г. Владивосток |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А59-4209/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 14 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Аппаковой
судей Н.А. Скрипки, С.М. Синицыной
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Хоменко
при участии
от истца: руководитель Чмутина Л.А., распоряжение N 1452-р от 05.09.2011, главный специалист Родионова Л.М., удостоверение N 026 от 01.04.2010, доверенность от 08.07.2011 со специальными полномочиями, от Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска: главный специалист 1 разряда Федоренко И.А., удостоверение N 41 от 13.09.2010, доверенность N 24-Д от 11.03.2012 со специальными полномочиями, от Администрации города Южно-Сахалинска: главный специалист 1 разряда Федоренко И.А., удостоверение N 41 от 13.09.2010, доверенность N 014-96 от 24.01.2012 со специальными полномочиями. от третьего лица: директор Чмутина Л.А., трудовой договор от 01.09.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-1351/2012
на решение от 13.01.2012
судьи О.Н. Боярской
по делу N А59-4209/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области
к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, Администрации города Южно-Сахалинска
третье лицо: Государственное унитарное торговое производственное предприятие "Оптика"
о признании права собственности Сахалинской области на помещение 1 этажа и подвала общей площадью 800,7 кв. метров в здании, расположенном по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 23 и признании отсутствующим права собственности ГО "Город Южно-Сахалинск" на указанный объект недвижимости магазин "Оптика"
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и администрации города Южно-Сахалинска о признании права собственности Сахалинской области на помещение 1 этажа и подвала общей площадью 800,7 кв. метров в здании, расположенном по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 23, и признании отсутствующим права собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на указанный объект недвижимости магазин "Оптика" (с учетом уточнения исковых требований от 26.10.2011).
Решением от 13.01.2012 Арбитражный суд Сахалинской области в удовлетворении заявленных исковых требований отказал.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя, поскольку отдельно стоящее одноэтажное здание с подвальным помещением "Салон Оптика" по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 23 было построено непосредственно для магазина "Оптика" отдела здравоохранения Сахоблисполкома (аптечного управления Сахалинской области), Решением исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 22.03.1991 N 117 областное производственное объединения "Фармация" было выведено из подчинения отдела здравоохранения Сахалинского облисполкома, в том числе торгово-производственное предприятие "Оптика", и подчинено непосредственно Сахалинскому облисполкому, Производственное объединение "Оптика" было включено в Перечень государственной собственности Сахалинской области, утвержденный Решением 4 сессии 21 созыва Сахалинского областного Совета народных депутатов от 29.06.1991, на 27.12.1991 в спорных помещениях находилось областное предприятие "Оптика", имеющее код ОКОНХ 1212 (аптечные учреждения), соответственно, право собственности на данное имущество возникло у Сахалинской области. Обращает внимание на то, что в Перечне нежилого фонда г. Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра города Южно-Сахалинска от 27.02.1994 N 306, спорный объект отсутствовал.
Полагает, что на заявленные исковые требования исковая давность не распространяется, поскольку истец не лишен владения спорным имуществом.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Администрация г. Южно-Сахалинска с доводами жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ссылается на то, что на момент законодательного разграничения государственной собственности спорное помещение использовалось предприятием "Оптика", которое являлось предприятием розничной торговли, соответственно, объект, занимаемый предприятием "Оптика", по своему функциональному назначению и виду осуществляемой деятельности относился к объекту муниципальной собственности. Обращает внимание на то, что предприятия здравоохранения также подлежали передаче в муниципальную собственность.
Указывает на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью Администрации г. Южно-Сахалинска с доводами жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Решение Сахалинского областного совета народных депутатов от 29.06.1991 "О формировании муниципальной собственности районов и городов Сахалинской области", по мнению Департамента, также подтверждает факт отнесения спорного имущества к муниципальной собственности.
ГУТПП "Оптика" в письменном отзыве поддержало доводы апелляционной жалобы. Полагает, что спорные помещения не подлежали включению в перечень объектов муниципальной собственности, так как согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 N 3020-1 спорный объект подлежал передаче в государственную собственность Сахалинской области. По мнению ГУ "Оптика", Сахалинская область владеет спорными помещениями через областное предприятие "Оптика", использующего их в своей деятельности, соответственно, из владения истца спорные помещения не выбывали, в связи с чем доводы ответчика о пропуске срока исковой давности являются несостоятельными.
