г. Вологда |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А13-9785/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2012 года.
В полном объеме постановление изготовлено 19 марта 2012 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Журавлева А.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.С.,
при участии от общества Наумовой Ю.А. по доверенности от 01.03.2011, от управления Ермолева В.Е. по доверенности от 10.02.2012 N 7-2012, Шаровой А.С. по доверенности от 10.01.2012 N 8-2012,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судовладелец" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2011 года по делу N А13-9785/2011 (судья Мамонова А.Е.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Судовладелец" (ОГРН 1023500876706; далее - общество, ООО "Судовладелец") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 14.09.2011 N 07-53-04/4 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), а также о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2011 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленное требование удовлетворить. В обоснование своей позиции указывает, что не эксплуатирует судно, следовательно, не является субъектом транспортной инфраструктуры и не обязано соблюдать возложенные на этих субъектов обязанности. При этом считает, что само судно не является транспортным средством, поскольку находится на холодном отстое. Полагает, что обязанность по обеспечению безопасности судна должно нести общество с ограниченной ответственностью "Вологодская судоходная компания" (далее - ООО "ВСК") в силу заключенного договора об оказании услуг. Считает, что не должно было составлять документы, подтверждающие нахождение судна на холодном отстое, поскольку документации об открытии навигации для указанного судна не имеется. Ссылается на то, что на момент сдачи судна в аренду каких-либо документов, подтверждающих его исправное техническое состояние, не имело. В судебном заседании представитель общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве, дополнении к нему, а также представители управления в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей общества и управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности начальника управления от 02.06.2011 N 192-р сотрудниками административного органа проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Судовладелец" обязательных требований в области обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки управлением выявлены следующие нарушения:
отсутствует приказ о назначении должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в ООО "Судовладелец" как субъекте транспортной инфраструктуры;
отсутствует приказ о назначении должностного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на буксире-толкаче "Юбилейный" (идентификационный номер С-01-247) как транспортном средстве (далее - ТС), принадлежащем ООО "Судовладелец" на основании права собственности;
не разработаны внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ТС, в том числе номенклатура (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ТС; номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ТС; порядок выявления и распознавания на ТС физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход в зону транспортной безопасности или на критические элементы ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению или совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ) в отношении ТС; порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ТС;
не проведена оценка уязвимости буксира-толкача "Юбилейный" как транспортного средства;
на буксире-толкаче "Юбилейный" отсутствует информирование в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на ТС, а также юридических лиц, осуществляющих на нем какие-либо виды деятельности, о требованиях, содержащихся в законодательстве о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности;
не установлены в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурация и границы участков ТС, доступ в которые физических лиц, провоз (пронос) материальных объектов не ограничивается;
не установлены конфигурация и границы территории или части (надводной, подводной) ТС, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускной пункт (пост) (далее - зона транспортной безопасности), а также критических элементов ТС;
на буксире-толкаче "Юбилейный" не организован пропускной режим в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами ООО "Судовладелец", направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности на ТС.
Перечисленные нарушения зафиксированы административным органом в акте проверки от 06.09.2011 N 07-42-06/151.
Управление пришло к выводу о нарушении обществом пунктов 5.1, 5.3, 5.6.3, 5.6.4, 5.6.7, 5.6.8, 5.6.9, 5.6.10, 5.7, 5.15, 5.26.1, 5.26.2, 5.28 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41" (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), в связи с этим составило в отношении общества протокол об административном правонарушении от 06.09.2011 N 07-41-06/22.
Старший государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности управления, рассмотрев материалы проверки, вынес постановление от 14.09.2011 N 07-53-04/4, котором назначил обществу наказание по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Судовладелец" оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (пункт 5); транспортные средства - воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (пункт 11).
В силу части 1 статьи 4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
В порядке статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 41 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности.
В силу пункта 5 этих Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан: назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры (пункт 5.1); назначить на каждом объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) лицо, занимающее должность на ОТИ, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (пункт 5.3); разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе номенклатуру (перечень) должностей работников субъекта транспортной инфраструктуры (далее - персонала), осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ (пункт 5.6.3); номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (пункт 5.6.4); порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) (пункт 5.6.7); порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно -технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемых для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ (пункт 5.6.8); порядок реагирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности и персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделений транспортной безопасности (далее - силы обеспечения транспортной безопасности) на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ (пункт 5.6.9); порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ (пункт 5.6.10); обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных ОТИ и о присвоенной категории ОТИ (пункт 5.7); проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки по реализации планов обеспечения транспортной безопасности с периодичностью не реже одного раза в год для ОТИ третьей и четвертой категорий и не менее двух раз в год для ОТИ первой и второй категорий (пункт 5.15); установить в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурацию и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ) (пункт 5.25.1); конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ (пункт 5.25.2); воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов) (пункт 5.28).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается обществом, что перечисленные документы у него отсутствуют.
