г. Вологда |
|
19 марта 2012 г. |
Дело N А05-10729/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Петровой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 января 2012 года по делу N А05-10729/2011 (судья Шапран Е.Б.),
установил
Территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Каргопольское лесничество (ОГРН 1072918001056; далее - Лесничество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Заречье" (ОГРН 1062918013091; далее - Общество) 579 308 руб. 45 коп. долга по арендной плате, не внесенной по срокам до 15.07.2011 и 15.09.2011, а также 32 617 руб. 33 коп. пеней за просрочку внесения арендной платы.
Общество предъявило встречный иск, в котором просило признать расчет арендной платы в части минимального размера, установленный в пункте 2.1 договора аренды от 07.08.2009 N 725, не соответствующим пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также обязать министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - Министерство) провести зачет излишне уплаченной арендной платы в счет платежей по срокам 15.09.2011, 15.11.2011 и 15.12.2011 (в части минимального размера) и по сроку 15.09.2011 (в части превышений).
Определением суда от 03 ноября 2011 года к участию в деле в качестве ответчика по встречному иску привлечено Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356).
В ходе судебного разбирательства Лесничество уменьшило свои требования по размеру, и просило взыскать с Общества долг в части минимального размера арендной платы в сумме 78 704 руб. в федеральный бюджет по сроку 15.09.2011 и в части превышений в сумме 10 руб. 95 коп. за 2010 год. Требование о взыскании пеней поддержало в первоначальном размере.
Общество также уточнило свои встречные требования по размеру, просило обязать Министерство:
1) принять меры по зачету 139 976 руб. 50 коп. излишне уплаченной в 2011 году арендной платы в счет уплаты арендной платы в части минимального размера, в том числе в счет уплаты по сроку до 15.09.2011 в сумме 13 325 руб. 50 коп., по сроку до 15.11.2011 в сумме 63 325 руб. 50 коп. и по сроку до 15.12.2011 в сумме 63 325 руб. 50 коп., а в отношении оставшейся переплаты в сумме 139 523 руб. - принять меры по возврату денежных средств на расчетный счет Общества.
2) принять предусмотренные законом меры по зачету излишне уплаченной арендной платы в сумме 162 661 руб. 80 коп. в 2011 году в части превышений минимального размера в счет уплаты арендной платы по сроку до 15.11.2011.
Уточнение сторонами исковых требований принято судом.
Решением суда от 11 января 2012 года в удовлетворении первоначального иска отказано.
Встречный иск удовлетворен частично. Суд обязал Министерство принять предусмотренные законом меры в отношении излишне уплаченной Обществом арендной платы в сумме 279 499 руб. 50 коп. в 2011 году по срокам до 15.02.2011, 15.03.2011, 15.05.2011, 15.07.2011 в части минимального размера, а именно:
1) принять меры по зачету 139 976 руб. 50 коп. в счет уплаты арендной платы в части минимального размера, в том числе в счет уплаты по сроку до 15.09.2011 в сумме 13 325 руб. 50 коп., по сроку до 15.11.2011 в сумме 63 325 руб. 50 коп. и по сроку до 15.12.2011 в сумме 63 325 руб. 50 коп.
2) принять меры по возврату 139 523 руб. излишне уплаченной арендной платы в части минимального размера на расчетный счет Общества.
Суд обязал Министерство принять предусмотренные законом меры по зачету излишне уплаченной Обществом арендной платы в сумме 162 661 руб. 80 коп. в 2011 году по срокам до 15.02.2011, 15.03.2011, 15.05.2011, 15.07.2011 в части превышений минимального размера в счет уплаты арендной платы по сроку по 15.11.2011.
В удовлетворении встречного иска в остальной части отказано.
С Министерства в пользу Общества взыскано 4000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины по встречному иску.
Обществу возвращено из федерального бюджета 1185 руб. 84 коп. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 31.10.2011 N 449 за рассмотрение встречного иска.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Расчет арендной платы на 2011 год произведен Министерством правомерно, с учетом норм законодательства и условий договора аренды. Протокол согласования цены арендной платы на 2011 год сторонами подписан без разногласий.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 07.08.2009 Департаментом лесного комплекса Архангельской области, правопреемником которого является Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 725 аренды лесного участка.
