г. Ессентуки |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А20-3423/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петросян Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2012 по делу N А20-3423/2011
по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР (ИНН 0721010358, ОГРН 1050700205270)
о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику (ИНН 0726000018, ОГРН 1090721002371)
и Управления Федеральной налоговой службы России по КБР (ИНН 0721009610, ОГРН 1040700231758) (судья Добагова Л.К.),
при участии в судебном заседании:
- от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР: Кушхов А.А. (доверенность N ФС-ВТ-2/351 от 21.03.2012);
- от Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику КБР: Мазанов А.Х. (доверенность N 03-11/00011 от 10.01.2012),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику от 22.07.2011 N 17920 и Управления Федеральной налоговой службы России по КБР от 26.09.2011 N 61-АП.
В последующем, Управление уточнило заявленные требования и просило признать недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику (далее - инспекция, ) от 22.07.2011 N 17920 и Управления Федеральной налоговой службы России по КБР от 26.09.2011 N 61-АП (далее - УФНС России по КБР) в части взыскания земельного налога за 2010 г. в сумме 549 275 рублей, пени в размере 13 916 рублей 65 копеек, привлечения Управления к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 129 507 рублей; заявил ходатайство об уменьшении штрафа, предусмотренного статьей 122 НК РФ до 10 000 рублей.
Решением суда от 31.01.2012 удовлетворены требования Управления частично. Признано недействительным решение инспекции от 22.07.2011 N 17920 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2010 г. в сумме 549 275 рублей, пени в размере 13 916 рублей 47 копеек, привлечения Управления к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 119 507 рублей, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации. В остальной части заявленных требований отказано. Также взыскано с инспекции в пользу Управления судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с таким решением суда, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании 21.03.2012 представитель инспекции просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, сослался на доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
УФНС России по КБР о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем в деле имеются соответствующие уведомления, в суд полномочных представителей не направило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена судом в отсутствие УФНС России по КБР, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации Управления по земельному налогу за 2010 год.
Результаты проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2010 год налоговый орган зафиксировал в акте проверки от 18.04.2010 N 6037, которым было предложено взыскать с налогоплательщика налог на землю в сумме 823 995 рублей, начислить пени на несвоевременно перечисленный налог, а также привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
На основании поданного на данный акт письменного возражения, проведены дополнительные мероприятия налогового контроля. По результатам принято решение от 22.07.2011 N 17920, которым Управление привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, Управлению доначислено 686 535 рублей земельного налога, 16 937 рублей 47 копеек пеней и 129 507 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Основанием принятия решения послужило неправильное определение налоговой базы и отсутствие у налогоплательщика права на применение ставки для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры.
Решением УФНС России по КБР от 26.09.2011 N 61-АП апелляционная жалоба Управления на указанное решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
Управление в порядке статей 137, 138 Кодекса обжаловало решения налоговой инспекции и УФНС России по КБР в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными в случае, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно статье 390 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 391 Кодекса налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 28.10.2005 "О земельном налоге" установлены налоговые ставки в процентах к налоговой базе в следующих размерах: 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
(в ред. Решения Нальчикского городского Совета местного самоуправления от 18.04.2008) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно базе данных инспекции с 17.12.2005 за Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КБР числится земельный участок площадью 15 290 кв.м. с кадастровым номером 07:09:0102012:0008.
В соответствии с Постановлением Правительства КБР от 24.12.2009 N 324-ПП "О результатах актуализации государственной оценки земель населенных пунктов КБР", вступившем в силу с 01.01.2010, и приложением N 1 к указанному Постановлению земельный участок с кадастровым номером 07:09:0102012:0008 имеет кадастровую стоимость 121 218 814 рублей.
Распоряжением Министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам N 217 от 02.06.2010 (далее - Распоряжение N 217 от 02.06.2010) земельный участок, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул. Калюжного, 8, кадастровый номер 07:09:0102012:0008 общей площадью 15 290,0 кв.м. разделен на два обособленных земельных участка площадью 13 858,0 кв.м. и площадью 1 432,0 кв.м.; прекращено право постоянного (бессрочного) пользования Управления земельным участком, площадью 13 858,0 кв.м.
Управление зарегистрировало право пользования земельным участком, площадью 1 432,0 кв.м. (кадастровый номер 07:09:0102012:26) только 12.07.2010.
Таким образом, с 12.07.2010 площадь земельного участка, предоставленного обществу, уменьшена до 1 432 кв.м. и, соответственно, уменьшилась стоимость этого земельного участка до 11 352 867 рублей.
Управлением в проверенной декларации по налогу на землю за 2010 год произведен расчет данного налога: стоимость земельного участка определена в размере 11 352 867 рублей с начала налогового периода, исходя из площади 1 432 кв.м., всего земельный налог за 2010 год исчислен в размере 170 293 рублей.
В решении от 22.07.2011 N 17920 указано, что земельный налог был пересчитан на основании Распоряжения N 217 от 02.06.2010, а не с даты выдачи свидетельства о государственной регистрации права от 12.07.2010. И земельный налог с земельного участка (07:09:0102012:0008) за пять месяцев владения составил 745 495 рублей (121 218 814х 1,5%х К2 = 745 495 рублей, где К2=0,4166 (отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде). Земельный налог за 2010 год Управлением исчислен 170 293 рубля, всего по камеральной проверке 856 828 рублей, отличие 686 535 рублей.