Суд не может принять во внимание доводы общество об отсутствии у него обязанности по составлению указанных документов, поскольку он не может быть признан субъектом транспортной инфраструктуры, так как буксир-толкач "Юбилейный" не является транспортным средством, поскольку находится на холодном отстое, не используется и не имеет действующих документов. В доказательство этого довода общество ссылается на акт внеочередного освидетельствования судна от 13.04.2010 (л.д. 27).
Как отмечалось ранее, субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические и физические лица - собственники объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лица, использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Транспортные средства в пункте 11 этой же статьи определены как воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.
Судоходством в силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации называется деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
Таким образом, из указанных положений законодательства не следует, что судно, находящееся на отстое, не признается транспортным средством.
Кроме того, единственным доказательством того, что судно находится на отстое, является акт внеочередного освидетельствования от 13.04.2010.
Вопреки требованиям пунктов 4.5.2, 4.5.6 Руководства по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта, утвержденного Минтрансом России 20.12.2011, обществом не представлены суду ни распоряжение судовладельца о выводе судна из эксплуатации, в том числе о постановке судна на отстой в навигационный период либо на консервацию при выводе из эксплуатации на длительный срок, ни акт консервации.
Правовое и документальное обоснование нахождения судна на холодном отстое также отсутствуют.
Более того, буксир-толкач "Юбилейный" по договору от 19.08.2011 N 04-04-05/1 сдан в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Сухонский речной порт" для использования по назначению. При этом в соответствии с актом приема-передачи от 19.08.2011 арендатору названное судно передано в надлежащем состоянии со всеми принадлежностями и технической документацией.
Пригодность судна к плаванию подтверждается и актом классификационного освидетельствования от 08.08.2008, доказательств обратного обществом не представлено.
Таким образом, обществом не доказано, что буксир-толкач "Юбилейный" не является транспортным средством и не используется обществом, а также то, что само общество не является субъектом транспортной инфраструктуры.
Вместе с тем вышеуказанные положения законодательства не ставят необходимость соблюдения Требований транспортной безопасности в зависимость от того, эксплуатируется транспортное средство или нет.
Следовательно, независимо от того, находится судно на отстое или нет, общество обязано было соблюдать вышеуказанные Требования, что не было им сделано.
Ссылку подателя апелляционной жалобы на то, что охрану судна должно осуществлять ООО "ВСК", суд не принимает, поскольку соответствующий договор в материалах дела отсутствует, в ходе привлечения общества к административной ответственности он не представлялся.
Кроме того, в материалах дела имеется приказ директора общества от 01.03.2011 N 04-04-01/09 (л.д. 145), в соответствии с которым допуск на суда осуществляется только по распоряжению руководства, то есть общество до сдачи судна в аренду само осуществляло функции охраны. Доказательств обратного не предъявлено.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия согласна с выводом управления о том, что в действиях ООО "Судовладелец" содержится объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Вина общества заключается в том, что оно не обеспечило выполнение Требований транспортной безопасности на принадлежащем ему судне.
Поскольку порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено управлением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, выводы которого соответствует нормам материального права.
Безусловных оснований, влекущих отмену решения суда первой инстанции, также не выявлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 13 декабря 2011 года по делу N А13-9785/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судовладелец" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судоходством в силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации называется деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защите их от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
...
Ссылку подателя апелляционной жалобы на то, что охрану судна должно осуществлять ООО "ВСК", суд не принимает, поскольку соответствующий договор в материалах дела отсутствует, в ходе привлечения общества к административной ответственности он не представлялся.
Кроме того, в материалах дела имеется приказ директора общества от 01.03.2011 N 04-04-01/09 (л.д. 145), в соответствии с которым допуск на суда осуществляется только по распоряжению руководства, то есть общество до сдачи судна в аренду само осуществляло функции охраны. Доказательств обратного не предъявлено.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия согласна с выводом управления о том, что в действиях ООО "Судовладелец" содержится объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
...
Поскольку порядок привлечения общества к административной ответственности соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено управлением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования."
Номер дела в первой инстанции: А13-9785/2011
Истец: ООО "Судовладелец"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта