г. Санкт-Петербург |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А56-44993/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
при участии:
от заявителя: представителя Деминой Э.В. по доверенности от 18.07.2011
от ответчика (должника): представителей Езерской С.А. по доверенности от 10.02.2012, Викторовой В.Н. по доверенности от 05.03.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1763/2012) ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2011 по делу N А56-44993/2011 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ООО "Елена"
к ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области
о признании недействительным решения в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - заявитель, Общество) (ОГРН 1064712006446, местонахождение: 188763, Ленинградская область, Приозерский район, г. Приозерск, ул. Ларионова, 19А) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ) к ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области (далее - налоговый орган, инспекция) (местонахождение: 188760, г. Приозерск, ул. Ленинградская, д. 22а) о признании недействительным решения от 30.06.2011 N 10-09/16 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" за исключением доначисления штрафа, пени и недоимки по НДФЛ.
Решением от 30.11. 2011 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований Обществу отказать в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, списанные заявителем объекты (станки) были не ликвидированы, а реализованы заявителем, поэтому заявитель не имел законных оснований для списания в 2010 году с бухгалтерского баланса и включения в состав внереализационных расходов суммы недоначисленной амортизации по основным средствам: подвижному полу, циклону, двум станкам С25-5А, станку универсальному на общую сумму 1728526 руб. 00 коп, что повлекло неуплату налога на прибыль в сумме 462810 руб., соответствующих пени и штрафа, а также неуплату налога на имущество организаций в сумме 22230 руб., соответствующих пени и штрафа.
Инспекция считает, что протоколом осмотра от 26.05.2011 подтверждается фактическое использование спорного оборудования обществом "Альтаир" по своему функциональному назначению, в то время как в бухгалтерском учете заявителя (актах о списании объекта основных средств) отражены записи по оприходованию материалов от демонтажа выбывающих объектов, что является нарушением п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, представленные заявителем в ходе судебного разбирательства документы, в том числе инвентарные карточки, договоры с исполнителями работ по демонтажу оборудования, заключения специалистов, акты выполненных работ не могут приниматься судом во внимание, как не представленные в ходе проверки.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества в судебном заседании возражал по доводам апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010.
По результатам выездной проверки инспекцией составлен акт N 10-09/14 от 06.06.2011 и с учетом возражений заявителя от 24.06.2011 N 19 - принято частично оспариваемое в рамках настоящего дела решение от 30.06.2011 N 10-09/16 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно решению N 10-09/16 от 30.06.2011 заявитель был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, статьей 119 НК РФ, пунктом 1 статьи 126 НК РФ, статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 160 361 руб., ему были начислены пени в размере 28 726 руб. и предложено уплатить недоимку в сумме 612 722 руб.
Решение ответчика было обжаловано заявителем в Управление ФНС России по Ленинградской области.
04.08.2011 Управлением ФНС России по Ленинградской области жалоба заявителя была рассмотрена. Решением N 16-21-12 Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области частично изменило решение Инспекции ФНС России по Приозерскомурайону от 30.06.2011 N 10-09/16 путем:
- отмены подпунктов 1, 2 пункта 1; отмены подпункта 1 пункта 2; отмены подпункта 1 пункта 3 резолютивной части решения инспекции с учетом доводов, изложенных в описательной части решения;
- уменьшения штрафа по налогу на прибыль организаций в подпунктах 3 и 4 пункта 1; уменьшения пени по налогу на прибыль организаций в подпунктах 2 и 3 пункта 2; уменьшения налога на прибыль организаций в подпунктах 2 и 3 пункта 3 резолютивной части решения инспекции с учетом доводов, изложенных в описательной части настоящего решения.
В остальной части решение Инспекции ФНС России по Приозерскому району Ленинградской области от 30.06.2011 N 10-09/16 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Общество, не согласившись с измененным решением налогового органа, оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя уточенные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы.
Как установлено из материалов дела, в соответствии с Приказом N 6 от 08.04.2010 заявителем было принято решение о списании основных средств согласно перечню (Станок С25-5А N 1, Станок С25-5А N 2, подвижной пол, циклон). Вышеназванное решение было принято на основании заключений специалистов Рябинина С.А. и Хижняка А.Н.
