Омск |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А46-11811/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Кулагиной Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1150/2012) открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011 по делу N А46-11811/2011 (судья Третинник М.А.)
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237, ИНН 5406323202)
к Региональной энергетической комиссии Омской области
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 23.09.2011 N ИСХ-11/РЭК-3365
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Семеновой А.Л. по доверенности N 03-03/533оф от 19.09.2011;
от заинтересованного лица: Ванюкова Ю.А. по доверенности N ИСХ-12/РЭК-01-06/4;
установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее по тексту ОАО "ТГК N 11", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным бездействия Региональной энергетической комиссии Омской области (далее - РЭК Омской области, заинтересованное лицо), выразившегося в не приведении норматива потребления населением горячей воды в соответствие с требованиями, предъявляемыми к качеству коммунальной услуги.
Заявлением от 01.11.2011 (л.д.40-41) заявитель изменил предмет требования и просил признать незаконным отказ заинтересованного лица привести норматив потребления населением горячей воды в соответствие требованиям, предъявляемым к качеству коммунальной услуги. В качестве способа восстановления права просило обязать РЭК Омской области принять решение об изменении норматива потребления горячей воды населением, исходя из температуры горячей воды в местах водоразбора в размере 600 С.
В качестве оснований заявленного требования ОАО "ТГК N 11" указало на то, что в письме от 23.09.2011 N ИСХ-11/РЭК0-3365 заявителю было сообщено о невозможности приведения норматива потребления горячей воды в соответствие с изменившимся требованием к качеству, что расценивается заявителем как отказ в изменении норматива. Однако, действующие в настоящее время нормативы потребления горячей воды рассчитаны исходя из необходимого расхода теплоэнергии на подогрев воды в Гкал/чел до температуры 550 С, что противоречит действующим требованиям к качеству горячей воды (не менее 600 С); согласно действующего законодательства норматив потребления коммунальной услуги должен соответствовать требованиям к качеству коммунальной услуги, следовательно норматив должен быть изменен с учетом определенного количества тепловой энергии, затрачиваемой заявителем на подогрев одного кубического метра холодной воды до необходимой температуры.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011 по делу N А46-11811/2011 было отказано в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование решения суд указал, что отсутствуют установленные законом основания для внесения изменений в норматив потребления коммунальных услуг; расход тепловой энергии на подогрев воды не относится к нормативам потребления коммунальных услуг; представленный к заявлению расчет количества тепловой энергии, необходимый для подогрева воды по 600 С рассчитан в соответствии с пунктом, который применяется для расчета норматива газоснабжения на подогрев воды.
В апелляционной жалобе ОАО "ТГК N 11" просит отменить решение суда 1 инстанции и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, поскольку изменение норматива обусловлено изменением федерального законодательства в части требований к качеству коммунального ресурса; как следует из имеющейся переписки действующий на сегодняшний день норматив потребления воды рассчитывался с учетом расхода тепловой энергии на подогрев; ОАО "ТКГ N 11", с учетом письма от 12.12.2011, представило в РЭК Омской области все необходимые расчеты норматива; утверждение о том, что использованная для расчета формула не применима к сложившимся отношениям, не соответствует действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования и просила отменить оспариваемое решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление указало, что РЭК Омской области не уполномочено на установление, изменение нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды, не являющихся нормативом потребления коммунальных услуг и не учитываемых в расчете норматива горячего водоснабжения; на момент подачи заявления в РЭК Омской области расчетов, подтверждающих и обосновывающих размер нормативов горячего водоснабжения, не представлялось.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв установил следующие обстоятельства. В РЭК Омской области 20.05.2011 поступило заявление ОАО "ТГК N 11" от 18.05.2011 NСК-1402 о пересмотре нормативов (л.д.13). Согласно данному письму заявитель указал, что в соответствии с п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 600 С.
Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно - коммунальными услугами" (Постановление N217-п) установлены нормативы на коммунальные услуги. Однако, количества тепловой энергии, учтенной при утверждении норматива потребления населения коммунальной услугой по горячему водоснабжению, не позволяет нагреть воду до нужной температуры.
