г. Самара |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А65-20258/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровым С.С.,
с участием:
от заявителя - Сафиуллин Р.Р., доверенность от 10 января 2012 г. N 3;
от Министерства здравоохранения Республики Татарстан - Стрюкова Т.А., доверенность от 11 января 2012 г. N 09-01/82;
от третьих лиц:
от Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - извещен, не явился;
от Кабинета Министров Республики Татарстан - Стрюкова Т.А., доверенность от 12 октября 2011 г. N 32-53/8589;
от МКУ Управление здравоохранением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился;
от Министерства финансов Республики Татарстан - извещен, не явился;
от Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
закрытого акционерного общества "Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 января 2012 г.
по делу N А65-20258/2011 (судья Абульханова Г.Ф.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района" (ИНН 1661005144, ОГРН 1021603884521), г. Казань,
к Министерству здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан, г. Казань,
Кабинет Министров Республики Татарстан, г. Казань,
МКУ Управление здравоохранением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, г. Казань,
Министерство финансов Республики Татарстан, г. Казань,
Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, г. Казань,
о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований, принятых судом) к Министерству здравоохранения Республики Татарстан (далее - заинтересованное лицо, министерство) о признании незаконным бездействия в невключении в Программу "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы", утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2011 г. N 179, и обязании включить заявителя в список медицинских организаций, участвующих в реализации Программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" по направлению "повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами - специалистами".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 января 2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что возникшие между сторонами правоотношения не могут рассматриваться как бездействие, поскольку министерство не бездействовало при получении обращений заявителя о включении его в Программу.
Заявителем пропущен трехмесячный срок подачи в арбитражный суд заявления о признании незаконным бездействия заинтересованного лица.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
В апелляционной жалобе указывает, что финансовое обеспечение региональных программ в целях внедрения стандартов медицинской помощи, повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, не ограничено организационно-правовой формой медицинских организаций.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 "Об утверждении правил финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования" одним из условий предоставления субсидий из бюджета ФФОМС на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации является наличие заключенных договоров между страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, предусматривающих условия использования средств, полученных на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.
Заявитель с одной из страховых медицинских организаций, работающих в системе ОМС, вышеуказанный договор заключил.
Заявитель оказывает бесплатные медицинские услуги в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования в Республике Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. N 1176 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан на 2011 год" и имеет соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Тем самым, заявителем были соблюдены все необходимые условия, предъявляемые нормативно-правовыми актами, для участия в реализации региональной программы модернизации здравоохранения.
Заявитель выполняет функции муниципального учреждения здравоохранения по оказанию амбулаторной медико-санитарной помощи жителям г. Казани. Тем самым, на заявителя должны распространяться все государственные гарантии, относящиеся в части выполняемых частным учреждением здравоохранения функций муниципального учреждения здравоохранения, в том числе федеральные программы финансирования и гарантии.
Трехмесячный срок для подачи заявления о признании незаконным бездействия заинтересованного лица не пропущен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан считает решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель на основании муниципального контракта от 30 декабря 2010 г. N 38 в 2011 г. оказывает медицинские услуги жителям Авиастроительного, Ново-Савиновского районов г. Казани в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2011 г. Количество, цена, перечень и виды медицинской помощи указываются в спецификации к муниципальному контракту.
Согласно спецификации (приложение N 1 к муниципальному контракту от 30 декабря 2010 г. N 38) заявитель оказывает медицинскую помощь в условиях дневного стационара, амбулаторно-поликлиническую помощь, зоной обслуживания вышеназванной амбулаторно-поликлинической деятельности является прикрепленное население Авиастроительного и Ново-Савиновского районов г. Казани (л.д. 9-13).
В целях повышения доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами - специалистами (врачами - узкими специалистами), в рамках Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" и Программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011 - 2012 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2011 г. N 179 (далее - Программа модернизации) был повышен тариф стоимости посещения за счет средств ФФОМС, которые были направлены на дополнительное стимулирование труда медицинских работников амбулаторно-поликлинических учреждений за оказание дополнительной медицинской помощи, за исключением врачей и медицинских сестер общей практики.
Данное направление Программы модернизации было внедрено во всех государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Заявитель обратился в адрес министерства с письмом от 15 апреля 2011 г. N 325, в котором просил включить его в список медицинских организаций, участвующих в реализации Программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" (л.д. 12).
Считая, что министерство бездействует и не включает его в Программу "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы", заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 326-ФЗ) предусмотрено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2011 г. N 179 утверждена Программа "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы".
Проект Программы прошел общественное обсуждение, имеются согласования проекта Комитетом государственного совета Республики Татарстан по социальной политике (от 09 октября 2010 г. N 13-6-567), Ассоциацией медицинских работников Республики Татарстан (от 08 октября 2010 г. N АМР/11-2010), Экспертным Советом Татарстанского Регионального отделения ВПП "Единая Россия" (от 08 октября 2010 г. N РИК/1-118).
Пунктом 2 Порядка реализации мероприятий программы "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" и расходования на территории Республики Татарстан средств на указанную программу, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 марта 2011 г. N 245, установлено, что финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) бюджету Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (далее - Фонд), и средств бюджета Республики Татарстан в части расходов на укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и за счет субсидий, предоставляемых из бюджета ФФОМС бюджету Фонда, и средств бюджета Фонда на внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.
