г. Чита |
|
16 марта 2012 г. |
Дело N А78-7017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 декабря 2011 года по делу N А78-7017/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (место нахождения: 674674, Краснокаменский р-н, г. Краснокаменск, ОГРН 1027501067747, ИНН 7530000048) к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 672007, г. Чита, ул. Богомягкова, 23, ОГРН 1027501158871, ИНН 7536012385) и Фонду социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 107139, г. Москва, Орликов пер, 3, А, ОГРН 1027739443236, ИНН 7736056647) о признании письма, решения, и бездействия незаконными и обязании устранить допущенные нарушения, (суд первой инстанции Сидоренко В.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кулик П.А. (доверенность от 04.10.2011);
Максимов Д.Г. (доверенность от16.03.2011);
от ответчиков:
Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации: Ребров В.И. (доверенность 22.08.2011);
Фонда социального страхования Российской Федерации : не явился, извещен;
установил:
Открытое акционерное общество "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" (далее - ОАО "ППГХО", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Отделение Фонда социального страхования, учреждение) и Фонду социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования) о признании незаконными:
- письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489 в адрес Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации;
- решения Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.05.2011 по определению для открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" с января 2011 года 31 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,1 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, что соответствует основному виду деятельности "Добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного и кучного выщелачивания", оформленного уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 10.05.2011;
- действий, выразившихся в несвоевременном уведомлении открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" об установленном с начала 2011 года размере страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска основного вида деятельности открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", и нарушении срока, предусмотренного пунктом 4 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55;
- обязании Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем принятия решения по определению для открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" с 01.01.2011 4 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,5 процентов к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных по основному виду деятельности "Производство ядерных материалов", а так же направить в адрес открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" соответствующее уведомление;
- обязании Фонда социального страхования Российской Федерации принять новый нормативный акт (решение) о выделении в 2011 году подразделений открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" в самостоятельные классификационные единицы в своем составе, с установлением для них с 01.01.2011 следующих отдельных классов профессионального риска и страховых тарифов:
1. ОАО "ППГХО" (добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного и кучного выщелачивания - УГРУ) - класс 31, тариф 8,10 %;
2. ОАО "ППГХО" "Разрезоуправление "Уртуйское" - класс 17, тариф 2,10%;
3. ОАО "ППГХО" "Гидрометаллургический завод" - класс 4, тариф 0,50%;
4. ОАО "ППГХО" "Управление объединения" - класс 4, тариф 0,50%;
5. ОАО "ППГХО" "Представительство" - класс 4, тариф 0,50%;
6. ОАО "ППГХО" "Управление материально-технического снабжения и комплектации" - класс 1; тариф 0,20%;
7. ОАО "ППГХО" "Оздоровительные лагеря" - класс 1, тариф 0,20%;
8. ОАО "ППГХО" "Центральная научно-техническая лаборатория" - класс 1, тариф 0,20%;
9. ОАО "ППГХО" "Предприятие электрических и тепловых сетей" - класс 1, тариф 0,20%;
10. ОАО "ППГХО" "Теплоэлектроцентраль" - класс 1, тариф 0,20%;
11. ОАО "ППГХО" "Центральная лаборатория контрольно-измерительных приборов и автоматики" - класс 2, тариф 0,30%;
12. ОАО "ППГХО" "Автохозяйство транспорта общего назначения" - класс 6, тариф 0,70%;
13. ОАО "ППГХО" "Автохозяйство технологического транспорта" - класс 6, тариф 0,70%;
14. ОАО "ППГХО" "Кустовой вычислительный центр" - класс 1, тариф 0,20%;
15. ОАО "ППГХО" "Санаторий-профилакторий "Горняк" - класс 1, тариф 0,20%;
16. ОАО "ППГХО" "Жилищно-коммунальный отдел" - класс 1, тариф 0,20%;
17. ОАО "ППГХО" "Издательско-полиграфический центр" - класс 1, тариф 0,20%;
18. ОАО "ППГХО" "Бюро инженерно-геодезических работ" - класс 1, тариф 0,20%;
19. ОАО "ППГХО" "Железнодорожный цех" - класс 3, тариф 0,40%;
20. ОАО "ППГХО" "Отдел технического контроля" - класс 1, тариф 0,20%;
21. ОАО "ППГХО" "Самостоятельная служба радиационной безопасности" - класс 1, тариф 0,20%,
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 8 декабря 2011 года признано недействительным письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489 в адрес Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 и Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55.