Представитель истца огласил доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Сахалинской области просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ответчиков на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Сахалинской области считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица поддержал доводы апелляционной жалобы. Просит вынесенный судебный акт отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, 10.09.1976 Исполнительным комитетом Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся на основании титульного списка проектных работ на 1976 год утверждено задание на проектирование индивидуального проекта салона "Оптика" по ул. Карла Маркса во 2-м микрорайоне в г. Южно-Сахалинске в виде пристройки к дому N 38. Заказчиком данного проекта являлось Управление капитального строительства Южно-Сахалинского горисполкома (л.д. 89-90 т. 1).
16.06.1977 Управление главного архитектора города разрешило запроектировать и построить в городе Южно-Сахалинске по индивидуальному проекту магазин-салон "Оптика", пристроенный к строящемуся 9-ти этажному дому N 38 по ул. Карла Маркса (л.д. 91 т. 1).
Решением Исполнительного комитета Южно-Сахалинского городского Совета народных депутатов N 440 от 28.12.1979 утвержден акт ввода в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) салона "Оптика" по улице К. Маркса в г. Южно-Сахалинске, здание передано на баланс городскому жилищному управлению, в дальнейшем переименованному в жилищный производственно-эксплуатационный трест (ЖПЭТ), 14.02.1980 выдан паспорт-разрешение на эксплуатацию здания (помещения) магазин "Оптика" (л.д. 92-95, 96-102 т. 1).
Приказом N 102 от 17.08.1989 областного производственного объединения "Фармация" в целях улучшения обеспечения населения области корригирующими очками и очковой оптикой организовано производственное объединение "Оптика", которое наделено правами юридического лица, с подчинением его ОПО "Фармация". При этом пунктом 5 данного приказа указано передать производственному объединению "Оптика" все функции снабжения населения области изделиями очковой оптики, определение потребности и заключение договоров с заводами-поставщиками, контроль за качеством изготовленных очков (л.д. 77-78 т. 1).
28.12.1989 генеральным директором ОПО "Фармация" утвержден устав торгово-производственного предприятия "Оптика" ОПО "Фармация", задачами и функциями которого предусмотрены обеспечение помощи в организации обслуживания населения очковой оптикой, направление заказов на сложные астигматические линзы, контроль за подведомственной сетью за соблюдением ассортимента линз и оправ, сроками и качеством исполнения заказов, заключение договоров с поставщиками, прием оптического сырья, оборудования от поставщиков, обеспечение сохранности, качества изделий очковой оптики, прием заказов на поставку линз и оправ и другие задачи (л.д. 79-83 т. 1).
Постановлением мэра города Южно-Сахалинска N 853 от 30.03.1992 зарегистрировано государственное унитарное торговое производственное предприятие "Оптика", о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись (л.д. 75 т. 1, л.д. 92 т. 2).
Решением N 59 от 01.03.1993 Сахалинского областного комитета по управлению государственным имуществом производственное объединение "Оптика" преобразовано в государственное предприятие, утвержден устав государственного предприятия "Оптика", согласно которому имущество, переданное в полное хозяйственное ведение государственному предприятию "Оптика", является государственной собственностью Сахалинской области. При этом согласно пункту 5.4. устава за предприятием "Оптика" государственное имущество закреплено по договору аренды с Сахалинским областным комитетом по управлению государственным имуществом (л.д. 61-72 т. 1).
Указанным уставом так же предусмотрено, что основными целями деятельности предприятия "Оптика" являются, в том числе, снабжение населения и лечебно-профилактических учреждений изделиями очковой продукции, предметами санитарии и гигиены, парфюмерно-косметическими товарами, медикаментами и другими видами товаров, получение прибыли (пункт 2.1. устава).
В дальнейшем редакция устава ГУТПП "Оптика" менялась (от 21.03.2000, 15.05.2003, 03.07.2008, 18.06.2010), однако основные виды деятельности предприятия в каждой новой редакции устава оставались прежними: обеспечение населения очковой оптикой, изделиями медицинского назначения, приборами и оборудованием, косметическими и другими товарами, организация коммерческой и комиссионной торговли указанными товарами, оказание посреднических услуг, выезды на предприятия, учреждения, организации, населенные пункты, организационно-образовательная, учебно-консультативная, экспортная деятельность, (л.д. 56-58, 60-62, 101-105, 109-112 т. 2).