В соответствии с п. 7 ст. 50 закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила финансового обеспечения).
Пунктом 13 Правил финансового обеспечения предусмотрено, что страховая медицинская организация (при ее отсутствии - территориальный фонд) перечисляет средства на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в срок не позднее 2 рабочих дней со дня их получения:
а) на счет медицинской организации, являющейся автономным учреждением, открытый в кредитной организации, или на лицевой счет этой организации, открытый в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации либо муниципального образования;
б) на лицевой счет медицинской организации, являющейся бюджетным учреждением, открытый в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации либо муниципального образования;
в) на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке на счет по учету средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования и доведения до медицинской организации, являющейся казенным учреждением, лимитов бюджетных обязательств в размере поступивших в соответствующий бюджет указанных средств. Средства, перечисляемые до 1 января 2012 г. медицинской организации, являющейся казенным учреждением, подлежат отражению на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства (в соответствующем разделе для учета операций по приносящей доход деятельности), либо на лицевом счете, открытом этой организации в финансовом органе субъекта Российской Федерации либо муниципального образования, в порядке, предусмотренном для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности.
То есть указанными нормативными актами установлено, что средства на повышение доступности амбулаторной медицинской помощи перечисляются на счета медицинских организаций, являющихся автономными учреждениями, бюджетными учреждениями либо казенными учреждениями.
Заявитель не относится ни к автономным, ни к бюджетным, ни к казенным учреждениям.
Следовательно, у заявителя отсутствует право на включение в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации и на получение соответствующего финансирования за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Довод заявителя о том, что финансовое обеспечение региональных программ не ограничено организационно-правовой формой медицинских организаций, опровергается положениями, закрепленными в постановлении Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 85, согласно которым средства перечисляются на счет именно автономных, бюджетных либо казенных учреждений. Данный нормативный акт в установленном порядке не отменен, не обжалован и не признан недействующим.
В случае внесения изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 в части возможности выделения субсидий медицинским организациям иных организационно-правовых форм, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заявитель не лишен права на подачу соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Таким образом, заявитель не доказал со ссылкой на нормы законодательства, что он должен быть включен в региональную программу модернизации здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, материалами дела опровергается факт бездействия заинтересованного лица.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании обращений заявителя Министерство здравоохранения Республики Татарстан обратилось к Президенту Республики Татарстан с письмом от 05 мая 2011 г. N 09-01/3439, в котором просило включить в Программу негосударственные медицинские организации и выделить дополнительные средства для участия негосударственных медицинских организаций в Программе (л.д. 102-103).
На данное письмо в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан имеется заключение Министерства финансов Республики Татарстан (от 05 июня 2011 г. исх. N 10-81/3630) о необходимости получения согласования включения негосударственных организаций здравоохранения в Программу модернизации с министром здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А. Голиковой в связи с предоставлением субсидий на реализацию Программы из Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Следовательно, возникшие между сторонами правоотношения не могут рассматриваться как бездействие.
Арбитражный апелляционный суд также обращает внимание на тот факт, что заявитель обратился в суд с требованием к ненадлежащему лицу.
Поскольку программа "Модернизация здравоохранения Республики Татарстан на 2011-2012 годы" утверждена постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 марта 2011 г. N 179, то и все изменения (дополнения) указанного документа должны также утверждаться Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Судом первой инстанции также обоснованно указано на пропуск заявителем срока для обращения в суд с настоящими требованиями.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
В рассматриваемом случае заявитель обратился к заинтересованному лицу с письмом 15 апреля 2011 г. (л.д. 12). Следовательно, трехмесячный срок на обжалование бездействия истек 15 августа 2011 г. (с учетом срока для принятия решения и дачи ответа).
Однако с заявлением о признании бездействия заинтересованного лица незаконным заявитель обратился в суд только 31 августа 2011 г.
Доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин пропуска указанного срока, заявителем суду не представлены.
Довод заявителя о том, что он повторно обращался к заинтересованному лицу с письмом 07 июля 2011 г. и что с даты обращения с данным письмом необходимо отсчитывать установленные сроки, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку бездействие лица следует исчислять с даты, когда данное лицо обязано было совершить (выполнить) определенное действие.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 11 января 2012 г. по делу N А65-20258/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 326-ФЗ) предусмотрено, что в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь.
...
В соответствии с п. 7 ст. 50 закона N 326-ФЗ предусмотренные в бюджете Федерального фонда средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011 - 2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Правила финансового обеспечения).
...
Довод заявителя о том, что финансовое обеспечение региональных программ не ограничено организационно-правовой формой медицинских организаций, опровергается положениями, закрепленными в постановлении Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 85, согласно которым средства перечисляются на счет именно автономных, бюджетных либо казенных учреждений. Данный нормативный акт в установленном порядке не отменен, не обжалован и не признан недействующим.
В случае внесения изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 в части возможности выделения субсидий медицинским организациям иных организационно-правовых форм, участвующим в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, заявитель не лишен права на подачу соответствующего заявления в уполномоченный орган."
Номер дела в первой инстанции: А65-20258/2011
Истец: ЗАО "Консультативно-диагностический центр Авиастроительного района", г. Казань
Ответчик: Министерство здравоохранения Республики Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани, Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, г. Казань, МКУ Управление здравоохранения ИК МО г. Казани, Управление Федерального казначейства по РТ
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2072/12