам, изложенным в заявлении Кулагиной В.М.
Факт отсутствия операций по банковским счетам и не представление документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, свидетельствующих об отсутствии у ООО "Торпедо-Сервис" финансово-хозяйственной деятельности, заявителем не оспаривается. Напротив, на данное обстоятельство Кулагина В.М. ссылается в своем заявлении, поступившем в суд первой инстанции.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а так же территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В рассматриваемом случае, в нарушение действующего законодательства ООО "Торпедо-Сервис" с 02 июля 2009 года не представляло бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что общество обладало признаками лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Доводу апелляционной жалобы в той части, что судом не дана оценка соблюдения регистрирующим органом процедуры приятия решения и внесения записи о юридическом лице, фактически прекратившим деятельность, суд первой инстанции дал оценку. Выводы суда не опровергнуты, каких-либо новых доказательств податель апелляционной жалобы не представляет и на наличие таковых не ссылается.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводом заявителя о нарушении налоговой инспекцией процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 3.1. "Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" от 09.08.2005 N ЧД-6-09/668@, для соблюдения трехдневнего срока публикации решений о предстоящем исключении регистрирующий орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации". Указанные сведения публикуются в номере журнала "Вестник государственной регистрации", выходящем в среду следующей недели.
Решение от 13 ноября 2010 г. N 600 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим органом, опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 16 ноября 2010 г.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о ликвидации юридического лица, ООО "Торпедо-Сервис", Кулагина В.М. и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об обществе и принимаемых налоговой инспекцией решениях о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ, представлять возражения в соответствии с ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.
Доказательств того, что заявитель обращался в регистрирующий орган не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении и заявлял несогласие с предстоящим исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц суду не представлено.
Анализ ст.21.1 Закона N 129-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что данная норма не направлена на ее формальное применение, а дает возможность использовать административные внесудебные процедуры для проведения мероприятий по очистке реестра от недействующих юридических лиц. Вместе с тем, определяющим критерием для принятия окончательного административного решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра является фактическое прекращение деятельности данного лица.
Представленные в материалы дела заявителем документы в подтверждение фактического осуществления деятельности Общества решения суда общей юрисдикции и арбитражного суда приняты 09 января 2009 г. и 01 июля 2009 г., а, соответственно не относятся к периоду - 12 мес., предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Иных доказательств фактического осуществления обществом предпринимательской деятельности в период с 13.11.2009 г. по 13.11.2010 г. суду не представлено.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае инспекция верно установила в период с 13.11.2009 г. по 13.11.2010 г., а также ранее даты 13 ноября 2009 г., признаки недействующего юридического лица, в связи с чем, административная процедура прекращения деятельности юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ соответствуют положениям ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
Довод заявителя о том, что оспариваемыми действиями нарушаются права Кулагиной В.М., так как она является кредитором Общества по решению Заводского районного суда г. Саратова от 27 января.2009 г, вступившем в законную силу 10 февраля 2009 г. Суд правомерно не согласился с доводами заявителя в указанной части, поскольку в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума N 67 от 20.12.2006 г. "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет долги перед кредиторами.
Ссылка заявителя на проводимые собрания учредителей не свидетельствует о ведении хозяйственной деятельности общества и получение им дохода, названные собрания созывались относительно организационных вопросов в обществе и не были направлены на одобрение или совершение сделок по отчуждению или приобретению имущества, не касались иных вопросов хозяйственной (предпринимательской) деятельности общества.
Названное не освобождало общество от обязанности представлять в налоговый орган соответствующую отчетную документацию в порядке и сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Ссылка заявителя на решение суда от 01.06.2009 г. N А57-1154/09-36, которым действия Общества по не уведомлению Кулагиной В.М. о проведении общих собраний общества в первой половине 2009 г., не представлению информации о деятельности общества признаны незаконными, а также ссылка на определение суда от 28.01.2011 г. по делу N А57-13104/2010 об утверждении мирового соглашения между Руновым В.А. и Кулагиной В.М. о проведении общего собрания участников 19 февраля 2011 г. не свидетельствует о незаконности рассматриваемых налоговой инспекцией действий, поскольку не может служить обстоятельством, освобождающим налогоплательщика от предусмотренной законодательством о налогах и сборах обязанности представления в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности. Вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, выработанной арбитражными судами по данной категории споров.
Доказательств того, что до совершения налоговым органом действий по исключению общества из ЕГРЮЛ, т.е. до 17 марта 2011 г. участники общества не предприняли мер по возобновлению хозяйственной деятельности общества, суду первой инстанции не представлено. В материалы дела не представлено и доказательств, свидетельствующих о возражениях заинтересованных лиц против исключения ООО "Торпедо-Сервис" из ЕГРЮЛ как юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Кулагиной В.М. не опровергнуты сведения налогового органа (справки налоговой инспекции от 09.12.2011 г.) об отсутствии у Общества имущества, денежных средств, счетов в банке.
При изложенных обстоятельствах отсутствуют основания считать общество фактически осуществляющим хозяйственную деятельность в спорный период с 13.11.2009 г. по 13.11.2010 г., а также что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя, являющегося участником общества, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также препятствуют восстановлению имущественных прав общества и его участника в отношении какого-либо имущества ввиду отсутствия последнего.
Довод заявителя о том, что оспариваемые действия привели к фактической ликвидации общества без учета мнения Кулагиной В.М., также не может быть признан судом обоснованным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", при применении положений статьи 21.1 Закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом первой инстанции дана полная и объективная оценка в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, что нашло отражение в обжалуемом судебном акте. Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда не имеется.
Апелляционная жалоба Кулагиной В.М. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Саратовской области от 10 января 2012 года по делу N А57-18159/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кулагиной Валентины Михайловны (г. Саратов) - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Александрова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Анализ ст.21.1 Закона N 129-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что данная норма не направлена на ее формальное применение, а дает возможность использовать административные внесудебные процедуры для проведения мероприятий по очистке реестра от недействующих юридических лиц. Вместе с тем, определяющим критерием для принятия окончательного административного решения регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра является фактическое прекращение деятельности данного лица.
...
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае инспекция верно установила в период с 13.11.2009 г. по 13.11.2010 г., а также ранее даты 13 ноября 2009 г., признаки недействующего юридического лица, в связи с чем, административная процедура прекращения деятельности юридического лица и исключении его из ЕГРЮЛ соответствуют положениям ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ.
...
Довод заявителя о том, что оспариваемые действия привели к фактической ликвидации общества без учета мнения Кулагиной В.М., также не может быть признан судом обоснованным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", при применении положений статьи 21.1 Закона о регистрации судам необходимо учитывать, что процедура исключения недействующего юридического лица из реестра является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией."
Номер дела в первой инстанции: А57-18159/2011
Истец: Кулагина В. М.
Ответчик: ИФНС России по Заводскому району г. Саратова
Третье лицо: Боков О. В., Карахтанова О. В., ООО "Торпедо-Сервис", Рунов В. А.