г. Санкт-Петербург |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А56-52642/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Б. Лопато, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): представителя Н.В. Малушковой (доверенность от 01.09.2011)
от ответчика (должника): представителя М.А. Полуниной (доверенность от 29.12.2011 N 01-04-2626/11)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1891/2012) ООО "Гарант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.12.2011 по делу N А56-52642/2011 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое
по иску (заявлению) ООО "Гарант"
к ГАТИ Правительства Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления от 21.09.2011 N 3016, предписания от 21.09.2011
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гарант" (ОГРН 1057811561048, место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, 16-я линия, д.43, литер А, пом.2-Н) (далее - общество, заявитель, ООО "Гарант") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А) (далее - ГАТИ, административный орган) от 21.09.2011 N 3016 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 40156 от 08.09.2011, а также предписания от 21.09.2011 об устранении административного правонарушения.
Решением суда от 26.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Гарант" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное исследование судом обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения спора, и принять новый судебный акт по делу об удовлетворении требований заявителя. По мнению подателя жалобы, действующее законодательство, регулирующее порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, не содержит обязательного требования о согласовании размещения на них торговых павильонов с КГА и Администрациями районов Санкт-Петербурга, таким образом, общество неправомерно привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований Регламента внешнего благоустройства, в том числе пунктов 3.1 и 7.1 указанного Регламента. Кроме того, податель жалобы указывает на отсутствие его вины в совершении вменяемого правонарушения, поскольку у общества отсутствовала возможность по независящим от него обстоятельствам исполнить предписание от 01.07.2011 N 47943.
В судебном заседании представитель ООО "Гарант" поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ГАТИ возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 01.07.2011 ГАТИ вынесла предписание в связи с самовольной установкой трех торговых павильонов по адресу: Безымянный пер. (в зоне отвода земли РЖД) у Финляндского вокзала (л.д.13). Обществу предписано устранить допущенные нарушения путем представления согласования АПЗ (архитектурно-планировочного задания) с КГА и Администрацией Калининского района в срок до 01.08.2011.
Уполномоченным лицом ГАТИ на основании приказа от 03.08.2011 N 1531-кк в присутствии представителя общества и понятых была проведена внеплановая проверка с целью установления исполнения обществом предписания ГАТИ от 01.07.2011 N 47943, в ходе которой произведен осмотр территории, где установлены торговые павильоны ООО "Гарант", находящиеся по адресу: Безымянный пер. (в зоне отвода земли РЖД) у Финляндского вокзала.
Согласно акту проверки от 06.09.2011 и протоколу осмотра территории от 08.09.2011 установлено, что обществом в срок до 01.08.2011 не исполнено предписание от 01.07.2011 N 47943, не представлено утвержденное КГА и согласованное с Администрацией Калининского района архитектурно-планировочное задание (далее - АПЗ), на проверенной территории остались два торговых павильона, один павильон демонтирован и вывезен (л.д. 49-50, 56).
08.09.2011 должностным лицом ГАТИ с участием представителя общества был составлен протокол об административном правонарушении N 40156 (л.д.9), на основании которого 21.09.2011 вынесено постановление N3016 о привлечении ООО "Гарант" к административной ответственности на основании статьи 13 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N273-70), ему назначено наказание в виде наложения штрафа в размере 150000 руб. (л.д.10-12). Указанным постановлением обществу вменяется неисполнение предписания ГАТИ от 01.07.2011 N47943 в установленный срок (до 01.08.2011). Согласованное в КГА и Администрации района АПЗ на установку торговых павильонов не представлено.
В соответствии с предписанием ГАТИ от 21.09.2011 об устранении административного правонарушения по административному делу N 40156 от 08.09.2011 административный орган обязал общество устранить в срок до 25.10.2011 выявленное правонарушение путем представления согласования АПЗ КГА и Администрацией Калининского района (л.д.14).
Полагая привлечение к административной ответственности и вынесенное предписание незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав и оценив позиции представителей сторон, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Согласно пункту 1.2 Положения о Государственной административно-технической инспекции, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 223 (далее - Положение о ГАТИ), ГАТИ проводит государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных и строительных работ, а также координирует деятельность в данной сфере исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции, осуществляет функцию органов контроля за созданием, изменением, размещением, содержанием, ремонтом и использованием объектов благоустройства.
Статьей 13 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 установлена административная ответственность за неисполнение в срок письменного предписания исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного осуществлять контроль за созданием и размещением, содержанием и ремонтом, использованием объекта благоустройства, об устранении нарушения законодательства о благоустройстве.
Как следует из оспариваемого постановления, предписанием от 01.07.2011 N 47943 ГАТИ обязало общество устранить допущенное нарушение требований пунктов 3.1, 7.1 Регламента внешнего благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Администрации Санкт-Петербурга от 23.09.2002 N 1784-ра (далее - Регламент СПб), выразившееся в не представлении в установленный срок АПЗ на установку торговых павильонов, согласованного с КГА и Администрацией района.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" архитектурно-планировочное задание - комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 Регламента СПб создание и установка элементов внешнего благоустройства должны вестись в соответствии с согласованной проектной документацией.
Проектирование внешнего благоустройства в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Регламента с соблюдением градостроительного и историко-культурного законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга, действующих строительных, инженерных, санитарных и иных ведомственных норм и правил.
