г. Чита |
|
21 марта 2012 г. |
Дело N А58-4145/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменева Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Якутское управление "ВСЭМ" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2011 года по делу N А58-4145/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Якутское управление "ВСЭМ" (место нахождения: 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Горького, 90, 1, ИНН 1435025563 ОГРН 1021401056533) к Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзор) при Правительстве Республики Саха (Якутия) (место нахождения: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Толстого, 20, 203, ИНН 1435023238, ОГРН 1021401072406) о признании незаконным решения (суд первой инстанции: Эверстова Р.И.),
судебное заседание проводилось путем использования систем видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Коркин М.М. (доверенность от 25.05.2011);
от ответчика: Андросов Е.Ф. (доверенность N 4 от 14.06.2011);
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Якутское управление "ВСЭМ" (далее - ООО Якутское управление "ВСЭМ", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзор) при Правительстве Республики Саха (Якутия) (далее - Главтехнадзор при Правительстве Республики Саха (Якутия)) о признании незаконным решения от 27.06.2011 N 11/109.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) 30 сентября 2011 года в удовлетворении заявленного обществом требований отказано полностью.
Суд пришел к выводу, что отсутствие номера двигателя экскаватора в договоре N 01 купли-продажи транспортного средства от 14 июня 1994 года может служить основанием для отказа в регистрации, и при отсутствии указанной причины в совершенном инспекцией отказе в регистрации, поскольку отсутствие номера двигателя в договоре не позволяет полностью идентифицировать представленную для регистрации технику. В исковом порядке судом право собственности на экскаватор на базе трактора не признано. Таким образом, бесспорных доказательств, подтверждающих право собственности на самоходную машину с заявлением о регистрации которого обращался в инспекцию, заявителем не представлено, что послужило правомерным основанием для отказа инспекцией в регистрации самоходной машины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО Якутское управление "ВСЭМ" обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, удовлетворив заявленные обществом требования. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также не рассмотрение представленных обществом документов по существу.
Представитель ООО Якутское управление "ВСЭМ" в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, дал пояснения согласно изложенным в ней доводам. Просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Главтехнадзора при Правительстве Республики Саха (Якутия) с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 07.02.2012.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 14 июня 1994 года между ООО Якутское управление "ВСЭМ" и ООО "Электромонтажкомплект" заключен договор купли-продажи транспортного средства: экскаватор марки ЭО-2621 на базе трактора ЮМЗ-6АКЛ, модель двигателя Д-65Н, заводской номер машины (рамы) 735011, мощность двигателя 44,5/60,5.
09 июня 2011 года ООО Якутское управление "ВСЭМ" обратилось в инспекцию с заявлением о регистрации самоходной машины 1991 года выпуска и выдаче номерного знака на основании указанного договора.
В указанном заявлении указан номер двигателя Д-65Н N 1Д0063.
Инспекцией письмом от 27 июня 2011 года N 11/109 дан отказ в связи с отсутствием паспорта машины, как основного документа подтверждающего право собственности.
Не согласившись с отказом в регистрации самоходной техники, ООО Якутское управление "ВСЭМ" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании его незаконным.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на российскую территорию на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с российским законодательством путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено: зарегистрировать автомобиль необходимо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после его приобретения, таможенного оформления.
Регистрацию транспортных средств осуществляют:
- подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;
- органы государственного надзора над техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Из содержания указанных норм материального права следует, что регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.
Органы гостехнадзора осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о гостехнадзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 декабря 1993 года N 1291 и производят регистрацию поднадзорной техники с выдачей регистрационных документов и номерных знаков.
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Главгостехнадзоре) при Правительстве республики Саха (Якутия) действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Сха (Якутия) от 29 мая 1998 года N 229 "Об утверждении Положения о Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (главгостехнадзор) при Правительстве Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
На основании пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
По смыслу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" документом, подтверждающим возможность допуска самоходных машин к эксплуатации на территории Российской Федерации, является паспорт на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины.
Порядок государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 (далее - Порядок), в соответствии с которым государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час: тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины.
В соответствии с пунктом 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных 16 января 1995 года Первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (далее - Правила), регистрации подлежат в органах гостехнадзора тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см., не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.
В соответствии с пунктом 2.1 названных Правил машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины. Согласно пункту 2.8 названных Правил регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями- изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами- предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
В соответствии с Правилами регистрации регистрационные действия осуществляются при наличии определенных условий (пункты 1.4, 1.9, 1.13, 2.8), по результатам регистрации на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации и государственный регистрационный знак (пункт 2.12).