В связи с указанным, заявитель просил РЭК Омской области внести изменения в нормативы потребления, утвержденные Постановлением N 217-п.
23.09.2011 в адрес заявителя был направлен ответ N ИСХ-11/РЭК-3365, содержащий отказ во внесении испрашиваемых изменений, поскольку исчерпывающий перечень оснований для изменения норматива не содержит указанных в письме причин обращения.
Кроме того, было указано, что п.3.2. Постановления N 217-п, устанавливающий нормативный расход тепловой энергии, не относится к нормативам потребления коммунальных услуг, в расчете норматива горячего водоснабжения в соответствии с п.17 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, показатель количества тепловой энергии для подогрева воды не применяется.
Не согласившись с доводами, изложенными РЭК Омской области в письме и расценив его в качестве отказа в изменении норматива коммунальной услуги, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области за признанием данного отказа незаконным и обязанием совершить действия по изменению норматива. Решением названного суда в удовлетворении заявленных требований было отказано. Указанное решение суда обжаловано ОАО "ТГК N 11" в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из следующего.
С силу ч.4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации к коммунальным услугам относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ранее действующей редакции) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Во исполнение данной нормы права Постановлением Мэра города Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно - коммунальными услугами" был утвержден норматив потребления коммунальной услуги. Так, в частности, было указано, что норматив горячего водоснабжения составляет:
- для жилых домов с водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, без ванн расход воды составляет 2,486 куб.м./чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1076 Гкал/чел, с приборами учета - 0,0433 Гкал/чел;
- для жилых домов с централизованным горячим водоснабжением, оборудованных ваннами расход воды составляет 3,510 куб.м./чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1519 Гкал/чел, с приборами учета - 0,0433 Гкал/чел;
- для жилых домов с централизованным горячим водоснабжением свыше 12 этажей с повышенными требованиями к благоустройству расход воды составляет 3,803 куб.м./чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1446 Гкал/чел, с приборами учета - -,0433 Гкал/чел;
- общежитий с централизованным горячим водоснабжением расход воды составляет 2,633 куб.м./чел., расход тепловой энергии на подогрев воды без приборов учета - 0,1139 Гкал/чел, с приборами учета - 0,0433 Гкал/чел.
Таким образом, в Постановлении N 217-п был фактически утвержден как норматив расхода горячей воды, так и норматив тепловой энергии на подогрев горячей воды.
Как следует из текста заявления и апелляционной жалобы, а также пояснений представителя ОАО "ТГК N 11", заявитель фактически ведет речь не об изменении норматива количества потребляемой воды в соответствии с Постановлением N 217-П, а об изменении норматива тепловой энергии на подогрев горячей воды.
Федеральным законом Российской Федерации 27.07.2010 года N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" была изменена ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации. С учетом внесенных изменений данная статья установила, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Губернатора Омской области от 11.10.2010 N 90 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области" полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были возложены на РЭК Омской области.
Таким образом, с 11.10.2010 заинтересованное лицо является на территории Омской области тем органом государственной власти, который полномочен в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждать и изменять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе и услуг горячего водоснабжения.
На сегодняшний момент Правительством Российской Федерации порядок утверждения нормативов разработан и действует в виде Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N306).
В соответствии с п.1 настоящих Правил, они определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
При этом "нормативом потребления коммунальных услуг" является месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета, а "единицей измерения" - показатель норматива потребления коммунальных услуг (п.2 Правил N 306).
Как следует из п.5 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются, в отношении холодного и горячего водоснабжения, следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома, как этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Единицей измерения данного норматива в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения установлен такой параметр как куб. метр на 1 человека (п.7 Правил N 306).
Как прямо установлено п.27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Следовательно, действующими Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными в силу прямого указания Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации и являющихся обязательными для полномочного утверждать норматив потребления органа, прямо установлено, что для такого коммунального ресурса как горячая вода норматив должен утверждаться и действовать как месячный объем потребления коммунального ресурса, измеряющегося в куб. метр на 1 человека. При этом на размер данного норматива могут влиять лишь технические особенности домов.
Количество тепловой энергии, истраченной на подогрев горячей воды в расчете такого норматива как потребленная в месяц горячая вода, не участвует. Такого норматива как количество тепловой энергии, необходимой для подогрева горячей воды действующими Правилами не предусматривается.