Пунктом 7.1 Регламента СПб установлено, что комплексные проекты и проекты отдельных видов внешнего благоустройства иных территорий ( то есть, кроме зоны А, включающей исторические части территории Санкт-Петербурга, и особо ценных в историко-культурном отношении) утверждаются КГА по согласованию с отраслевыми и территориальными исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
Поскольку согласно пункту 1.2 Регламента СПб павильоны отнесены к элементам внешнего благоустройства, общество обязано было согласовать их размещение с КГА и Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Регламента СПб.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о нахождении спорных павильонов на земельном участке, принадлежащем ОАО "РЖД", в пределах полосы отвода железных дорог, в связи с чем, по мнению ООО "Гарант", соблюдение требований Регламента СПб при размещении павильонов не обязательно, законодательство, регулирующее порядок использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, не содержит обязательного требования о согласовании размещения на них торговых павильонов с КГА и Администрациями районов Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 1.7 Регламента СПб Регламент действует на всей территории Санкт-Петербурга как субъекта Российской Федерации.
Требования Регламента обязательны для всех физических и юридических лиц, реализующих свои намерения по созданию и изменению элементов внешнего благоустройства, независимо от их имущественных прав на земельные участки, здания, сооружения и организационно-правовой формы (для юридических лиц).
Следовательно, независимо от принадлежности земельных участков, на которых находятся объекты внешнего благоустройства, в данном случае торговые павильоны, обязательным для лиц, их размещающих, является соблюдение требований Регламента СПб.
В письме ОАО "РЖД" от 21.03.2011 N 226/НОДРИ (л.д.99), на которое ссылается общество в подтверждение своего довода об отсутствии необходимости согласования размещения павильонов с КГА и Администрацией Калининского района, речь идет о передаче земельных участков, находящихся у ОАО "РЖД" на праве аренды, в пользование сторонним организациям без согласования с указанными государственными органами. Между тем, предписание от 01.07.2011 N 47943 не содержит требований по устранению нарушений в части неправомерного использования обществом земельного участка, принадлежащего ОАО "РЖД", а возлагает на него обязанность по соблюдению установленного Регламентом СПб порядка размещения на данном земельном участке объектов внешнего благоустройства.
Материалами дела подтверждается и обществом по существу не оспаривается размещение торговых павильонов обществом в отсутствие проектной документации, согласованной с КГА и Администрацией Калининского района.
В соответствии с пунктом 3.12 названного Положения ГАТИ вправе давать обязательные для исполнения предписания.
Таким образом, выданное ГАТИ предписание, за неисполнение которого общество привлечено к административной ответственности, не содержит противоречащих законодательству требований, в связи с чем обязательно для исполнения ООО "Гарант".
Обществом не исполнено в установленный срок (до 01.08.2011) предписание ГАТИ от 01.07.2011 N 47943. Факт правонарушения, выразившегося в неисполнении предписания ГАТИ, установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела (акт от 01.01.2011 приема-передачи земельного участка в пользование, акт от 01.05.2011 фактического использования земельного участка, акт осмотра от 06.09.2011, протокол осмотра территории от 08.09.2011 с приложенными фотографиями, объяснениями представителей общества от 06.08.2011 и от 08.09.2011, протокол об административном правонарушении от 08.09.2011 N 40156).
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
Обществом не представлены в материалы дела надлежащие доказательства наличия объективных причин, которые не позволили ему исполнить в установленный срок предписание ГАТИ от 01.07.2011 N 47943.
Доводы подателя жалобы о том, что им были приняты все зависящие от него меры для исполнения предписания от 01.07.2011 N 47943, однако он не имел возможности по независящим от него обстоятельствам выполнить действия, предусмотренные данным предписанием, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доказательств принятия необходимых мер для исполнения предписания в установленный срок (до 01.08.2011) заявителем не представлено, имеющееся в деле письмо КГА от 07.12.2011 N 1-1-74891/5 свидетельствует о том, что общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на установку торговых павильонов лишь 27.10.2011 (л.д.110-11), после вынесения оспариваемого постановления ГАТИ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, обществом не были предприняты все зависящие от него меры (необходимые и достаточные) по выполнению предписания административного органа в полном объеме при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что свидетельствует о наличии в его действиях вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 13 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции статьи 13 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении требования об оспаривании постановления ГАТИ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие такого акта закону и нарушение указанным актом гражданских прав.
В данном случае оспариваемое обществом предписание от 21.09.2011 об устранении административного правонарушения по делу N 401156, также как и предписание от 01.07.2011 N 47943, не содержит противоречащих нормам действующего законодательства требований, вынесено в пределах полномочий ГАТИ, установленных пунктом 3.12 Положения о ГАТИ, доказательства нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в деле отсутствуют.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания ГАТИ.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества отсутствуют.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, государственная пошлина в размере 2000 руб., излишне уплаченная обществом при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 декабря 2011 года по делу N А56-52642/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Гарант" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению
...
Доказательств принятия необходимых мер для исполнения предписания в установленный срок (до 01.08.2011) заявителем не представлено, имеющееся в деле письмо КГА от 07.12.2011 N 1-1-74891/5 свидетельствует о том, что общество обратилось с заявлением о выдаче разрешения на установку торговых павильонов лишь 27.10.2011 (л.д.110-11), после вынесения оспариваемого постановления ГАТИ.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, обществом не были предприняты все зависящие от него меры (необходимые и достаточные) по выполнению предписания административного органа в полном объеме при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, что свидетельствует о наличии в его действиях вины во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
...
Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, штраф назначен в пределах санкции статьи 13 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
...
Из содержания пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для принятия решения судом о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие такого акта закону и нарушение указанным актом гражданских прав."
Номер дела в первой инстанции: А56-52642/2011
Истец: ООО "Гарант"
Ответчик: Государственная административно-техническая инспекция Правительства Санкт-Петербурга