В силу пункта 2.8.6.2 Правил при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1 настоящих Правил.
Согласно пункту 2.8.6.1 Правил документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.
Таким образом, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании: - документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации; - паспорта самоходной машины, который содержит заводской номер машины (рамы).
Наличие паспорта самоходной машины является обязательным условием ее государственной регистрации, как в случае, если она состояла ранее на учете в органах Госгортехнадзора, так и в случае, если машина состояла ранее на таком учете.
Условия выдачи паспорта на самоходные машины определены Положением о паспорте на самоходные машины, тогда как государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, установлены Правилами, утвержденными Минсельхозпродом России от 16 января 1995 года (далее - Правила регистрации).
Согласно Положению о паспорте самоходной машины наличие паспорта, заполненного в установленном порядке, является обязательным условием для регистрации машин и допуска их к эксплуатации (пункт 1.5); паспорт выдается с заполнением предусмотренных в нем реквизитов государственными инспекциями Гостехнадзора на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных настоящим Положением (пункт 2.1). При внесении в паспорта изменений, владельцы обязаны предъявить машины для осмотра с целью сверки номерных агрегатов учетным данным (пункт 2.3); в паспорт вносятся сведения о машине в соответствии с данными предприятия-изготовителя (пункты 3.3 - 3.6).
Материалами дела установлено, что необходимые для государственной регистрации документы обществом не представлены.
Вместе с тем, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" установлено, что на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, паспорта выдаются органами Гостехнадзора.
Как следует из материалов дела, самоходная техника, за регистрацией которой обращалось Общество, выпущена до 1 сентября 1995 года.
В связи с этим, в рассматриваемом случае наличие паспорта самоходной машины не являлось обязательным условием для ее регистрации.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжаться своим имуществом принадлежит собственнику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на транспортное средство возникает из сделок дарения, купли - продажи и т.п. сделок после их заключения и передачи имущества.
В качестве документа, подтверждающего право собственности на самоходную машину, ООО Якутское управление "ВСЭМ" представило договор купли-продажи N 01 от 14.06.1994.
Согласно пункту 1 договора продавец (ООО "Электромонтажкомплект") передает в собственность покупателю (ООО Якутское управление "ВСЭМ") транспортное средство: эксковатор марки ЭО-2621 на базе трактора ЮМЗ-6АКЛ, модель двигателя Д-65Н, заводской номер машины (рамы 735011, мощность двигателя 44,5/60,5.
При этом паспорт машины представлен не был, что подтверждается заявлением общества, в котором указаны прилагаемые к нему документы. Номер двигателя указан только в заявлении на регистрацию.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что отсутствие указания на номера двигателя экскаватора в договоре N 01 купли-продажи транспортного средства от 14 июня 1994 года не позволяет полностью идентифицировать представленную для регистрации технику.
В исковом порядке право собственности на транспортное средство обществом не устанавливалось. В то время как в порядке Главы 24 АПК РФ данные обстоятельства установлению не подлежат.
При таких обстоятельствах, бесспорных доказательств, подтверждающих право собственности на самоходную машину с заявлением о регистрации которого обращалось в инспекцию общество, не представлено.
Между тем, номер двигателя самоходной машины указывается в паспорте и в свидетельстве о регистрации самоходной машины. Заявитель в установленном порядке за выдачей паспорта с соответствующим заявлением в инспекцию не обращался, в заявлении просьба об этом отсутствует, отказ инспекцией в выдаче паспорта не производился.
Исходя из приведенных норм права, установленных по делу обстоятельств, представленных сторонами доказательств и пояснений, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции дело рассмотрено полно и всесторонне, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 сентября 2011 года по делу N А58-4145/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 (далее - Порядок), в соответствии с которым государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см. и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час: тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины.
...
В силу пункта 2.8.6.2 Правил при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном частью первой п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в п. 2.8.6.1 настоящих Правил.
...
Материалами дела установлено, что необходимые для государственной регистрации документы обществом не представлены.
Вместе с тем, пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" установлено, что на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, паспорта выдаются органами Гостехнадзора.
...
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право распоряжаться своим имуществом принадлежит собственнику.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества."
Номер дела в первой инстанции: А58-4145/2011
Истец: ООО Якутское управление "ВСЭМ"
Ответчик: Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники "Главгостехнадзор" при Правительстве Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4145/11
11.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2692/12
21.03.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4816/11
29.02.2012 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4145/11
19.12.2011 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4816/11