Суд обязал Фонд социального страхования Российской Федерации устранить нарушения прав законных интересов, допущенные в отношении открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горнохимическое объединение", путем осуществления действии, предусмотренных абзацем 1 пункта 9 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, в сроки, предусмотренные указанным абзацем данного пункта с даты принятия настоящего решения.
Признано незаконными решение Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 10.05.2011 по определению для открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" с января 2011 года 31 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,1 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, что соответствует основному виду деятельности "Добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного и кучного выщелачивания", оформленное уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 10.05.2011, и действия, выразившиеся во несвоевременном уведомлении открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" об установленном с начала 2011 года размере страхового тарифа, соответствующего классу профессионального риска основного вида деятельности открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", и нарушении срока, предусмотренного пунктом 4 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, как не соответствующие Федеральному закон у от 24.07.2008 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правилам отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 и Порядку подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55.
Суд обязал Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушения прав законных интересов, допущенные в отношении открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение", путем осуществления действии, предусмотренных пунктом 4 и абзацем 2 пункта 9 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, в сроки, предусмотренные указанными абзацем и пунктами с даты принятия настоящего решения.
Судом первой инстанции сделан вывод, о соблюдении обществом процессуального срока, установленного Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для обращения в суд. Указано, что непредставление обществом документа, не предусмотренного пунктом 3 Порядка, и заявление в качестве основного вида деятельности иного, чем в предыдущем, не является основанием для отнесения данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. В связи с чем, у Отделения отсутствовали правовые основания для отнесения общества к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Кроме того, непредставление страхователем приказа об учетной политике на текущий год, при наличии такого приказа за предыдущий год, и заявление в качестве основного вида деятельности иного, чем в предыдущем, не является основанием полагать, что документы, представленные страхователем и указанные в пункте 8 Порядка, не соответствуют требованиям, указанным в пункте 7 Порядка, и что страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений. По указанным причинам у Фонда отсутствовали правовые основания для вынесения письма о невозможности выделения указанных в заявлении общества структурных подразделений в самостоятельные классификационные единицы. В силу указанного у Отделения также отсутствовали правовые основания отнесения общества в целом к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Отделение Фонда социального страхования обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что обществом пропущен процессуальный срок, установленный для обжалования письма и решения ответчиков, на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель Отделения Фонда социального страхования поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, считает решение суда незаконным, подлежащим отмене.
В судебном заседании представители ОАО "ППГХО", с апелляционной жалобой не согласились, дали пояснения согласно письменному отзыву, считают решение суда законным, обоснованным, и неподлежащим отмене.
От Фонда социального страхования поступил письменный отзыв, в котором с апелляционной жалобой он не согласился, считает решение подлежащим отмене. Просил апелляционную жалобу удовлетворить.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 17.01.2012.
Представитель Фонда социального страхования в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей заявителя и Фонда социального страхования, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 01 февраля 2011 года ОАО "ППГХО" направило в адрес Забайкальского регионального отделения ФСС РФ заявление для подтверждения основного вида деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с указанием в качестве основного вида экономической деятельности - добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного кучного выщелачивания), а также видов деятельности структурных подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами на 2011 год с приложением необходимых документов (исх. N 100-10-02/917 от 01.02.2011).
