г. Владивосток |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А59-4959/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г. М. Грачёва
судей А.С. Шевченко, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Ткаченко
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу - Ин В.М. по доверенности от 12.03.2012, сроком действия до 31.12.2012, удостоверение
от ОАО "Оптово-Торговая Компания" - не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
апелляционное производство N 05АП-1140/2012
на решение от 19.12.2011 судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-4959/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу
к ОАО "Оптово-Торговая Компания"
о привлечении к административной ответственности по части 4 ст.14.17 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Оптово-Торговая Компания" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решением суда от 19.12.2011 в удовлетворении требований отказано, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит, решение суда отменить и привлечь ОАО "Оптово-Торговая Компания" к административной ответственности.
По мнению управления, суд первой инстанции ошибочной пришел к выводу о малозначительности правонарушения, поскольку не учел, что нарушения в сфере оборота алкогольной продукции могут причинить вред жизни и здоровью граждан, а также экономическим интересам Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания ОАО "Оптово-Торговая Компания" своего представителя в судебное заседание не направило, письменный отзыв на жалобу не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела апелляционную жалобу управления в отсутствие представителя общества.
На основании ст.155.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по ходатайству МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Хабаровского края.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено.
Открытое акционерное общество "Оптово-Торговая Компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 10.12.2007 Межрайонной ИФНС России N 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1076501011267, что подтверждается свидетельством серии 65 N 000803227.
Управлением ФНС по Сахалинской области обществу 08.05.2008 выдана лицензия Б 099541 на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, сроком действия по 07.05.2013. Согласно лицензии, место нахождения организации: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пер. Украинский, 56А; адрес осуществления фактической деятельности: Сахалинская область, г.Южно-Сахалинск, ул. Тихая, 104, склад литер Д.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Врио руководителя МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу Маркевич С.В. от 05.10.2011 N 407 и приказа о внесении изменений от 10.10.2011 N 416 управлением в период с 20.10.2011 по 24.10.2011 проведена плановая выездная проверка общества на предмет соблюдения обязательных требований и условий лицензионной деятельности, установленных законодательством Российской Федерации в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2008 по 24.10.2011.
В ходе проверки установлено, что уставный капитал организации, согласно выписки из ЕГРЮЛ N 564 от 13.10.2011, составляет 10 200 000 руб. На основании представленных в ходе проведения проверки организацией бухгалтерских балансов и расчетов стоимости чистых активов за 2008, 2009, 2010, на июль 2011 года установлено, что стоимость чистых активов организации в проверяемом периоде составляла: на конец 2008 года -9 801 000 руб., на конец 2009 года - 9 303 000 руб., на конец 2010 года - 8 687 000 руб., на конец июля 2011 года - 8 593 000 руб.
Кроме того, лицензиатом проведены изменения места нахождения организации и места нахождения ее обособленного подразделения, осуществляющего лицензируемый вид деятельности, указанных в лицензии, однако заявление подано в лицензирующий орган в срок, превышающий 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления действия лицензии.
Результаты проверки административный орган отразил в акте проверки от 24.10.2011 N У7-09-13/60, указав в качестве вывода на нарушение обществом правовых положений п. 2.1 ст. 11, пп. 12, 13 ст. 19 Федерального закона РФ от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Усматривая в действиях общества признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, управлением в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, 24.10.2011 составлен протокол об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.
Частью 4 ст. 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона правонарушений по ч. 4 комментируемой статьи состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии либо с нарушением лицензионных требований и условий.
Одним из лицензируемых видов деятельности является деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Согласно п. 1 ст.ст. 11 и 16 данного Закона производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Под оборотом алкогольной продукции на основании п. 16 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ, понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числеэкспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Федерального закона N 171-ФЗ.
Частью 1 ст.11 Федерального закона N 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
В силу п. 2.1. ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Данное положение Федерального закона N 171-ФЗ вступило в силу с 01.01.2006, и, следовательно, после 01.01.2006 организация, не отвечающая лицензионным требованиям по размеру уставного капитала (уставного фонда), осуществляющая деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, нарушает вышеуказанные требования закона.
Согласно п. 1 ст. 99 Гражданского кодекса Российской Федерации ч1 ст.25 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных общества" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет его минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Частью 6 ст. 35 Федерального закона РФ "Об акционерных обществах" определено, что если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений: об уменьшении уставного капитала общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов; о ликвидации общества.
Как видно из материалов дела и установлено судом, у ОАО "Оптово-Торговая Компания" имеется лицензия от 08.05.2008 N Б 099541 на осуществление деятельности, связанной с закупкой, хранением и поставкой алкогольной продукции, сроком действия до 07.05.2013.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 13.10.2011 N 564 уставный капитал общества составляет 10 200 000 руб. Однако расчетом, выполненным на основании бухгалтерских балансов, установлено, что стоимость чистых активов общества по состоянию на конец 2008 года составляла 9 801 000 руб., на конец 2009 года - 9 303 000 руб., на конец 2010 года 8 687 000 руб., на конец июля 2011 - 8 593 000 руб.
