г. Самара |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А55-17126/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Евсигнеевой С.В.,
с участием:
от заявителя - Труфанова Н.В., доверенность от 16.08.2011 г.,
от ответчика - не явился, извещен,
от третьих лиц:
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 года по делу N А55-17126/2011 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению открытого акционерного общества "Завод авиационных подшипников" (ОГРН 1026301154934), г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод авиационных подшипников" (далее - заявитель, ОАО "ЗАП", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 93/12, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44, площадью 1,70 га, содержащегося в сообщении об отказе в государственной регистрации от 07.06.2011 г. исх. N 01/041/2011-434, и об обязании ответчика произвести государственную регистрацию указанного договора.
Решением суда первой инстанции от 28 декабря 2011 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "ЗАП", считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 11.02.2011 г. ОАО "ЗАП" обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 23.10.2008 г. N 93/12 лесного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44 (т. 1 л.д. 77).
Сообщением от 07.06.2011 г. N 01/041/2011-434 в государственной регистрации договора аренды заявителю было отказано на основании абзацев 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав (т. 1 л.д. 12-22).
Основанием для отказа послужили следующие обстоятельства: отсутствует первичная регистрация права федеральной собственности на лесной участок категории "лесной фонд"; представленные документы свидетельствуют о наличии противоречия между заявленными на государственную регистрацию правом и уже зарегистрированным правом аренды Общества на указанный объект недвижимости; между представленными на регистрацию документами имеется противоречие относительно категории земельного участка; договор аренды лесного участка заключен неуполномоченным лицом; в представленном кадастровом паспорте отсутствует необходимая информация для государственной регистрации, а именно указание на муниципальное образование, населенного пункта (при наличии) данного объекта недвижимости; на государственную регистрацию не представлена неотъемлемая часть договора аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 93/12 - приложение N 2, в представленном на государственную регистрацию договоре аренды лесного участка отсутствуют существенные условия, а именно - кадастровый номер.
Не согласившись с вынесенным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на государственную регистрацию был представлен договор аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 93/12, а также дополнительное соглашение N 1 к нему от 29.04.2011 г. с протоколом разногласий, согласно которым Департамент лесного хозяйства Самарской области предоставил ОАО "ЗАП" в аренду лесной участок площадью 1,70 га из земель лесного фонда с кадастровым номером 63:01:0601001:7, имеющий местоположение: Самарская область, г.о. Самара, Октябрьский район, Самарское лесничество, квартал N 44, выдел 39 в границах, указанных в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, для осуществления рекреационной деятельности, на срок с 23.10.2008 г. по 10.01.2050 г.
Таким образом, представленные на государственную регистрацию договор аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 93/12 содержит все существенные условия.
Последующий государственный кадастровый учет объекта права не противоречит закону и не лишает стороны права обратиться за регистрацией дополнительного соглашения к нему.
Довод регистрирующего органа о наличии противоречий относительно категории земельного участка подлежит отклонению, поскольку как в представленном на государственную регистрацию кадастровом паспорте земельного участка от 21.08.2010 г. N 63-00-102/10-359498 с кадастровым номером 63:01:0601001:7, так и в договоре аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 93/12 указана одна и та же категория арендуемого земельного участка - земли лесного фонда.
Довод Управления Росреестра по Самарской области о заключении договора аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 93/12 неуполномоченным лицом является несостоятельным в силу следующего.
Право аренды ОАО "ЗАП" было приобретено на основании протокола о результатах лесного конкурса по приобретению права аренды участка лесного фонда Самарской области от 09.10.2001 г.
10.10.2011 г. между ГУ "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области и ОАО "ЗАП" (с учетом дополнительного соглашения от 29.03.2005 г. N 1) был заключен договор аренды участка лесного фонда от 10.10.2001 г. N 269.
Факт передачи участка подтверждается двухсторонним актом от 10.10.2001 г.
Данный договор зарегистрирован в органах государственной регистрации, что не отрицается Управлением Росреестра по Самарской области.
Статьей 4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" определено, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01 января 2009 года.
Во исполнение указанного закона заявитель обратился в Департамент лесного хозяйства Самарской области (уполномоченный в указанный период государственный орган) с заявлением о переоформлении договора аренды участка лесного фонда.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Порядку приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.09.2007 г. N 258, заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
По результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком. Вид использования лесов указывается в решении в целях приведения условий договора в соответствии со статьями 25, 29-47 Лесного кодекса РФ, а срок договора аренды лесного участка - с учетом минимального и максимального сроков договоров аренды лесных участков, установленных ч. 3 ст. 72 Лесного кодекса РФ.