Постановлением губернатора Сахалинской области N 138 от 11.03.1996 оптово-торговое предприятие "Фармация" и государственное предприятие "Оптика" введены в структуру департамента здоровья населения администрации области (л.д. 93-98 т. 2).
В соответствии с договорами аренды от 01.02.1994 N 3/21 и от 15.08.2001 N 3/66 оспариваемый объект недвижимости передан государственному унитарному торговому производственному предприятию "Оптика" во временное пользование (л.д. 20-35 т. 1).
Постановлением мэра г. Южно-Сахалинска от 07.02.1994 N 306 утвержден реестр муниципальной собственности и перечни нежилого фонда г. Южно-Сахалинска, согласно позиции 70 жилищно-производственный эксплуатационный трест включен в реестр муниципальной собственности (л.д. 8-9 т. 3).
Решением городского собрания города Южно-Сахалинска от 25.01.2001 утвержден реестр муниципального имущества муниципального образования "город Южно-Сахалинск", позиция 430 которого содержит нежилое здание по адресу ул. Карла Маркса, 23, арендованное ГУТПП "Оптика" и находящееся на балансе МУП "ЖПЭТ".
18.02.2002 зарегистрировано право муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на объект, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на нежилое здание магазин "Оптика" инв. N 5942 литер А, площадью 803,20 кв. метров, расположенное по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 23 (л.д. 11 т. 2).
Ссылаясь на то, что право муниципальной собственности на спорный объект зарегистрировано за городским округом "Город Южно-Сахалинск" незаконно, истец обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
В п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Предъявляя требования о признании права собственности Сахалинской области на спорное имущество и признании отсутствующим права собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на указанные объекты недвижимости, истец должен доказать отсутствие оснований возникновения права собственности ответчика на объекты и факт возникновения права собственности на данные объекты у истца.
Здание, расположенное по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 23, возведено в 1979 году по заказу Управления капитального строительства Южно-Сахалинского исполкома, что подтверждается Техническим паспортом на здание магазина "Оптика" (л.д. 39-47 т. 1), заданием на проектирование (л.д. 89, 90 т. 1), актом приемки в эксплуатацию от 28.09.1979 (л.д. 92-95 т. 1).
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что в указанном здании с даты ввода его в эксплуатацию был размещен магазин "Оптика" отдела здравоохранения Сахоблисполкома.
На основании приказа Областного производственного объединения "Фармация" Отдела здравоохранения Исполнительного комитета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 17.08.1989 N 102 было создано торгово-производственное предприятие "Оптика", которое продолжило использование спорных помещений, что сторонами не оспаривается. Согласно п. 1.2. Устава ТПП "Оптика", утвержденного Генеральным директором ОПО "Фармация" 28.12.1989, ТПП "Оптика находится в подчинении ОПО "Фармация".
Решением Исполнительного совета Сахалинского областного Совета народных депутатов от 22.03.1991 N 117 областное производственное объединение "Фармация" выведено из подчинения отдела здравоохранения облисполкома и подчинено облисполкому.
Решением Сахалинского областного Совета народных депутатов от 29.06.1991 "О формировании государственной собственности Сахалинской области" на основании ст. ст. 20, 21 Закона от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" к государственной собственности Сахалинской области отнесено Производственное объединение "Оптика".
Вместе с тем 27.12.1991 было принято Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", которым было произведено разграничение государственной собственности.
В соответствии с п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Пунктом 3 названного Постановления предусмотрено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В перечне объектов, указанных в Приложении 3 к вышеуказанному постановлению перечислены также объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов, в том числе предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.
На момент вступления в силу указанного постановления (21.01.1992) Производственное объединение "Оптика" согласно п. 1.1. Устава Торгово-производственного предприятия "Оптика", утвержденному Генеральным директором ОПО "Фармация" 28.12.1989, являлось предприятием здравоохранения.
Факт вхождения магазинов оптики в структуру здравоохранения СССР подтверждается также Приказом Минздрава СССР от 04.06.1979 N 581 "Об утверждении Типового положения о магазине оптики".
