г. Челябинск |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А47-11198/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Толкунова В.М., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Старковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайской районе Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2012 по делу N А47-11198/2011 (судья Александров А.А.),
УСТАНОВИЛ:
11.11.2011 Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области (далее - заявитель, учреждение, фонд) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с крестьянского (фермерского) хозяйства Асанова Сансызбая Батниязовича (далее - хозяйство, страхователь) штрафа 1 039,20 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При сроке представления сведений за 2010 год до 01.03.2011 они не были представлены ( л.д. 4-6).
Отзыв в судебное заседание не представлен.
Решением арбитражного суда от 23.01.2012 в удовлетворении требований отказано, суд пришел к выводу об отсутствии у страхователя обязанности по представлению сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете и уплате фиксированных платежей, поскольку хозяйство является юридическим лицом, а его члены - самостоятельными плательщиками (л.д. 50-53).
28.02.2012 от фонда поступила апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции. Независимо от формы зарегистрированного крестьянского (фермерского) хозяйства, глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается плательщиком страховых взносов и приравнивается в целях уплаты страховых взносов в виде фиксированных платежей к индивидуальным предпринимателям (л.д.56-57).
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Стороны извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - в пределах оснований, указанных в апелляционной жалобе.
Исследовав доказательства, находящиеся в деле, доводы апелляционной жалобы, суд установил следующие обстоятельства.
Крестьянское хозяйство Асанова С.Б. "Восток" зарегистрировано в качестве юридического лица 07.02.1992, состоит на учете в территориальном управлении фонда (л.д. 19-22).
Фонд установлено, что страхователем не представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год по сроку представления 01.03.2011, о чем составлен акт от 30.05.2011 (л.д. 7).
20.07.2011 вынесено решение N 066 236 10 РП 0018253 о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 039,20 руб. (л.д. 11-12).
Требованием от 20.07.2011 страхователю предложено добровольно уплатить финансовую санкцию, доказательства добровольной оплаты отсутствуют (л.д.15).
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
По утверждению подателя жалобы - фонда, страхователь не исполнил обязанность, установленную п. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, где юридические лица - крестьянские (фермерские) хозяйства признаются плательщиками страховых взносов и несут обязанности по представлению отчетности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что страхователь зарегистрирован в качестве юридического лица, поэтому не является плательщиком фиксированных платежей, и обязанность по представлению сведений об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствует.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего года в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Дополнительно к указанным сведениям страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователям на основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от суммы причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Крестьянское хозяйство может быть отнесено к категории "страхователь" в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если оно осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы. У физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета в орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона, неприменима.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009 N 7802/09.
Вместе с тем, как указано в части четвертой статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается, что страхователь является юридическим лицом (т. 1 л.д. 16-18). Вместе с тем фонд определил размер взыскиваемого штрафа исходя из размера страховых взносов в виде фиксированного платежа, а фиксированные платежи уплачивают индивидуальные предприниматели; юридические лица не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются страхователями в отношении себя лично и обязаны самостоятельно уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.
Фонд не представил доказательств использования крестьянским хозяйством в 2010 году наемного труда и совершения выплат наемным физическим лицам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно указал на отсутствие у заявителя оснований для исчисления суммы штрафа от установленного размера фиксированного платежа.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.01.2012 по делу N А47-11198/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Ю.А. Кузнецов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Под индивидуальным (персонифицированным) учетом согласно статье 1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
...
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации утверждается Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) установлен срок представления застрахованным лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, сведений об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа - до 1 марта ежегодно.
...
Предусмотренная пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности ответственность, установленная частью третьей статьи 17 Закона, неприменима.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009 N 7802/09.
Вместе с тем, как указано в части четвертой статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя."
Номер дела в первой инстанции: А47-11198/2011
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Первомайском районе Оренбургской области
Ответчик: КФХ "Восток" Асанов Сансызбай Батниязович
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1992/12