Управлением представлен контррасчет земельного налога, согласно которому налог за 2010 год составил 307 603 рубля (137 310 рублей за владение земельным участком 07:09:0102012:0008; 170 293 рубля за владение земельным участком 07:09:0102012:0026).
При этом Управление считает, что ставка налога по земельному участку 07:09:0102012:0008 составляет 0,3%, поскольку земельный участок с кадастровым номером 07:09:0102012:0008 общей площадью 15 290,0 кв.м. занят объектами инженерной инфраструктуры - по земельному участку проходят кабельные линии, отходящие от п/ст "Нальчик-110", по которым обеспечивается электроснабжение промышленных предприятий и потребителей г. Нальчика, а использование земельного участка в рамках разрешенного вида землепользования (для общественно-деловых целей) не представляется возможным в связи с наличием запрета Управления архитектуры и градостроительства.
Из содержания пункта 1 статьи 394 НК РФ следует, что в обоснование правомерности применения пониженной ставки земельного налога налогоплательщик должен представить доказательства того, что данные участки либо заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, либо предоставлены для жилищного строительства.
Из кадастрового плана земельного участка без даты и номера следует, что земельный участок, площадью 15 290 кв.м. (07:09:0102012:0008) имеет категорию земель "земли населенных пунктов" и вид разрешенного использования "для общественно-деловых целей".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к общественно-деловым зонам.
В силу пункта 6 статьи 85 ЗК РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом при исчислении земельного налога применена пониженная ставка налога в размере 0,3%, установленная законом для ограниченной категории земельных участков: занятых жилищным фондом (объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) либо приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Понятие объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в НК РФ и иных нормативных правовых актах не определено и допускает неоднозначное толкование, при этом в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" содержится определение системы коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с данной статьей, системы коммунальной инфраструктуры - это совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Как следует из указанных положений, для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.
Согласно письму от 12.08.2011 ОАО "МРСК Северного Кавказа" на земельном участке, расположенном по адресу: г. Нальчик, ул. Калюжного, 8, проходят кабельные линии, отходящие от подстанции "Нальчик-110", по которым обеспечивается электроснабжение и потребителей г. Нальчика, т.е. предназначены для использования для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования г. о. Нальчик.
Также в соответствии с письмом от 05.04.2011 N 1-04/537 Управление архитектуры и градостроительства местной администрации г.о. Нальчик сообщило Управлению, что использование указанного земельного участка для строительства зданий и сооружений не представляется возможным.
Учитывая, на спорном земельном участке расположены объекты инженерной инфраструктуры, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным применение Управлением налоговой ставки 0,3% для расчета земельного налога.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Инспекция начислила Управлению за просрочку уплаты налога за период с 22.02.2011 по 30.05.2011 пени в размере 16 937 рублей 47 копеек.
В связи с изложенным и тем, то Управление не доплатило земельный налог в размере 137 310 рублей, пеня за период просрочки с 22.02.2011 по 30.05.2011 составляет 3 021 рубль (137 310 рублей х 96 дней х 8,25% / 360 дней).
Таким образом, требование Управления в части признания недействительным решения от 22.07.2011 N 17920 в части пени в размере 13 916 рублей 47 копеек суд первой инстанции верно посчитал обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с неполной уплатой Управлением земельного налога налоговая инспекция приняла решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде штрафа в размере 129 507 рублей.
Согласно статье 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Как указано выше, сумма неуплаченного земельного налога составляет 137 310 рублей. Следовательно, сумма штрафа по статье 122 НК РФ составит 27 462 рубля.
Таким образом, решение от 22.07.2011 N 17920 части начисления Управления штрафа в размере 27 462 рублей суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным.
Управлением заявлено ходатайство об уменьшении суммы штрафа до 10 000 рублей в связи с отсутствием финансирования и тяжелым материальным положением.
Статьей 112 Кодекса предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По правилам пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса предусмотрено, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются и иные обстоятельства (помимо указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 112 Кодекса), которые могут быть признаны судом смягчающими ответственность.
На основании пункта 3 статьи 114 Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, поэтому при наличии соответствующих смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В качестве смягчающих обстоятельств суд первой инстанции обоснованно учел однократность допущенного налогового правонарушения, тяжелое финансовое положение Управления и уменьшил размер штрафа по статье 122 НК РФ до 10 000 рублей.
Доводы инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2012 по делу N А20-3423/2011.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31.01.2012 по делу N А20-3423/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
...
Согласно статье 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).
Как указано выше, сумма неуплаченного земельного налога составляет 137 310 рублей. Следовательно, сумма штрафа по статье 122 НК РФ составит 27 462 рубля.
...
По правилам пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при наложении санкций.
...
Пунктом 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что статьей 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, поэтому при наличии соответствующих смягчающих обстоятельств суд может уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В качестве смягчающих обстоятельств суд первой инстанции обоснованно учел однократность допущенного налогового правонарушения, тяжелое финансовое положение Управления и уменьшил размер штрафа по статье 122 НК РФ до 10 000 рублей."
Номер дела в первой инстанции: А20-3423/2011
Истец: Управления Федеральной службы по ветеренарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: ИФНС России N2 по г. Нальчику, УФНС России по КБР
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы России N 2 по г. Нальчику Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной налоговой службы России по КБР