Согласно п. 2.1. названного Устава, к задачам ТПП "Оптика" были отнесены, в том числе консультативная и методическая помощь в организации наиболее полного удовлетворения потребности в обслуживании населения области очковой оптикой, организация контроля за выполнением указаний вышестоящих органов по вопросам обеспечения населения очковой оптикой, порядке при хранении, изготовлении, контроле и отпуске готовых очков подведомственными подразделениями.
В состав предприятия входили оптические магазины и мастерские на правах структурных единиц (п. 1.6. Устава 1989 года).
Кроме того, из Технического паспорта на здание магазина "Оптика" следует, что назначением здания, расположенного по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 23, является магазин.
Из Приложения к решению горисполкома от 19.11.1991 N 1874 (л.д. 86 т. 2) видно, что спорные объекты использовались для работы магазина "Оптика".
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что по виду деятельности и функциональному назначению ТПП "Оптика" на момент вступления в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" его объекты были отнесены к муниципальной собственности в соответствии с Приложением N 3 к данному постановлению, в связи с чем спорные помещения перешли в муниципальную собственность в силу закона.
Факт нахождения областного предприятия "Оптика" в перечне государственной собственности Сахалинской области на дату принятия Постановления N 3020-1 в данном случае правового значения не имеет, поскольку в силу п. 2 названного Постановления объекты, перечисленные в Приложении N 3, были переданы в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) независимо от того, на чьем балансе они находились.
Является несостоятельной ссылка истца на то, что ГУ ТПП "Оптика" был присвоен ОКОНХ 71212 "Аптечные учреждения", поскольку данный код был присвоен предприятию только 05.05.2000. Кроме того, осуществление аптечным учреждением хозяйственной деятельности предполагает ведение розничной торговли изделиями медицинского назначения.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерном возникновении права муниципальной собственности на помещение 1 этажа и подвала общей площадью 800,7 кв. метров в здании, расположенном по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. К. Маркса, 23, арендуемого ГУТПП "Оптика".
Ответчиком заявлено о применении срока исковой давности к предъявленным исковым требованиям.
Из материалов дела следует, что фактическим владельцем спорного имущества на основании договора аренды от 15.08.2001 N 3/66 является ГУТПП "Оптика".
В соответствии с п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.
Таким образом, к требованиям о признании права собственности Сахалинской области на спорные объекты и признании отсутствующим права собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск", учитывая, что спорное имущество не находится в непосредственном владении истца, применим срок исковой давности.
В то же время право собственности муниципального образования г. Южно-Сахалинск на нежилое здание магазин "Оптика" площадью 803,2 кв.м., расположенное по ул. Карла Маркса, 23 в г. Южно-Сахалинске, зарегистрировано 18.02.2002 (л.д. 11 т. 2).
Доказательств того, что о нарушении своего права внесением записи в ЕГРП о праве собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск" на спорные помещения истец узнал ранее 04.10.2008, ответчиком в материалы дела не представлено, учитывая отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии переписки между сторонами по вопросу отнесения к муниципальной собственности спорных помещений, на которую сослался суд первой инстанции. Ответчиком не представлено и доказательств того, что истец знал или должен был знать о наличии договора аренды от 15.08.2001, заключенного ГУТПП "Оптика" с Комитетом по управлению муниципальной собственностью г. Южно-Сахалинска.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности по заявленным требованиям является необоснованным.
Однако указанный вывод суда первой инстанции не повлиял на правильность вынесенного по существу решения.
В силу изложенного оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 13.01.2012 по делу N А59-4209/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Аппакова |
Судьи |
Н.А. Скрипка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт нахождения областного предприятия "Оптика" в перечне государственной собственности Сахалинской области на дату принятия Постановления N 3020-1 в данном случае правового значения не имеет, поскольку в силу п. 2 названного Постановления объекты, перечисленные в Приложении N 3, были переданы в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) независимо от того, на чьем балансе они находились.
...
В соответствии с п. 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абзаца пятого статьи 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется."
Номер дела в первой инстанции: А59-4209/2011
Истец: Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области
Ответчик: Администрация города Южно-Сахалинск, Администрация города Южно-Сахалинска, ДАГУН города Южно-Сахалинск, Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска
Третье лицо: Государственное унитарное торговое производственное предприятие "Оптика", ГУТПП "Оптика"
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10352/12
08.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10352/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10352/12
26.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2485/12
19.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1351/12