Таким образом, по данным бухгалтерских балансов общества размер его уставного капитала (уставного фонда) был меньше размера, указанного в п. 2.1. ст. 11 Федерального закона N 171-ФЗ уставного фонда.
Кроме того, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст.19 названного Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией представляется в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименования и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности.
Согласно пп "а" п.7 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727, для получения лицензии на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта или на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию спиртосодержащей продукции организация представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием, в том числе юридического адреса организации, места осуществления фактической деятельности (адрес производства, склада).
Пунктом 12 данной нормы предусмотрено, что в случае изменения наименования организации (без ее реорганизации), изменения места ее нахождения или указанных в лицензии мест нахождения ее обособленных подразделений, изменения иных указанных в лицензии сведений, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. В этих случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
В силу п. 13 ст. 19 Федерального закона N 171-ФЗ заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что обществом проведены изменения места нахождения организации и места нахождения ее обособленного подразделения, осуществляющего лицензируемый вид деятельности (согласно лицензии Б 099541 от 08.05.2008).
Так, срок действия договора аренды от 29.01.2008 с дополнениями и изменениями, подтверждающего нахождение во временном пользовании общества складских помещений, расположенных по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Тихая, 104, литер Д, истек 31.12.2009.
Аренда складских помещений (нового обособленного подразделения общества, осуществляющего лицензируемый вид деятельности) по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, переулок Заречный, 1 А, литер Н, в соответствии с договором аренды от N 043, началась 01.08.2011.
Согласно свидетельству о постановке на учет в налоговом органе от 25.07.2011 серия 65 N 000646850, смена места нахождения общества с адреса: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пер. Украинский, 56 А, на адрес: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10, 9, проведена 25.07.2011.
Вместе с тем, заявление о переоформлении лицензии Б 099541 от 08.05.2008, в нарушение приведенных выше правовых положений Федерального закона N 171-ФЗ подано лицензиатом 13.09.2011, то есть в срок, превышающий 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления действия лицензии.
Вменяя обществу предусмотренное ч. 4 ст.14.17 КоАП РФ административное правонарушение, административный орган исходил из доказанности факта нарушения лицензиатом п.2.1 ст.11 и п.12, п. 13 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, выразившегося в том, что размер уставного капитала (уставного фонда) общества меньше размера установленного законом, кроме того в установленный срок лицензиат не подал заявление в лицензирующий орган о переоформлении лицензии в части сведений о месте его нахождения и адреса места осуществления деятельности.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, оцененными судом в порядке ст. 71 АПК РФ. Доказательств обратному со стороны общества не представлено.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ОАО "Оптово-Торговая Компания" предпринимала все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами административного дела и собранными административным органом доказательствами подтверждается наличие в действиях ОАО "Оптово-Торговая Компания" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена сч.4 ст.14.17 КоАП Рф.
Процедура привлечения общества к административной ответственности Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу соблюдена.
Срок для привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении не пропущен.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п.18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.
Признавая совершенное обществом правонарушение малозначительным, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, что подтверждается тем, что фактическое общество не осуществляло деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции в период с 4 квартала 2009 года по 3 квартал 2011 года.
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем суд правомерно признал его малозначительным.
Вывод суда о возможности применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ сделан с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствует установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, освобождая общество от административной ответственности, судом первой инстанции учтены, установленные Конституцией Российской Федерации требования дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, оценен характер совершенного обществом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие неблагоприятных последствий и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда Сахалинской области от 19.12.2011. Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 19.12.2011 по делу N А59-4959/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
А.С. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств того, что ОАО "Оптово-Торговая Компания" предпринимала все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что материалами административного дела и собранными административным органом доказательствами подтверждается наличие в действиях ОАО "Оптово-Торговая Компания" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена сч.4 ст.14.17 КоАП Рф.
...
Срок для привлечения общества к административной ответственности, установленный ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении не пропущен.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
...
Вывод суда о возможности применения в рассматриваемом случае ст. 2.9 КоАП РФ сделан с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и соответствует установленным обстоятельствам дела.
Кроме того, освобождая общество от административной ответственности, судом первой инстанции учтены, установленные Конституцией Российской Федерации требования дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, оценен характер совершенного обществом административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие неблагоприятных последствий и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
...
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Номер дела в первой инстанции: А59-4959/2011
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по ДВ ФО
Ответчик: ОАО "Оптово-Торговая Компания"
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-1140/12