Согласно указанному договору (в редакции соглашения о внесении изменений от 03.08.2010 N 1) Обществу в аренду предоставляется лесной участок общей площадью 12 602 га - участок совхоза "Ухотский" и участок совхоза "Штурм" в Ухотском участковом лесничестве Каргопольского лесничества. Лесной участок предоставляется для заготовки древесины в объеме 15 700 куб.м. в год, в том числе 14 100 куб.м. в порядке сплошных рубок и 1600 куб.м. в порядке выборочных рубок.
Согласно пункту 1.1 договор аренды заключается по результатам аукциона на срок по 06 августа 2058 года.
Государственная регистрация договора аренды N 725 произведена 26.08.2009. Соглашение о внесении изменений от 03.08.2010 N 1 зарегистрировано 18.08.2010.
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи от 07.08.2009.
Согласно пункту 3.4.2 договора аренды Общество обязалось вносить арендную плату в размере и сроки, установленные ежегодно подписанным сторонами Протоколом согласования цены арендной платы.
В пункте 2.1 договора установлено, что годовой размер арендной платы определен на основании Протокола о результатах аукциона от 27.07.2009 N 2/09-2 путем перемножения начальной цены аукциона на коэффициент аукционной надбавки - 1,85. При этом начальная цена аукциона установлена как произведение минимального размера арендной платы, определенного в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, и сложившегося коэффициента превышения минимального размера - 1,7.
Как следует из Протокола согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2009 год, минимальный размер арендной платы определен исходя из средней стоимости 1 куб.м. древесины, рассчитанных по данному лесному участку на 2009 год, в размере 61,4 руб. (по сплошным рубкам) и 30,7 руб. (по выборочным рубкам).
Указанные ставки арендной платы были выставлены на аукцион как плата за использование лесного участка.
В Протоколе согласования размера арендной платы (Приложение N 4 к договору аренды) также указано, что данные ставки рассчитаны с применением постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением коэффициента индексации ставок, устанавливаемого федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.
В пункте 2.5 договора от 07.08.2009 N 725 предусмотрено, что арендная плата вносится периодическими платежами в процентном отношении от годового размера, а именно: до 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 мая - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
Согласно подписанному сторонами Протоколу арендной платы на 2009 год ее размер составляет 1 158 811 руб. (пропорционально периоду действия договора - 147 дней, начиная с 26.08.2009 - даты регистрации договора).
На 2010 год сторонами подписан измененный (с учетом соглашения N 1 от 03.08.2010) Протокол согласования размера арендной платы, согласно которому ее годовой размер составил 1 114 919 руб. При этом при расчете арендной платы минимальный размер был определен исходя из средней стоимости 1 куб.м. древесины по поданной Обществом лесной декларации на 2010 год, в том числе ставка по сплошным рубкам применена в размере 23,79 руб. за куб.м., по выборочным - 11, 90 руб.
Размер арендной платы на 2011 год установлен в сумме 2 877 234 руб. При расчете минимального размера арендной платы на 2011 год арендодателем была вновь применена средняя ставка арендной платы, принятая на момент заключения договора в 2009 году, а именно 61, 40 руб. по сплошным рубкам, и 30,7 руб. - по выборочным рубкам.
Протокол согласования арендной платы на 2011 год подписан арендатором.
Ссылаясь на то, что Общество не внесло арендную плату, предусмотренную Протоколом на 2011 год, Лесничество обратилось в суд с требованием о взыскании долга и пеней за просрочку платежа.
Общество, полагая, что задолженности не имеется, а имеется переплата в связи с тем, что при определении ставки платы за лесные ресурсы неверно применялись разряды такс, что привело к завышению арендной платы, предъявило встречный иск о признании незаконным расчета арендной платы и обязании принять меры по зачету излишне уплаченной арендной платы.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал встречный иск подлежащим удовлетворению частично, в удовлетворении первоначального иска отказал.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов в Российской Федерации является платным.
Статья 73 ЛК РФ предусматривает определение размера арендной платы при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на основе минимального размера арендной платы, определяемого как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 названной статьи ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно пункту 3 примечаний к таблице N 1 названного Постановления ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Указанная правовая норма свидетельствует о том, что разряд такс определяется исходя из удаления центра лесного квартала от пункта возможной погрузки.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела спор между сторонами возник из-за величины ставок арендной платы, примененных в 2011 году, размер которых зависит от разряда такс.
