город Омск |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А46-5873/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10758/2011) Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 14.11.2011 по делу N А46-5873/2011 (судья Чернышёв В.И.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска
к муниципальному учреждению здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" (ИНН 5503033146, ОГРН 1035504001323)
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска,
о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" (до 16.01.2012 - муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 4") - Артемьев Н.Н. по доверенности б/н от 12.03.2012 сроком действия на по 31.12.2012, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; Масленникова И.В. полномочия на участие в деле в в качестве представителя заинтересованного лица не подтверждены.
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Непершина Е.И. по доверенности N 03-36/010163-1 от 29.04.2011 сроком действия до 29.04.2012, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска (далее - ГУ УПФ РФ в ЦАО г. Омска, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению здравоохранения "Детская городская больница N 4" (далее - МУЗ "ДГБ N 4") о взыскании 67 693 руб. 54 коп. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, в том числе страховым взносам, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 11 169 руб., страховым взносам, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 4 663 руб., пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в сумме 48891 руб. 64 коп., пени, начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в сумме 2969 руб.90 коп.
Определением от 21.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - третье лицо, ИФНС N 1 по ЦАО г. Омска, Инспекция).
Решением от 14.11.2011 по делу N А46-5873/2011 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований пенсионного фонда в полном объеме.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств наличия у заинтересованного лица задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, и обязанности по уплате таковой.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Пенсионный фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд, ссылаясь на протокол к ведомости уплаты страховых взносов, настаивает на наличии у Учреждении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.09.2009 по 31.12.2009 в размере 67 693 руб. 54 коп.
Орган Пенсионного фонда РФ указывает на наличие у заинтересованного лица недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год в сумме 218 руб.
До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от заинтересованного лица поступили копии свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе серии 55N 003614531, свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 55 N 003614530, Устава, распоряжения министерства здравоохранения Омской области N 573, которыми подтверждается что с 16.01.2012 МУЗ "ДГБ N 4" переименовано в Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Детская городская больница N4" (далее - БУЗОО "ДГБ N4", Учреждение).
В судебном заседании представитель Учреждения возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель Инспекции в устном выступлении и в письменном отзыве пояснил, что у Учреждения отсутствует недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Пенсионный фонд, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об его отложении не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
БУЗОО "ДГБ N 4" (до 16.01.20120 МУЗ "ДГБ N 4") зарегистрировано в качестве юридического лица 23.01.1996 за основным государственным регистрационным номером 1035504001323, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 25.08.2010 и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии 55 N 003614531.
Требованием N 30208 от 10.11.2010 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на 10.11.2010 ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска было предложено Учреждению в срок до 29.11.2010 добровольно уплатить задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам в сумме 1 029 035 руб. 54 коп.
20.09.2011 Учреждение предоставило в Инспекцию уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, согласно которой по данным страхователя уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период -2009 год произведена: на страховую часть трудовой пенсии в размере 5 178 489 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 1306 434 руб.
Поскольку в добровольном порядке указанное выше требование исполнено не было, ГУ-УПФ РФ в ЦАО г. Омска обратилось в суд с указанными выше требованиями.
14.11.2011 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 60 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшихся на 31.12.2009 включительно, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном цитируемым законом.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ последний вступил в силу с 01.01.2010 (за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15, вступивших в силу с 01.01.2011).
Ранее указанной даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Из заявления Пенсионного фонда, поданного в суд первой инстанции с учетом уточнений, следует, что Пенсионного фонда просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное страхование за 2009 год на страховую часть в сумме 11 169 руб., на накопительную часть 4 663 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на в сумме 48 891 руб. 64 коп. (страховая часть) и 2 969 руб. 90 коп. (накопительная часть).
Вместе с тем, согласно представленной в материалы дела уточненной ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) от 23.09.2011 за период с 2006 года по 2009 год включительно, протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 04.1.02011 N 010175 (т.2 л.д. 44), письма Пенсионного фонда от 06ю.06.2011 N 9002 (т.1 л.д. 39) усматривается, что за отчетный период 2009 года задолженность, заявленная Пенсионным фондом к взысканию в судебном порядке, у Учреждения отсутствует.
Так, в материалах настоящего дела имеется реестр поступления платежей от страхователя за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 и период с 01.01.2010 по 31.12.1010 (т.1 л.д. 52 -73) согласно которому Учреждением уплачены страховые взносы на обязательное страхование за 2009 год.
В материалах настоящего дела также имеются заявление МУЗ "ДГБ N 4" о произведении зачета сумм налога (т.2 л.д.8), письмо МУЗ "ДГБ N 4" от 21.07.2011 N 78 (т.1 л.д. 40), письмо ИФНС N 1 по ЦАО г. Омска от 20.05.2011 N 09-35/011993 об отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное за период 2009 год (т.1 л.д. 32) декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам от 25.02.2010, 20.09.2011 (т.1 л.д. 79-86,97-108) из которых следует, что задолженности по страховым взносам за 2009 год у Учреждения не имеется.
При этом Пенсионный фонд каких-либо пояснений относительно расхождений в размерах сумм, предъявленных к взысканию в судебном порядке, и представляющих разницу между начисленными страховыми взносами за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 и фактически уплаченными в указанный период, не представил.
Из представленных в материалы дела документов и информации, представленной налоговым органом следует, Инспекцией, к компетенции которой в 2009 году (в спорный период) относились вопросы контроля за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, также было указано на отсутствие у заинтересованного лица задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у Учреждения недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год и отсутствии оснований для начислений пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за указанный период.
В апелляционной жалобе орган Пенсионного фонда РФ ссылается на то, что задолженность Учреждения является задолженностью за период с 01.10.2009 по 31.12.2009, что не может быть признано обоснованным,
Задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование является задолженностью не за период с 01.10.2009 по 31.12.2009, как утверждает Пенсионный фонда в апелляционной жалобе, а задолженностью за период 2009 года, что подтверждается требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10.11.2010 N 30208, заявлением о взыскании недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, поданном в суд первой инстанции.
До 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов осуществлял налоговый орган. По данным налогового органа у Учреждения задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год отсутствует.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказав в удовлетворении требований заявителя суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как при ее подаче ГУ - УПФ РФ в ЦАО г. Омска не уплачивало государственную пошлину.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.11.2011 по делу N А46-5873/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ последний вступил в силу с 01.01.2010 (за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15, вступивших в силу с 01.01.2011).
Ранее указанной даты правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулировались законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Таким образом, по смыслу статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов."
Номер дела в первой инстанции: А46-5873/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном административном округе г. Омска
Ответчик: Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница N 4"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска