г. Чита |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А19-15481/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 ноября 2011 года по делу N А19-15481/2011 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области (место нахождения: 666685, г. Усть-Илимск, ул. Дружбы Народов, 17, ОГРН 1023802003290 ИНН 3817022039) к Обществу с ограниченной ответственностью "Технолес" (место нахождения: ОГРН 1093817002839 ИНН 3817036190) о взыскании 108 480 руб. 50 коп. (суд первой инстанции Красько Б.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от заинтересованного лица: не явились, извещены;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛЕС" (далее - ООО "ТЕХНОЛЕС", общество) о взыскании 108 480 руб. 50 коп. - финансовые санкции за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за 2 полугодие 2010 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 декабря 2011 года в удовлетворении заявленных Пенсионных фондом требований отказано.
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что фактически ООО "ТЕХНОЛЕС" сведения были представлены до 01.02.2011, то есть в установленный законом срок, содержащиеся в них ошибки не образуют состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Соответственно, Пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что представленные в установленный законом срок сведения о застрахованных лицах с ошибками делают невозможным использование этих сведений для целей персонифицированного учета. Исправленные формы документов (отчет) страхователем были представлены 28.02.2011 в Пенсионный фонд для внесения в учет с нарушением установленного законодательством Российской Федерации срока.
В письменном отзыве ООО "ТЕХНОЛЕС" с апелляционной жалобой не согласилось, указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание представители ООО "ТЕХНОЛЕС" и Пенсионного фонда не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. Общество известило суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 24.01.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "ТЕХНОЛЕС" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1093817002839, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 28.10.2010 N 564.
Пенсионным фондом была проведена проверка своевременности представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц, выявлено нарушение ООО "ТЕХНОЛЕС" срока, установленного пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) для представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, о чем составлен акт от 04.03.2011 N 32 Р.
Решением Пенсионного фонда от 11.04.2011 года N 32Р общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 108 480 руб. 50 коп.
Требование N 32Р от 05.05.2011 об уплате штрафа в добровольном порядке ответчиком не исполнено.
В связи с неуплатой обществом штрафа в добровольном порядке, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о его принудительном взыскании.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" субъектами обязательного социального страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. В статьях 5 и 6 названного Закона установлено, что страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации, а страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.
В соответствии со статьей 6 Закона N 167-ФЗ ООО "ТЕХНОЛЕС" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 14 того же Закона страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.
В соответствии с пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" страхователи за второй отчетный период 2010 года (календарный год) представляют сведения, предусмотренные Законом N 27-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 февраля 2010 года.
В качестве основания для принятия решения от 11.04.2011 N 32Р о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации Пенсионным фондом указано на то, что страхователем был нарушен срок сдачи индивидуальных сведений в ПФР за 2 полугодие 2010 года (не позднее 15 февраля 2011 года), установленный статьей 11 Закона N 27-ФЗ и пункта 20 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоц развития России от 14.12.2009 N987н.
Нарушение в установленные законом сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, образует объективную сторону вменяемого обществу правонарушения.
В соответствии со статьей 8 Закон N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
На застрахованных лиц, признанных в установленном порядке безработными, сведения представляются органами службы занятости населения (пункт 1).
Сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений (пункт 2).
В соответствии с разделом 7 Технологии обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правления ПФ РФ от 11 октября 2007 года N 190р, (ред. от 19.03.2010) факт доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о доставке, сформированной в соответствии с "Протоколом обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации", факт приема документов органом ПФР - соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. В течение 2 рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его доставке в орган ПФР и сохраняет ее.
После подготовки сведений о застрахованных лицах в требуемом формате абонент подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, в частности отчетом о подтверждении получения сведений от страхователя, заверенного электронной цифровой подписью представителя органа Пенсионного фонда Деминовой Е.С, уведомлением о возврате документов индивидуального (персонифицированного) учета на доработку от 10.02.2011, что ответчиком сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год направлены в Пенсионный фонд 29.01.2011 по телекоммуникационным каналам связи, однако не были им приняты в связи с имеющимися ошибками. Исправленные сведения представлены обществом 04.03.2011.
Поскольку фактически ответчиком сведения представлены 29.01.2011, то есть до 01.02.2011, то есть в установленный законом срок, содержащиеся в них ошибки не образуют состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, о чем вполне обоснованно указано судебном акте. При таких обстоятельствах Пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа.
Пенсионный фонд, настаивая в апелляционной жалобе на правомерности вынесенного им решения, указывает, что представленные в установленный законом срок сведения о застрахованных лицах с ошибками делают невозможным использование этих сведений для целей персонифицированного учета. Данный довод не может быть учтен судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемым решением Пенсионного фонда обществу вменяется нарушение сроков сдачи индивидуальных сведений, а не представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого судебного акта.
Судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение Арбитражного суда Иркутской области по настоящему делу принято без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 ноября 2011 года по делу N А19-15481/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве основания для принятия решения от 11.04.2011 N 32Р о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации Пенсионным фондом указано на то, что страхователем был нарушен срок сдачи индивидуальных сведений в ПФР за 2 полугодие 2010 года (не позднее 15 февраля 2011 года), установленный статьей 11 Закона N 27-ФЗ и пункта 20 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоц развития России от 14.12.2009 N987н.
...
В соответствии со статьей 8 Закон N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы в электронной форме, содержащие указанные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Контроль за достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
...
Поскольку фактически ответчиком сведения представлены 29.01.2011, то есть до 01.02.2011, то есть в установленный законом срок, содержащиеся в них ошибки не образуют состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, о чем вполне обоснованно указано судебном акте. При таких обстоятельствах Пенсионный фонд не имел правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа."
Номер дела в первой инстанции: А19-15481/2011
Истец: ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области
Ответчик: ООО "Технолес"
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5449/11