город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2012 г. |
дело N А53-19996/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Т.Г. Гуденица, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от заявителя: директора Мосенцевой Н.Ф.;
от заинтересованного лица: начальника юридического отдела Щербакова А.Н. (доверенность от 12.01.12 N 12, удостоверение N 560778 до 31.12.14);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2012 по делу N А53-19996/2011
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карина"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по ст. 15.1 КоАП РФ,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карина" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Ростовской области (далее - инспекция) об оспаривании постановления N 182/34 от 27.09.11 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 16.01.12 заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что при вынесении оспариваемого постановления инспекцией был нарушен порядок привлечения общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что общество было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, инспекцией соблюдён порядок, предусмотренный ст. 28.2 КоАП РФ.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 10 час. 35 мин. до 10 час. 50 мин. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Директор общества возражала против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на его законность и обоснованность. Представила на обозрение суду оригинал кассовой книги за период с 01.07.11 г. по 27.09.11г. на 87 листах, зарегистрированный инспекцией. Дополнительно пояснила, что данная кассовая книга была представлена при составлении протокола об административном правонарушении.
На вопрос суда о том, получала ли директор общества повестку от 22.09.11 о вызове на составление протокола об административном правонарушении, директор общества пояснила, что получала и была уведомлена надлежащим образом.
Представитель инспекции пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении директором общества была представлена незаполненная кассовая книга.
На вопрос суда о том, было ли зафиксировано в материалах дела об административном правонарушении сотрудником инспекции предоставление директором общества незаполненной кассовой книги, представитель инспекции пояснил, что нет.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей инспекции и общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения начальника инспекции N 149 от 21.09.11 начальником ООК Литовченко П.И. и госналогинспектором Левицким А.А. проведена проверка общества по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением, а также порядка работы с денежной наличностью за период с 21.07.11 по 20.09.11 включительно.
21.09.11 должностными лицами инспекции, в присутствии законного представителя общества - директора Мосенцевой Н.Ф., составлен акт проверки полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью и ведением кассовых операций N 182, который был вручен 21.09.11, о чем свидетельствует роспись Мосенцевой Н.Ф. в получении указанного акта.
Проверкой было установлено нарушение порядка ведения кассовых операций в РФ, установленного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.93 N 40, выразившееся в неоприходовании денежной наличности в кассовую книгу в сумме 837 089,89 руб. по причине не ведения кассовой книги.
21.09.11 по результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 182/34, которым установлен факт правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ.
22.09.11 в адрес Мосенцевой Н.Ф. направлена повестка, из которой следует, что директор общества Мосенцева Н.Ф. приглашается 27.09.11 к 09.30 часам в кабинет N 25 в инспекцию для рассмотрения протокола и принятия решения.
27.09.11 в отсутствие законного представителя общества начальником инспекции вынесено постановление N 182/34 о назначении административного наказания, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ ввиду следующего.
Статьей 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившиеся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, являются как должностные, так и юридические лица.
В соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ от 22.05.03 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета Директоров Центрального Банка Российской Федерации N 40 от 22.09.93 (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
В соответствии с пунктом 22 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
В силу пункта 23 Порядка каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Пунктом 24 Порядка установлено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, в конце рабочего дня кассир составляет кассовый отчет и вместе с ним сдает выручку, полученную по контрольно-кассовой машине, по приходному ордеру старшему кассиру.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Из изложенного следует, что оприходование денежной наличности включает в себя ряд обязательных последовательных действий работников предприятия, без осуществления хотя бы одного из которых процесс оприходования нельзя признать завершенным.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к числу которых относятся: приходный и расходный кассовые ордера, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Согласно пункту 2 названного Постановления, указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
В судебном заседании директором общества суду апелляционной инстанции был представлен оригинал кассовой книги за период с 01.07.11 г. по 27.09.11г. на 87 листах, зарегистрированный инспекцией. Общество также указывает на то, что данный оригинал кассовой книги был представлен при составлении протокола об административном правонарушении.
Учитывая изложенное,суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ поскольку на дату составления протокола об административном правонарушении у общества имелась кассовая книга, заполненная надлежащим образом и зарегистрированная инспекцией.
Довод инспекции о том, что обществом была представлена пустая кассовая книга при составлении протокола об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции оценивается критически, поскольку в материалах дела об административном правонарушении данное обстоятельство не зафиксировано и доказательства данного довода не представлены судам первой и апелляционной инстанциям..
Кроме того, суд апелляционной инстанции не поддерживает вывод суда первой инстанции о нарушении инспекцией процесса привлечения общества к административной ответственности по следующим основаниям.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего уведомления общества по юридическому адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ (346782, г.Азов, ул.Привокзальная, 23 "В").
Вместе с тем, инспекцией была направлена повестка адресованную не обществу, а Мосенцевой Надежде Федоровне. Повестка направлялась по адресу места жительства Мосенцевой Н.Ф. (346787, Ростовская область, г.Азов, пер.Коллонтаевский, 59), а не по месту регистрации общества.
В суде апелляционной инстанции директор общества признала, что получала повестку от 22.09.11 и была надлежащим образом уведомлена о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что порядок привлечения общества к административной ответственности инспекцией не нарушен.
Неправильные выводы суда первой инстанции о наличии состава административного правонарушения и нарушения процедуры привлечения к административной ответственности не повлекли за собой принятия неправильного решения.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.01.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, являются как должностные, так и юридические лица.
В соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ от 22.05.03 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
...
В судебном заседании директором общества суду апелляционной инстанции был представлен оригинал кассовой книги за период с 01.07.11 г. по 27.09.11г. на 87 листах, зарегистрированный инспекцией. Общество также указывает на то, что данный оригинал кассовой книги был представлен при составлении протокола об административном правонарушении.
Учитывая изложенное,суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ поскольку на дату составления протокола об административном правонарушении у общества имелась кассовая книга, заполненная надлежащим образом и зарегистрированная инспекцией."
Номер дела в первой инстанции: А53-19996/2011
Истец: ООО "Карина"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Ростовской области