Кого в первую очередь проверят налоговики
Теперь налогоплательщики могут определить сами, ждать ли им в скором времени выездную проверку. Это стало возможно после опубликования критериев, которыми будут руководствоваться инспекторы для ее проведения.
Приказом от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ налоговая служба утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. На основании этой Концепции был подготовлен такой документ, как "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок" (далее - критерии оценки).
Зачем налоговикам нужны критерии оценки
Ни для кого не секрет, что в последние годы подход налоговых органов к выездным проверкам сильно изменился. Время бесполезных проверок ушло. Сейчас налоговики серьезно озабочены результативностью налоговой проверки, в том числе в случае судебных разбирательств. В связи с этим особое внимание уделяется предварительной подготовке контрольных мероприятий и высокому качеству их проведения. Для этого налоговый орган должен особенно тщательно подойти к выбору объекта проведения проверки и определить ее целесообразность.
Чем новый документ может помочь бухгалтеру
Знание критериев оценки поможет снизить риск появления в офисе налоговых инспекторов. По сути, в документе приведен алгоритм отбора кандидатов для проверки. Бухгалтеру важно заранее знать, на что обращают внимание инспекторы.
Дело в том, что отбор налогоплательщиков осуществляется на основе анализа определенных финансово-экономических показателей: сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей и их динамики, показателей налоговой и бухгалтерской отчетности, а также на основании исследования факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
С помощью этих данных налоговые инспекторы определяют полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных организаций, а также выявляют противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах.
Далее рассмотрим критерии, связанные с таким участком бухгалтерского учета, как зарплата.
Внимание: низкая заработная плата
Одним из критериев, позволяющих отнести организацию к кандидатам на выездную проверку, является низкая заработная плата по сравнению с аналогичными предприятиями в определенной отрасли. В группу риска попадают компании, которые оформляют дополнительные выплаты через премии и надбавки, предприятия, зарплатные ведомости которых не соответствуют суммам, указанным в объявлениях о вакансиях.
Заинтересовать могут высокие зарплаты рядовых сотрудников по сравнению с руководящим звеном. Низкая зарплата позволяет налоговикам предположить, что основная ее часть выдается в конвертах, а организация недоплачивает ЕСН и страховые отчисления.
Как инспекторы могут выявить низкую зарплату
У инспекторов наработаны способы выявления данного факта. Необходимые сведения они могут получить, анализируя декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и справки по форме 2-НДФЛ.
Сначала инспекторы отслеживают, уплачена ли сумма НДФЛ. Она должна составлять около 13% от базы для начисления страховых взносов в ПФР, указанной в сданном отчете. Полученную сумму сравнивают с реальными поступлениями НДФЛ. Если показатели разные, это будет свидетельствовать о том, что, возможно, налог не перечислен.
Затем устанавливается средний уровень зарплаты сотрудников. Для расчета используют отчетность по ЕСН и страховым взносам в ПФР.
Для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, сумму строк раздела 2 расчета авансовых платежей по ЕСН (строка 0100 графы 3 + строка 1000 графы 3 + строка 1100 графы 3) нужно разделить на количество работников (строка 040 графы 6 раздела 2.1 Расчета авансовых платежей по ЕСН) и далее разделить на количество месяцев.
Более того, для повышения точности расчета среднемесячных выплат на одного работника вместо показателя численности может быть использован показатель среднесписочной численности работающих. После этого остается только сравнить полученные показатели заработной платы со среднеотраслевыми.
Источники информации о среднем уровне заработной платы
Как сказано в критериях оценки, сведения о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту РФ можно получить из таких источников, как:
1) официальные сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Адреса сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстата) находятся на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстата) www.gks.ru;
2) сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстата) (статистический сборник, бюллетень и др.);
3) по запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, управление ФНС России по субъекту Российской Федерации);
4) официальные сайты управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей. Информация об адресах сайтов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru.
Если инспекторы выявили занижение зарплаты
Если сотрудники инспекции установят, что зарплата не соответствует среднеотраслевой, они сделают вывод о выплате зарплаты в конвертах. Соответственно налогоплательщик автоматически становится кандидатом на выездную проверку.
Результатом ревизии может стать доначисление недоплаченных ЕСН и НДФЛ, которые будут определены в соответствии со статьей 31 НК РФ. Это значит, что сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, инспекторы рассчитывают уже не по данным проверяемой фирмы, а на основании информации о деятельности аналогичных налогоплательщиков. Такие данные можно получить, например, от Федеральной службы государственной статистики с учетом вида деятельности организации.
Как инспекторы доказывают свою позицию
Если организация попытается оспорить данные решения, необходимо знать, какими доказательствами пользуются налоговики в суде по данной категории дел. Инспекторы могут привести:
- показания работников организации;
- данные органов статистики за период, в котором организация выплачивала работникам зарплаты;
- данные Государственного центра занятости населения и ПФР;
- факт несоответствия сумм заработной платы работников одной специальности и разряда, а также неестественной разницы в окладах;
- факт несоответствия размеров зарплат персонала компании на предшествующем и новом местах работы;
- объявления о вакансиях, в которых была указана заработная плата больше официальной;
- сведения о движении средств по банковским счетам.
Примером того, как налоговые органы доказывают наличие зарплаты в конвертах, служит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2006 по делу N 17АП-788/2006-АК. В данном деле суд принял сторону налоговой инспекции, так как представленные инспекцией доказательства были максимально полными.
Всегда ли судьи поддерживают налоговиков?
На практике одних только показаний работников организации недостаточно. Как правило, если объяснения граждан (бывших и действующих работников, а также иных лиц) получены в ходе оперативно-разыскных мероприятий, вне процедур налогового контроля, суды признают такие объяснения ненадлежащими доказательствами. Особенно если эти лица не допрашивались налоговым органом в качестве свидетелей при проведении проверки в соответствии со статьей 90 НК РФ. Об этом свидетельствует постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2007 N А21-2542/2006.
В случае формального подхода суды неизменно выносят решения в пользу налогоплательщиков. Например, суды считают, что организацию нельзя привлекать к ответственности, если уровень зарплаты работников ниже прожиточного минимума. Об этом говорится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16.10.2006 N А26-9812/2005, ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2006 N Ф03-А73/06-2/1783, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.01.2006 N Ф08-6472/2005-2561А.
Инспекторов интересует численность работников
Анализируя декларацию по ЕСН и декларацию по налогу на прибыль, налоговики тоже могут обнаружить интересные для них факты. До сих пор есть организации, которые не имеют сотрудников в штате (или имеют их незначительное количество), сдают нулевые декларации по ЕСН (или с незначительной суммой налога к уплате), в то время как обороты компании по расчетному счету являются значительными. Если инспекция установит такие данные, компания наверняка станет объектом выездной проверки. По мнению налоговиков, такие компании не ведут реальной деятельности, а являются участниками незаконных финансовых схем.
Возможные последствия
Итак, если налоговики проводят выездную проверку, еще не значит, что они смогут установить и главное - доказать наличие двойной бухгалтерии и выдачи зарплаты в конвертах. Работники организации могут не дать показаний, а руководитель компании может утверждать, что низкая зарплата работников объясняется неполной занятостью или другими обстоятельствами.
О наличии неучтенных денежных средств инспекторы, безусловно, догадаются. Как они возникают, понять несложно - организация пользуется услугами по "обналичке", перечисляя денежные средства фиктивным поставщикам. В этом случае инспекция будет очень внимательно оценивать всех поставщиков работ и услуг.
В результате налоговики могут не принять НДС к вычету, а также не признать расходы по налогу на прибыль. Причем сделать это могут как по формальным признакам, используя недочеты и неточности в документах, так и проведя полную проверку партнеров, сделав вывод о недобросовестности и т.д.
Если расходы растут быстрее доходов
Налоговиков насторожит опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации. С точки зрения инспекторов, это свидетельствует о вероятном занижении доходов и (или) завышении расходов. Чтобы оценить этот критерий, налоговому инспектору достаточно воспользоваться данными декларации по налогу на прибыль, например за I квартал и полугодие, которые позволят рассчитать темп роста доходов и расходов и сравнить полученные показатели.
Если показатель темпа роста расходов превысил показатель темпа роста доходов, компания может попасть в план на выездную проверку. Однако критерии оценки не определяют, насколько прирост затрат должен опережать увеличение доходов, чтобы попасть на заметку налоговикам.
В частности, инспектор может заинтересоваться, какие именно расходы стали возрастать. Если говорить об увеличении расходов на оплату труда, предусмотренных статьей 255 НК РФ, к ним можно отнести не только заработную плату, но и другие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством или коллективным и трудовым договорами. Например, организация питания работников предприятия. Затраты на обычное питание работников не могут быть включены в состав расходов на оплату труда. Для того чтобы учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли, соответствующее условие обязательно должно содержаться в трудовом договоре или в коллективном соглашении. Если же данное требование выполнено не будет, то расходы на питание не могут уменьшать затраты по налогу на прибыль. Об этом свидетельствует постановление ФАС Московского округа от 14.02.2007 N КА-А40/331-07.
В любом случае рост расходов может произойти у любой организации. Главное - своевременно и правильно объяснить причины данного явления в ходе камеральных проверок и подтвердить их документально (временное отсутствие реализации, рост издержек и т.д.).
Другие критерии
В документе приведены и другие критерии, по которым инспекторы могут определиться с выбором фирмы для проведения выездной налоговой проверки. Мы не будем подробно их рассматривать, а только перечислим:
- налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли;
- убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов;
- значительные вычеты по НДС;
- неоднократное приближение к пределу, дающему право на применение спецрежима;
- расходы предпринимателя почти равны его доходам;
- непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности;
- неоднократная смена юридического адреса;
- поставка товара с использованием длинной цепочки посредников;
- рентабельность продаж и активов.
Подведем итоги
Безусловно, появление критериев оценки рисков является плюсом. Теперь процесс отбора налогоплательщиков для проведения налоговой проверки станет более открытым. Однако их нельзя использовать как догму, ведь любое отклонение от утвержденных показателей не всегда свидетельствует о совершении налогового правонарушения. Кроме того, критерии оценки достаточно расплывчатые, что опять создает почву для злоупотреблений. Они должны служить определенным ориентиром как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков.
Р.Е. Дозоров,
юрист, эксперт по налогам консалтинговой
группы "Родичев и партнеры"
"Зарплата", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Зарплата"
"Зарплата" - профессиональное практическое издание для бухгалтера и работника отдела кадров. Все материалы и рекомендации журнала нацелены на возможность практического применения, как оперативного, так и долгосрочного.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23886 от 28.03.2006 г., выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия
www.zarplata-online.ru