г. Саратов |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А12-18376/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - судьи А.Ю. Никитина,
судей Т.В. Волковой, Г.И. Агибаловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.С. Ильиной,
при участии в заседании:
от ответчика - Бутырин Д.Ю. доверенность от 10.11.2011 года,
иные лица участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения г. Котово (г. Котово, Волгоградской области),
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 января 2012 года по делу N А12-18376/2011, судья Н.В. Лаврик,
по иску Администрации городского поселения г. Котово (г. Котово, Волгоградской области), (ИНН 3414015550, ОГРН 1053453069295),
к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (г. Волгоград), (ИНН 3445118595, ОГРН 1113460005251),
третьи лица: Администрация Волгоградской области (г. Волгоград), (ИНН 3444051965, ОГРН 1023403444547),
Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (г. Волгоград), (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922),
Министерство регионального развития РФ (г. Москва), (ИНН 7707530333, ОГРН 1047796791459),
Министерство Финансов РФ (г. Москва), (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636),
Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (г. Волгоград), (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555),
о взыскании 791.400 руб.
УСТАНОВИЛ
В арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области (далее - истец) с исковым заявлением к Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области (далее - ответчик, Комитет ЖКХ) о взыскании денежных средств в размере 791.400 рублей.
Решением от 10 января 2012 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-18376/2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Истец считает, что Комитетом ЖКХ взятых на себя обязательств, предусмотренных Соглашением от 12.08.2010 N 310 "О предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году.
Комитетом ЖКХ представлен отзыв на апелляционную жалобу, ответчик с ее доводами не согласен, считает не подлежащим отмене принятый судебный акт, т.к. решение суда первой инстанции законно, обоснованно и соответствует представленным доказательствам.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
На основании части 5 статьи 24 Федерального закона о бюджете на 2010 год и Правил N 1184 между Минрегионом России и Администрацией Волгоградской области заключено Соглашение от 01.06.2010 N 207/2010.
По указанному соглашению и в соответствии с пунктом 14 Правил N 1184 Минрегион России осуществляет опережающее финансирование субсидии в размере 70% средств, предусмотренных бюджету Волгоградской области как субъекту
Российской Федерации, а оставшиеся 30% перечисляются после представления субъектом Российской Федерации копий договоров, заключенных с поставщиками автотранспортных средств и коммунальной техники.
Во исполнение данного Соглашения Минрегионом России в бюджет Волгоградской области перечислена субсидия в размере 172.496.610 рублей тремя траншами по платёжным поручениям от 04.06.2010 N 158728,от 24.11.2010 N 387 521 и от 20.12.2010 N 439331.
Администрацией Волгоградской области принято постановление от 26.07.2010 N 337-п, которым утвержден "Порядок осуществления и учета в 2010 году расходов областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субсидии федерального бюджета на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники". Одновременно утверждено распределение бюджетам муниципальных образований средств в виде субсидий из федерального бюджета в 2010 году на вышеуказанные цели.
На основании постановления N 337-п между Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (правопреемником которого является ответчик по делу - Комитет ЖКХ) заключено Соглашение 12.08.2010 N 310 "О предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году.
По данному соглашению правопредшественник ответчика обязался предоставить муниципалитету субсидию в целях софинансирования мероприятий по закупке для муниципальных нужд автотранспортных средств и коммунальной техники в 2010 году в размере 2.638.000 рублей. В свою очередь муниципалитет обязался использовать субсидию по целевому назначению, обеспечить финансирование мероприятий в размере не менее 1.230.700 рублей за счет средств муниципального бюджета.
Администрация городского поселения осуществила размещение заказа на закупку для муниципальных нужд специализированной коммунальной техники в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". По результатам открытого аукциона (согласно протоколу N 5 от 30.09.2010) Администрацией как заказчиком с поставщиками техники - ООО "Техцентр" и ОАО "Сарэкс" заключены муниципальные контракты от 15.10.2010 N 376 и от 18.10.2010 N 377.
Условиями названных муниципальных контрактов предусмотрено, что за счет средств муниципалитета поставщикам перечисляется аванс 30%.
Окончательный расчет за переданную технику производится после перечисления в бюджет городского поселения субсидий по соглашению от 12.08.2010 N 320.
На момент рассмотрения настоящего дела обязательства по муниципальным контрактам от 15.10.2010 N 376 и от 18.10.2010 N 377 выполнены. Данный факт судом проверен и подтвержден документально.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила распределения и предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г.Байконура на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники (далее - Правила N 1184).
Пунктом 11 названных Правил определено, что вышеуказанная субсидия предоставляется на основе заключенных между Минрегионом России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или администрацией г. Байконура соглашений о предоставлении субсидии (далее - соглашение).
Перечень автотранспортных средств и коммунальной техники для закупки субъектами Российской Федерации с использованием субсидий утвержден Приказом Минпромторга России от 27.04.2010 N 332.
Субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации.
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации и г. Байконуром утверждается Минрегионом России. Им же осуществляется контроль за целевым использованием субсидий.
Из материалов дела следует, что в бюджет городского поселения г.Котово межбюджетная субсидия на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники зачислена Комитетом ЖКХ (за счет двух первых траншей, перечисленных Минрегионом России) полностью в объеме, предусмотренном Соглашением от 12.08.2010 N 310 и в пределах 2010 финансового года.