В соответствии с вышеуказанными заключениями в акте от 28.02.2008 определено техническое состояние объекта (циклон с дымососами модели А2*630) и установлено сгорание электродвигателя вследствие физического износа, обрыв ремня шкива, трещина вставки шкива. Требуется замена вышеуказанных частей либо полная замена циклона. Стоимость нового циклона ниже стоимости ремонта и приобретения з/частей. В акте от 06.04.2010 отражено техническое состояние подвижного пола HWT-40, где установлено, что сгорел электродвигатель из-за попадания влаги, рассыпан передний и задний левый подшипник подвижного механизма, поперечная трещина в средней рабочей поверхности пола. В Акте N 2 от 05.04.2010 отражено техническое состояние объекта Станок С25-5А 08, где установлена трещина рабочей поверхности, вследствие изменения уровня станины и основания станка; признаки сгорания автоматических выключателей F14, F8, F; разрушение подшипников передачи в механизмах подачи и движения на станке и тд. В заключении указано, что в результате вышеуказанных неисправностей, изделие признано неисправным. В акте N 1 от 05.04.2010 отражено техническое состояние объекта Станок С25-5А 08. В результате проверки установлены характерные признаки сгорания электродвигателя верхней фрезы АИР112М2ПУЗ 380; признаки сгорания автоматически выключателей Fl, F9. F10; разрушение подшипников передачи (2 шт.); сгорание электродвигателя и т.д.
Кроме того, допрошенный в ходе судебного разбирательства специалист, давший заключение (Хижняк А.Н.), подтвердил выводы, изложенные в данном заключении.
В обоснование правомерности списания основных средств заявителем представлены Приказ N 6 от 08.04.2010 о списании основных средств согласно перечню, Акты списания основных средств N 1 от 08.04.2010, N2 от 08.04.2010, N3 от 08.04.2010, N4 от 08.04.2010, составленные по унифицированным формам N ОС-4, Инвентарные карточки учета формы ОС-6, документы определения технического состояния основных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правильно пришел к выводу, что Обществом в полном объеме подтверждено списание основных средств по основаниям, предусмотренным подпунктом 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
К доходам в целях главы 25 Налогового кодекса РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. Согласно п. 13 ст. 250 Налогового кодекса РФ внреализационными доходами признаются, в частности, доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации). Заявителем спорное имущество было получено в виде металлолома и запасных частей в результате демонтажа выводимых из эксплуатации основных средств, его стоимость была оприходована и включена в состав внереализацуионного дохода, исчислен и уплачен налог на прибыль.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П указано, что налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности, декларируемого ст. 8 Конституции Российской Федерации, налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельной и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфер бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов.
Налоговым органам также не предоставлено право ограничивать хозяйствующим субъектам предусмотренный статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип свободы договора (договор может быть заключен на любых, не противоречащих закону условиях, которые участники гражданского оборота сочтут для себя наиболее выгодными на момент заключения договора), а также оценивать действительность заключенных хозяйствующими субъектами договоров с позиции наибольшей выгоды для бюджета, а не для хозяйствующих субъектов, последствий исполнения этих договоров.
Таким образом, нормы п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", разъяснил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Заявителем принято решение в дальнейшем реализовать оприходованные при ликвидации основных средств материалы с максимальной экономической выгодой, при этом какой-либо восстановительный ремонт оборудования был признан экономически невыгодным для предприятия.
Двигатели, режущие, строгающие, электрические составляющие станка были оприходованы как металлолом. Заявителем произведен вывоз отходов (металлического лома) в объеме 1,7 т., что подтверждается Актом N 002157 от 31.05.2010 и справкой к путевому листу N 2540 от 21.05.2010.
По заявке ООО "Альтаир" (арендатора помещений, переданных ему в аренду заявителем) корпуса станков (куски металла с вырезанными окошками и креплениями для агрегатов, являющиеся конечным продуктом (материалом) при разборке станка) были проданы Обществу "Альтаир".
Таким образом, при выводе из эксплуатации основных средств суммы недоначисленной амортизации учитываются в составе внереализационных расходов.
Расходы на ликвидацию основных средств, в том числе в виде сумм амортизации, не доначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования, являются обоснованными, если данные основные средства непригодны к дальнейшему использованию, либо их невозможно использовать. При этом списание основного средства должно быть оформлено приказом руководителя предприятия и актом ликвидации основных средств, подписанным членами ликвидационной комиссии.
Суды, анализируя представленные материалы дела пришли к выводу, что Обществом доказана нецелесообразность и невозможность дальнейшего использования основных средств, спорные расходы документально подтверждены.
Документы при ликвидации указанных основных средств были оформлены в соответствии с правилами бухгалтерского учета, что не оспаривается налоговым органом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, а в соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Налоговым органом в обосновании своей позиции в материалы дела не представлены какие-либо доказательства.
Довод Инспекция, что в деятельности ООО "Альтаир" (арендатора) фактически используются станки С25-5АN 1 и С25-5АN 2, подвижной пол и пылеулавливающий циклон с дымососами по функциональному назначению и тем самым, по мнению налогового органа, подтверждается, что продавались не материалы, а сами основные средства, отклоняется апелляционным судом, как противоречащий материалам дела. В материалы дела представлены инвентарные карточки: N 22 от 27.11.2007 объект пылеулавливающий циклон с дымососами списан, акт о списании ОС-4 N5 от 08.04.2010; N 21 от 27.11.2007 объект подвижной пол HWT-40 списан, акт о списании ОС- 4 N 2 от 08.04.2010; N 29 от 26.02.2007 объект Станок С25-5А 08 списан, акт о списании ОС-4 N3 от 08.04.2010; N 28 от 26.02.2007 объект Станок С25-5А 08 списан, акт о списании ОС-4N1 от 08.04.2010.