Решение является основанием для заключения договора аренды лесного участка по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности".
В силу п. 2.2.2 Положения о Департаменте лесного хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2007 г. N 9, Департамент является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
23.10.2008 г. комиссией Департамента лесного хозяйства Самарской области принято решение о переоформлении в соответствии с Лесным кодексом РФ договора аренды участка лесного фонда, подписанного 10.10.2001 г. между ОАО "Завод специальных подшипников" (ныне - ОАО "ЗАП") и ГУ "Самарский лесхоз". В соответствии с приказом Рослесхоза от 17.09.2007 г. N 404 "Об участковых лесничествах" местоположением лесного участка указать: Самарская область, Самарское лесничество, квартал N 44. В соответствии со ст. 25 Лесного кодекса РФ видом использования лесного участка указать: для осуществления рекреационной деятельности. Срок договора указать: с 23.10.2008 по 10.10.2050 (т. 1 л.д. 100).
На основании указанного решения комиссии между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО "ЗАП" был заключен договор N 93/12 аренды лесного участка, который был представлен на государственную регистрацию (т. 1 л.д. 101-108).
Таким образом, договор аренды, подписанный 23.10.2008 г. между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и ОАО "ЗАП, не является актом нового предоставления земельного участка, а является лишь юридическим действием по приведению уже действующего договора в соответствии с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области" Департамент лесного хозяйства Самарской области реорганизован в форме присоединения к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области.
Довод регистрирующего органа об отсутствии регистрации первичного права Российской Федерации на арендуемый участок был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонен. Ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон закона N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01 января 2009 г. В силу положений ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу абзаца 2 п. 1 ст. 13 Закона о регистрации при проведении государственной регистрации прав регистратор обязан провести правовую экспертизу представленных на регистрацию документов и проверить законность сделки.
Материалами дела подтверждается, что представленный на государственную регистрацию договор по форме и содержанию составлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", подписан уполномоченными лицами, текст договора подчисток и исправлений не имеет, следовательно, данный договор соответствует требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управление Росреестра по Самарской области не вправе при проведении правовой экспертизы оценивать наличие или отсутствие у заявителя условий для переоформления договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 г. N 269 в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку Закон относит этот вопрос к компетенции Департамента лесного хозяйства Самарской области, который в рассматриваемом случае установил у НП "Современник" наличие соответствующих условий для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ. Действующее законодательство не содержит положений о последующем контроле со стороны регистратора наличия у лица, обращающегося с заявлением, перечисленных условий и не наделяет его правом давать оценку документам, предшествовавшим заключению договора аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 269/12.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума от 25.07.2011 г. N 1018/11.
С учетом изложенного у Управления Росреестра по Самарской области не имелось законных оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ противоречит требованиям статей 18, 20 Закона о регистрации, нарушает права и законные интересы заявителя, и правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, принял решение о признании его незаконным.
Доводы, приведенные Управлением Росреестра по Самарской области в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 декабря 2011 года по делу N А55-17126/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод регистрирующего органа об отсутствии регистрации первичного права Российской Федерации на арендуемый участок был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонен. Ни новый Лесной кодекс РФ, ни Федеральный закон закона N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не отменяют результаты ранее проведенных лесных конкурсов, а, напротив, устанавливают, что договоры аренды участков лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01 января 2009 г. В силу положений ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
...
Материалами дела подтверждается, что представленный на государственную регистрацию договор по форме и содержанию составлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 г. N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", подписан уполномоченными лицами, текст договора подчисток и исправлений не имеет, следовательно, данный договор соответствует требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Суд апелляционной инстанции считает, что Управление Росреестра по Самарской области не вправе при проведении правовой экспертизы оценивать наличие или отсутствие у заявителя условий для переоформления договора аренды участка лесного фонда от 10.01.2006 г. N 269 в порядке, установленном ст. 4 Федерального закона N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации", поскольку Закон относит этот вопрос к компетенции Департамента лесного хозяйства Самарской области, который в рассматриваемом случае установил у НП "Современник" наличие соответствующих условий для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом РФ. Действующее законодательство не содержит положений о последующем контроле со стороны регистратора наличия у лица, обращающегося с заявлением, перечисленных условий и не наделяет его правом давать оценку документам, предшествовавшим заключению договора аренды лесного участка от 23.10.2008 г. N 269/12."
Номер дела в первой инстанции: А55-17126/2011
Истец: ОАО "Завод авиационных подшипников"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Министерство лесного хозяйства и охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1696/12