16 февраля 2011 года ОАО "ППГХО" дополнительно направило в адрес Отделения Письмо (исх. N 100-10-02/1608) с приложением документов для подтверждения основного вида деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности структурных подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами на 2011 год, в том числе Копию приказа ОАО "ППГХО" от 26.12.2009 N 1197в "О принятии учетных политик в целях бухгалтерского и налогового учета на 2010 год"; копию Учетной политики для целей бухгалтерского учета ОАО "ППГХО" на 2010 год; копию Учетной политики для целей налогового учета ОАО "ППГХО" на 2010 год.
04 марта 2011 года ОАО "ППГХО" дополнительно направило в адрес Отделения письмо (исх. N 100-10-02/2510) с приложением документов для подтверждения основного вида деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности структурных подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами на 2011 год.
14 марта 2011 года ОАО "ППГХО" направило в адрес Отделения заявление для подтверждения основного вида деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (с указанием в качестве основного вида экономической деятельности - производство ядерных материалов) с приложением документов для подтверждения основного вида деятельности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности структурных подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами на 2011 год (исх. N 100-10-02/2756).
ФСС РФ в адрес Отделения направлено письмо от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489 в котором Фонд информирует его о том, что представленный обществом приказ "О принятии учетных политик в целях бухгалтерского и налогового учета" от 26.12.2009 N 1197 "в" определяет учетную политику предприятия на 2010 год, что не соответствует положения Порядка.
С учетом изложенного вопрос о выделении указанных в заявлении ОАО "ППГХО" структурных подразделений в самостоятельные классификационные единицы не может быть решен положительно.
Кроме того, Фонд обратил внимание Отделения на то, что согласно пояснительной записке к бухгалтерской отчетности ОАО "ППГХО" и положению по "Учетной политике для целей бухгалтерского учета" на 2010 год основным видом экономической деятельности указанного страхователя в 2010 году являлась добыча подземным способом, обогащение и переработка урановых руд, что не соответствует представленному заявлению о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2010 год.
Представленные страхователем лицензии на право пользования недрами также подтверждают осуществление страхователем видов деятельности, связанных с добычей урановых руд на 13 урановых и молибден - урановых месторождениях.
10 мая 2011 года Отделением принято решение об определении для ОАО "ППГХО" с января 2011 года 31 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,1 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, что соответствует основному виду деятельности "Добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного и кучного выщелачивания", оформленное уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 10.05.2011.
Сопроводительным письмом от 12.05.2011 N 11-16/11/6332 Отделение направило указанное уведомление в адрес общества. Согласно данному письму страховой тариф установлен на основании письма Фонда от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489.
Не согласившись с письмом от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489, решением Отделения Фонда социального страхования, оформленным уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 10.05.2011, и осуществленными действиями, выразившимися в несвоевременном уведомлении общества об установленном с начала 2011 года размере страхового тарифа, ОАО "ППГХО" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании их незаконными и отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяет Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон об обязательном социальном страховании).
Статьей 3 Федерального закона об обязательном социальном страховании установлено, что класс профессионального риска это уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
В силу статьи 4 Федерального закона об обязательном социальном страховании основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является в том числе дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона об обязательном социальном страховании страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки, начислять и перечислять страховщику страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанные исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона об обязательном социальном страховании закреплено право страховщика устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В соответствии со статей 21 Федерального закона об обязательном социальном страховании страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
Пунктами 1 и 2 статьи 22 Федерального закона об обязательном социальном страховании установлено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя.
Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона об обязательном социальном страховании установлено, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Правил, страхователь вправе выделить как самостоятельную классификационную единицу для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащую отнесению к видам экономической деятельности, обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей - юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.
В силу пункта 7 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, для признания подразделения страхователя самостоятельной классификационной единицей для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо соблюдение следующих требований, а именно:
- осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя;
- ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" (признано не нуждающимся в государственной регистрации - Письмо Минюста России от 13 января 2005 года N 01/80-ВЯ);
- представление в исполнительный орган Фонда в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей".
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, согласно пункту 11 Правил ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 11 Правил приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2005 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами.