Спорная сумма межбюджетной субсидии в размере 791.400 рублей зачислена в бюджет городского поселения по платежному поручению от 31.12.2010 N 130. Эта субсидия (в составе суммы в размере 835.100 рублей) по платежному поручению от 28.01.2011 N 1068671 перечислена Администрацией городского поселения на расчетный счет ООО "Техцентр" в порядке расчетов по муниципальному контракту от 15.10.2010 N 376.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает в основе использования денежных средств принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Согласно статье 242 названного Кодекса операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи (часть 1).
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (часть 3). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (часть 4).
Межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации. Взыскание неиспользованных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (часть 5).
Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, установлены Приказом Минфина России от 11.06.2009 N 51н.
На основании статьи 242 Бюджетного кодекса и приказа Минфина РФ от 11.06.2009 N 51н Комитетом БФПиК Администрации Волгоградской области издан приказ от 31.12.2009 N 279, которым утвержден "Порядок взыскания из бюджетов муниципальных образований неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Волгоградской области".
Согласно пункту 3 данного Порядка в случае если неиспользованные остатки целевых средств не перечислены в доход бюджета Волгоградской области до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, Комитет БФПиК направляет в УФК по Волгоградской области приказ КБФПиК о взыскании неиспользованных остатков целевых средств по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Приказ с приложением оформляется по каждому муниципальному образованию, не перечислившему в доход бюджета Волгоградской области до 1 апреля финансового года, следующего за отчетным, неиспользованный остаток целевых средств на основании Информации, составленной по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Таким образом, Администрация городского поселения должна была обеспечить перечисление в бюджет Волгоградской области неиспользованные по состоянию на 1 января 2011 года остатки целевых средств до 01 апреля 2011 года, что явилось бы основанием для установления наличия потребности в использовании целевых средств на те же цели.
В связи с нарушением Администрацией городского поселения г. Котово бюджетно-финансовой дисциплины спорная сумма в размере 791 400 руб. взыскана Комитетом БФПиК из бюджета поселения.
Приказ Комитета БФПиК Администрации Волгоградской области от 16.06.2011 N 198 не отменён, никем не оспорен и недействительным не признан.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки истца на абзац 1 части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.
Главным администратором межбюджетных субсидий на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники является Минрегион России, а не органы местного самоуправления городского поселения г. Котово.
Решение об использовании Администрацией городского поселения в 2011 году субсидии на сумму 791.400 руб. (зачисленной на счет бюджета поселения 31.12.2010, о поступлении которой истец смог узнать только 12.01.2011) главный администратор не принимал. Иное материалами дела не подтверждается.
Несостоятельными являются также доводы истца о том, что спор касается средств областного бюджета, а Комитет ЖКХ использовал спорную сумму не на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники.
Следует также отметить, что удовлетворение исковых требований приведет к неисполнимости судебного решения, поскольку остатки неиспользованных в 2010 году межбюджетных субсидий возвращены Волгоградской областью на единый счет федерального бюджета.
Как разъяснено в письме Минфина РФ от 25.02.2010 N 02-03-10/654, решение главного администратора доходов федерального бюджета о наличии потребности в остатках целевых межбюджетных трансфертов доводится до соответствующего администратора доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков трансфертов до 1 апреля очередного финансового года в форме Уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам, которое подлежит согласованию с Минфином РФ.
Перечисление остатков целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, в отношении которых приняты решения о наличии потребности в их направлении на те же цели в следующем финансовом году, осуществляется главным администратором доходов федерального бюджета от возврата остатков целевых межбюджетных трансфертов, в пределах поступивших в федеральный бюджет остатков целевых межбюджетных трансфертов, отраженных на его лицевом счете администратора доходов. Возврат указанных остатков может быть осуществлен в течение всего следующего финансового года и в любые сроки.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что ответчиком исполнены обязательства по перечислению субсидий.
Надлежаще исполненное обязательство является прекращенным.
Истец в соответствии со ст. 12 ГК РФ вправе был обжаловать действия ответчика по возврату выделенных субсидий и бюджета муниципального образования и требовать возмещения убытков, причиненных бюджету муниципального образования (ст. 16 ГК РФ).
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Арбитражного суда Волгоградской области от 10 января 2012 года, по делу N А12-18376/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общие требования к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и Порядок взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, установлены Приказом Минфина России от 11.06.2009 N 51н.
На основании статьи 242 Бюджетного кодекса и приказа Минфина РФ от 11.06.2009 N 51н Комитетом БФПиК Администрации Волгоградской области издан приказ от 31.12.2009 N 279, которым утвержден "Порядок взыскания из бюджетов муниципальных образований неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из бюджета Волгоградской области".
...
Судом первой инстанции обоснованно отклонены ссылки истца на абзац 1 части 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Как разъяснено в письме Минфина РФ от 25.02.2010 N 02-03-10/654, решение главного администратора доходов федерального бюджета о наличии потребности в остатках целевых межбюджетных трансфертов доводится до соответствующего администратора доходов бюджета субъекта РФ по возврату остатков трансфертов до 1 апреля очередного финансового года в форме Уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам, которое подлежит согласованию с Минфином РФ.
...
Истец в соответствии со ст. 12 ГК РФ вправе был обжаловать действия ответчика по возврату выделенных субсидий и бюджета муниципального образования и требовать возмещения убытков, причиненных бюджету муниципального образования (ст. 16 ГК РФ)."
Номер дела в первой инстанции: А12-18376/2011
Истец: Администрация городского поселения г. Котово Котовского муниципального района Волгоградской области
Ответчик: Администрация Волгоградской области, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Волгоградской области, Комитет по ЖКХ Администрации Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Волгоградской области, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области, Министерство регионального развития РФ, Министерство финансов РФ, УФК по Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1490/12