Таким образом, указание заявителя на то, что п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" ввел обязательное требование о том, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 600 С, в то время как ранее разрешался нагрев до 550 С не имеет ровным счетом никакого значения для расчета такого норматива как норматив горячей воды в месяц в куб.м./чел.
Что касается того, что Постановлением Мэра г.Омска от 05.04.2005 N 217-п "Об обеспечении жителей города жилищно - коммунальными услугами", принятым ранее Правил N306, был утвержден в составе норматива потребления горячей воды еще и норматив количества тепловой энергии на подогрев воды, то в данной части нормативный акт не может даже применяться как противоречащий Правилам N306, тем более изменяться с учетом данных об изменении необходимого количества тепловой энергии для подогрева воды до 600 С.
Кроме того, как верно указал суд 1 инстанции, основания для изменения норматива потребления коммунальной услуги предусмотрены п.12 Правил N 306 и включают в себя:
а) изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов;
б) внесение изменений в настоящие Правила в части, касающейся требований к составу нормативов потребления коммунальных услуг, условий и методов установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В данном случае названных оснований для пересмотра норматива не имелось, что не отрицается и самим заявителем.
Довод заявителя со ссылкой на п.17 Приложения к Правилам N 306 о том, что количество тепловой энергии (которая безусловно меняется в зависимости от необходимости подогрева вода до 600 С, а не 550 С) влияет на норматив потребления горячей воды судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Как следует из п.12 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (п.14 Правил N 306).
При этом для установления нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (п.п.19-20 Правил N 306).
Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме (п.21 Правил N 306).
Экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов.
При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п.22 Правил N 306).
Таким образом, по общему правилу в расчете нормативов используются первые два метода, предполагающие измерение среднего количества воды на 1 человека, потребляемой проживающими в этом же доме или иных аналогичных домах людьми с учетом ряда оговоренных в формулах погрешностей.
Расчетный метод (п.23 Правил N 306) применяется только в тех случаях, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода.
Пункт 17 Приложения, на применении которого настаивает заявитель, как раз является формулой, используемой для расчета норматива по третьему, расчетному методу, т.е. в случае невозможности применения двух других методов.
Заявитель, настаивая на изменении норматива потребления горячей воды, не обосновал ни то, что ныне действующий норматив как количество горячей воды в куб.м./чел не соответствует действующему законодательству, ни то, что предлагаемый им расчетный метод должен применяться ввиду невозможности применения двух ранее названных методов.
Кроме того, как верно указывает заинтересованное лицо, на 23.09.2011 - дату принятия оспариваемого нормативного акта - заявитель в РЭК Омской области не представлял вообще никаких расчетов. Расчеты с использованием формулы, предусмотренной п.17 Приложения к Правилам N 306 были представлены в РЭК Омской области только в письме от 12.12.2011 N СК-4790/07 (л.д.15).
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 28.12.2011 по делу N А46-11811/2011 - без изменения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением N241 от 16.01.2012 в сумме 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указом Губернатора Омской области от 11.10.2010 N 90 "О внесении изменений в отдельные указы Губернатора Омской области" полномочия по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были возложены на РЭК Омской области.
Таким образом, с 11.10.2010 заинтересованное лицо является на территории Омской области тем органом государственной власти, который полномочен в соответствии со ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждать и изменять действующие нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе и услуг горячего водоснабжения.
На сегодняшний момент Правительством Российской Федерации порядок утверждения нормативов разработан и действует в виде Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (Правила N306).
...
Как прямо установлено п.27 Правил N 306 в норматив холодного и горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной и горячей воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.
Следовательно, действующими Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными в силу прямого указания Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации и являющихся обязательными для полномочного утверждать норматив потребления органа, прямо установлено, что для такого коммунального ресурса как горячая вода норматив должен утверждаться и действовать как месячный объем потребления коммунального ресурса, измеряющегося в куб. метр на 1 человека. При этом на размер данного норматива могут влиять лишь технические особенности домов."
Номер дела в первой инстанции: А46-11811/2011
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Региональная энергетическая комиссия Омской области