В соответствии с пунктом 2 Порядка Основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок до 15 апреля представляет в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства); копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию) (пункт 3 Порядка).
Исполнительный орган Фонда в двухнедельный срок с даты представления документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 4 Порядка).
Пунктом 5 Порядка установлено, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, исполнительный орган Фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Согласно пункту 8 Порядка, для отнесения подразделений страхователя к самостоятельным классификационным единицам и подтверждения видов экономической деятельности данных подразделений страхователь ежегодно, одновременно с подтверждением основного вида экономической деятельности, представляет в исполнительный орган фонда по месту своей регистрации заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя.
Из толкования положений пункта 10 Порядка, пункта 12 Правил следует, что в случае неподтверждения страхователем видов экономической деятельности подразделений, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует основному виду экономической деятельности самого общества (страхователя).
Из материалов дела следует, что общество представило указанные в пункте 3 порядка документы в исполнительный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации в полном объеме, по установленным формам и в установленный срок, что подтверждается письмами ОАО "ППГХО" от 01.02.2011 N 100-10-02/917, 16.02.2011 N 100-10-02/1608, 04.03.2011 N 100-10-02-2510, 14.03.2011 N 100-10-02/2756.
Фонд социального страхования, рассмотрев документы общества по вопросу выделения подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы, письмом от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2439 сообщил о невозможности его разрешить положительно.
Основанием для принятия решения об определении для ОАО "ППГХО" с января 2011 года 31 класса профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 8,1 процента к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, что соответствует основному виду деятельности "Добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного и кучного выщелачивания", оформленного уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 10.05.2011, явилось непредставление обществом приказа об учетной политике на 2011 год и тот факт, что основным видом экономической деятельности указанного страхователя в 2010 году являлась добыча урановых руд подземным способом, включая способы подземного и кучного выщелачивания, не соответствующего заявленному обществом в качестве основного вида экономической деятельности в 2011 году.
Иных оснований при принятии оспариваемого решения Отделением не указано и судом не установлено.
Удовлетворяя заявленные обществом требования суд первой инстанции обоснованно указал, что пункт 3 Порядка не обязывает страхователя представлять в числе документов, подтверждающих основной вид деятельности, приказ об учетной политике на текущий год, а пункт 4 не предоставляет исполнительному органу Фонда право самостоятельного отнесения страхователя к виду экономической деятельности. Таким правом в силу пункта 2 Порядка наделен лишь страхователь.
Непредставление документа, не предусмотренного пунктом 3 Порядка, и заявление в качестве основного вида деятельности иного, чем в предыдущем, не является основанием для отнесения данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Таким образом, правовые основания для отнесения общества к виду экономической деятельности, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, отсутствуют.
Кроме того Фонд в нарушение требований абзаца 1 пункта 9 Порядка вынес оспариваемое письмо, фактически не рассматривая документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка (заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике) на предмет их соответствия требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка (осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя; ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" (признано не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 13 января 2005 года N 01/80-ВЯ); представление в исполнительный орган Фонда в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей).
Довод апелляционной жалобы Отделения Фонда социального страхования о необходимости представления страхователем приказа об учетной политике организации на текущий год проверен судом апелляционной инстанции, однако не может быть принят во внимание в силу следующего.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 Федерального от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
Суд первой инстанции верно указал, что указанными нормами права установлена возможность применения организациями принятой учетной политики последовательно из года в год, и возможность ее изменения в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.
Непредставление страхователем приказа об учетной политике на текущий год, при наличии такого приказа за предыдущий год, и заявление в качестве основного вида деятельности иного, чем в предыдущем, не является основанием полагать, что документы, представленные страхователем и указанные в пункте 8 Порядка, не соответствуют требованиям, указанным в пункте 7 Порядка, и что страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений.
При этом указание Фонда социального страхования, что общество должно было представить приказ об учетной политике, изданный на конкретный, в данном случае на 2011 финансовый год, основан на неверном толковании норм материального права.