Материалами дела подтверждается, что на момент проведения аукциона и заключения договора аренды с Обществом, разряды такс лесного участка были определены на основании имевшихся и действовавших материалов лесоустройства 1989 года (Проект плана ведения лесного хозяйства Каргопольского межхозяйственного лесхоза).
Согласно указанным материалам лесные участки совхоза "Ухотский" и совхоза "Штурм" в Ухотском лесничестве Каргопольского лесхоза относились к 1-му и 2-му разряду такс.
В 2009 году были проведены новые лесоустроительные работы по распределению лесов по разрядам такс, на основании которых Департаментом принято распоряжение от 10.12.2009 N 431.
Согласно Приложению к указанному распоряжению, вступившему в силу с 01.01.2010, участки совхозов "Ухотский" и "Штурм" в Ухотском участковом лесничестве отнесены к 5-му и 6-му разряду такс.
Поскольку на момент заключения договора аренды иных материалов, нежели материалов лесоустройства 1989 года, ни у арендодателя, ни у арендатора не имелось, а согласно им передаваемые лесные участки относились к 1-му и 2-му разряду такс, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что определение ставки арендной платы исходя из данных разрядов такс до 01.01.2010 является законным и обоснованным.
Вместе с тем с момента изменения разряда такс на арендованных Обществом участках в связи с установлением иного места погрузки древесины в результате проведения новых лесоустроительных работ, т.е. с 01.01.2010 ставки арендной платы должны определяться исходя из 5-го и 6-го разряда такс.
В связи с этим Арбитражный суд Архангельской области обоснованно указал на то, что в протоколе согласования размера арендной платы на 2011 год размер платы является необоснованно завышенным. Общество произвело оплату за 2011 год в большем размере, следовательно, вправе претендовать на зачет излишне уплаченной арендной платы в счет оставшихся платежей за 2011 год, а в части, превышающей сумму зачета, - требовать возврата уплаченных денежных средств.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества об обязании Министерства принять меры по зачету 139 976 руб. 50 коп. в счет уплаты арендной платы в части минимального размера, а также по возврату 139 523 руб. излишне уплаченной арендной платы в части минимального размера на расчетный счет Общества. С учетом удовлетворения встречного иска требование о взыскании долга в части минимального размера арендной платы в сумме 78 704 руб. по сроку 15.09.2011 обоснованно оставлено судом без удовлетворения.
Требование Общества о понуждении Министерства принять предусмотренные законом меры по зачету излишне уплаченной арендной платы в сумме 162 661 руб. 80 коп. в 2011 году в части превышений минимального размера в счет уплаты арендной платы по сроку 15.11.2011 также удовлетворено судом.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции в данной части.
Кроме того, Общество в рамках заявленного им встречного иска, просило признать расчет арендной платы в части минимального размера, установленный в пункте 2.1 договора аренды от 07.08.2009 N 725, не соответствующим пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В пункте 2.1 договора аренды от 07.08.2009 N 725 определена твердая сумма годового размера арендной платы, а также указано на то, что такой размер определен на основании Протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков от 27.07.2009 N 2-09/2.
Поскольку Общество не обосновало, каким образом оспариваемый пункт договора противоречит и не соответствует пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении указанного требования.
Требование о взыскании с Общества пеней за просрочку оплаты, заявленное Лесничеством в рамках первоначального иска, отклонено судом со ссылкой на то, что первоначальный расчет пеней произведен заявителем неверно, а иного расчета не имеется.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда обоснованным.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11 января 2012 года по делу N А05-10729/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 4 названной статьи ЛК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
...
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции в данной части.
Кроме того, Общество в рамках заявленного им встречного иска, просило признать расчет арендной платы в части минимального размера, установленный в пункте 2.1 договора аренды от 07.08.2009 N 725, не соответствующим пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
...
Поскольку Общество не обосновало, каким образом оспариваемый пункт договора противоречит и не соответствует пункту 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении указанного требования."
Номер дела в первой инстанции: А05-10729/2011
Истец: территориальный орган министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - Каргопольское лесничество
Ответчик: ООО "Заречье"
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области