Таким образом, довод налогового органа о том, что в инвентарных карточках учета формы ОС-6 по списанным основным средства раздел 4 "Сведения о выбытии (списании) объектов основных средств" отсутствуют - не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка инспекции на протокол допроса от 26.05.2011 исполнительного директора ООО "Елена" Тюхта А.Д., где по мнению инспекции Тюхта А.Д. "ликвидированные" основные средства (С25-5А N 1, С25-5АN 2) принесли бы в будущем доход налогоплательщику", что подтверждает отсутствие ликвидации вышеуказанных основных средств, не состоятельна, т.к. не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку данные показания в протоколе допроса свидетеля отсутствуют.
Из материалов дела установлено, что по заявке арендатора - ООО "Альтаир" заявителем были проданы корпуса станков, С25-5АN 1,С25-5АN 2.
Доказательством продажи именно корпусов станков являются выполненные ООО "Альтаир" работы, связанные с изготовлением новых основных средств производства, отличающихся от принадлежавших заявителю станков не только по своим параметрам, но и по функциональным свойствам.
В ответе на запрос заявителя N 81 от 07.10.2011 ООО "Альтаир" в письме от 19.10.2011 подтвердил приобретение корпусов станков в разобранном состоянии, без внутренних частей: станины, электрической составляющей, двигателей, рабочей поверхности и т.д., и представил документы подтверждающие проведение работ для изготовления нового основного средства.
ООО "Альтаир" также подтвердило, что им были приобретены запчасти, что подтверждается товарной накладной от 29.04.2011 N 76, карточкой счета 08.03. В дальнейшем на основании нарядов на сдельную работу N1 от 20.05.2011 произведена сборка корпусов из отдельных пластин, установка станины и установка корпуса на пьедестал, установка двигателей, электропроводка, освещение, N 2 от 21.05.2011 установлены механические части и проведена наладка пусковых проб.
Кроме того, в результате установки новой электропроводки, свежих оснований станков, новый собственник - ООО "Альтаир" установил систему нагрева корпусов, чего не было ранее в конструкции станка, т.к. в зимнее время его эксплуатация ранее была невозможна.
Исходя из вышеизложенного, довод налогового органа о том, что корпуса станков, указанные в акте были проданы как основные средства, не подтвержден никакими допустимыми доказательствами, равно как и довод инспекции об отсутствии ликвидации заявителем основных средств.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, правомерно пришел к выводу, что заявитель обоснованно включил в состав внереализационных расходов суммы недоначисленной амортизации при списании основных средств.
По эпизоду доначисления налога на имущество организаций доводы налогового органа также не подтверждены никакими допустимыми доказательствами.
В соответствии с п.1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
Ссылаясь на занижение заявителем налоговой базы для исчисления налога на имущество в результате необоснованного списания основных средств, инспекция при этом ни в решении, ни в ходе судебного разбирательства не оспаривала факт отсутствия на балансе заявителя спорных основных средств.
Оценив в полном соответствии с позицией, изложенной в рекомендациях Высшего арбитражного суда Российской Федерации, доводы инспекции относительно направленности действий заявителя на неправомерное отнесение своих затрат к внереализационному доходу и на получение необоснованной налоговой выгоды и доводы заявителя о правомерности заявленных им в проверяемом периоде расходов и налоговых вычетов, исследовав представленные сторонами и имеющиеся в деле документы, а также оценив представленные ответчиком и заявителем доказательства в их совокупности и взаимной связи, и руководствуясь нормами материального и процессуального права, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что ответчиком не доказаны допустимыми доказательствами те обстоятельства, на которые он ссылаются в обоснование принятого решения в оспариваемой заявителем части.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе инспекция не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.11.2011 по делу N А56-44993/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Налоговым органам также не предоставлено право ограничивать хозяйствующим субъектам предусмотренный статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип свободы договора (договор может быть заключен на любых, не противоречащих закону условиях, которые участники гражданского оборота сочтут для себя наиболее выгодными на момент заключения договора), а также оценивать действительность заключенных хозяйствующими субъектами договоров с позиции наибольшей выгоды для бюджета, а не для хозяйствующих субъектов, последствий исполнения этих договоров.
Таким образом, нормы п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", разъяснил, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
...
В соответствии с п.1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса."
Номер дела в первой инстанции: А56-44993/2011
Истец: ООО "Елена"
Ответчик: ИФНС России по Приозерскому району Ленинградской области