Таким образом, у Фонда отсутствовали правовые основания для принятия решения о невозможности выделения указанных в заявлении общества структурных подразделений в самостоятельные классификационные единицы.
В силу изложенных выше норм права у Отделения также отсутствовали правовые основания отнесения общества в целом к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, проверив довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем установленного законом процессуального срока, установленного для обращения в суд за защитой нарушенного права, установил следующее.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) заявление о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела Отделением Фонда социального страхования 05.05.2011 в адрес ОАО "ППГХО" по почте была направлена копия письма Фонда социального страхования РФ от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489. Данное письмо получено обществом 10.05.2011, что подтверждается копией чека Читинского почтамта от 05.05.2011 N 87185 о принятии заказного письма (почтовый идентификатор 672000378718556), копией письма отделения Фонда социального страхования от 12.05.2011, копией письма УФПС Забайкальского края - Филиала ФГУП "Почта России" от 18.10.2011 N 23.21-18-526, копией извещения N 16 с отметкой о вручении представителю общества по доверенности 10.05.2011.
Течение установленного трехмесячного процессуального срока начинается с 10.05.2011 и заканчивается 10.08.2011. Заявление в арбитражный суд обществом было направлено 17.08.2011, что подтверждается оттисками штампов органа почтовой связи на конверте, то есть за пределами установленного законом срока.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ОАО "ПППГХО" был пропущен срок для обжалования решения Фонда социального страхования Российской Федерации, выраженного в письме от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489.
Как следует из абзаца второго пункта 3 Определения Конституционного суда РФ N 367-О от 18.11.2004 г. само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).
С ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока общество не обращалось.
Пропуск срока на подачу заявления в арбитражный суд при отсутствии ходатайства о его восстановлении является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества о признании незаконным письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489 в адрес Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, но они не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут переоценку выводов суда первой инстанции
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 декабря 2011 года по делу N А78-7017/2011 в части удовлетворения требований о признании незаконным письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489 и взыскания с Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей 00 копеек отменить.
В отмененной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований Открытого акционерного общества "Приаргунское производственное горно-химическое объединение" о признании незаконным письма Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.04.2011 N 14-03-11/07-2489 отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от 08 декабря 2011 года по делу N А78-7017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Непредставление документа, не предусмотренного пунктом 3 Порядка, и заявление в качестве основного вида деятельности иного, чем в предыдущем, не является основанием для отнесения данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности.
Таким образом, правовые основания для отнесения общества к виду экономической деятельности, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, отсутствуют.
Кроме того Фонд в нарушение требований абзаца 1 пункта 9 Порядка вынес оспариваемое письмо, фактически не рассматривая документы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка (заявление о выделении подразделений страхователя в самостоятельные классификационные единицы в составе страхователя по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и копии документов, подтверждающих осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя, регламентирующих учет финансово-хозяйственной деятельности страхователя (положения о подразделениях, приказ (выписка из приказа) об учетной политике) на предмет их соответствия требованиям, указанным в пункте 7 настоящего Порядка (осуществление подразделениями страхователя видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя; ведение страхователем бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подразделений страхователя, позволяющего обеспечить составление "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22 декабря 2004 года N 111 "Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)" (признано не нуждающимся в государственной регистрации - письмо Минюста России от 13 января 2005 года N 01/80-ВЯ); представление в исполнительный орган Фонда в установленные сроки расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) в целом по организации и "Раздела III по средствам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ) по каждому подразделению страхователя, являющемуся самостоятельной классификационной единицей).
...
Как следует из абзаца второго пункта 3 Определения Конституционного суда РФ N 367-О от 18.11.2004 г. само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации)."
Номер дела в первой инстанции: А78-7017/2011
Истец: ОАО "ППГХО"
Ответчик: ГУ Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14727/12
21.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2309/12
16.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-43/12
08.12.2011 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7017/11
08.12.2011 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7017/11