г. Москва |
|
22 марта 2012 г. |
Дело N А40-113737/11-122-835 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей |
Каменецкого Д.В., Якутова Э.В. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.12.2011
по делу N А40-113737/11-122-835, принятое судьей Ананьиной Е.А.,
по заявлению ЗАО ТД "Озерский Сувенир" (ОГРН 5087746041983, 109382, г.Москва, ул. Нижние поля, д.31, корп.1)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя: |
Киселева А.И. по дов. от 01.01.2012 |
от заинтересованного лица: |
Базылева М.Ю. по дов. от 06.03.2011 |
УСТАНОВИЛ
Закрытое акционерное общество Торговый дом "Озерский Сувенир" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 25.08.2011 об отказе в государственной регистрации юридического лица и обязании административного органа произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 19.12.2011 требования Общества удовлетворены, поскольку суд пришел к выводу о представлении заявителем исчерпывающего перечня документов, необходимых для совершения административным органом действий по государственной регистрации юридического лица согласно требованиям ст. 17 ФЗ РФ от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит о его отмене, ссылаясь на представление Обществом заявления и приложенных к нему документов, не соответствующих требованиям п. 2 ст. 17 Закона о государственной регистрации.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст. 262 АПК РФ.
Представитель заявителя поддержал законность и обоснованность принятого по делу и оспариваемого заинтересованным лицом судебного акта, с доводами апелляционной жалобы не согласен, поскольку считает их необоснованными, просил оставить оспариваемое решение суда без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы - отказать.
Представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, изложил и раскрыл указанные в ней требования, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив взаимосвязь с учетом требований ст. 71 АПК РФ, а также рассмотрев содержащиеся в апелляционной жалобе доводы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Как следует из материалов дела, административным органом 25.08.2011 принято решение об отказе в государственной регистрации Общества, поскольку заявление о государственной регистрации, связанное с изменением сведений об адресе (местонахождении юридического лица) не соответствует форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 (л.д.8), а также заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица не зарегистрирован в адресном реестре.
Не согласившись с вышеуказанным ненормативным правовым актом заинтересованного лица, Общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом о государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 4 указанного Закона сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы отражаются в соответствующих реестрах.
В соответствии с п. "в" п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В ст. 17 Закона о государственной регистрации закреплен исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
Приведенный перечень предусматривает представление для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, следующих документов: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных названным законом.
Согласно п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае не представления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Норма Закона о государственной регистрации не предусматривает в качестве основания для отказа в государственной регистрации несоответствие адреса юридического лица Положению об адресном реестре зданий, сооружений.
Достоверность адреса подтверждена материалами дела, в частности, договором краткосрочной субарендой нежилого помещения от 31.12.2010 N 758-А/2010 заключенным между заявителем и ООО "Консалт-Групп", свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.06.2009 серии 77АК N 105092, выданное ООО "Консалт-Групп" на помещение расположенное по адресу: 115088, г. Москва, ул. Угрешская, д. 2, стр. 51.
За представление недостоверных сведений ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, несут заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", а равно как форма N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не позволяют реализовать требования Закона N 312-ФЗ.
Поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом п. 1.2 ст.9 Закона N 312-ФЗ, внесение в Реестр регистрирующим органом записей производится на основании не указанных форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.
В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439.
В настоящем случае заявление о государственной регистрации подано заявителем с учетом соблюдения Обществом формы Р13001("Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица"), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 и содержало все предусмотренные для указанной формы сведения.
В связи с изложенным, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств дела. Принимая во внимание относимость и допустимость имеющихся в нем доказательств, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269 и 271 АПК РФ Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.12.2011 по делу N А40-113737/11-122-835 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 30.03.2010 N 135 "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица", а равно как форма N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, не позволяют реализовать требования Закона N 312-ФЗ.
Поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, с учетом п. 1.2 ст.9 Закона N 312-ФЗ, внесение в Реестр регистрирующим органом записей производится на основании не указанных форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru.
Указанная рекомендация распространяется на случаи представления документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, в связи с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам; о передаче долей или частей долей в залог и об ином обременении; о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ), в том числе в случаях, когда одновременно с указанными сведениями изменению подлежат иные сведения об обществе с ограниченной ответственностью.
В иных случаях представления в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации, в отношении обществ с ограниченной ответственностью, а также юридических лиц иных организационно-правовых форм использованию подлежат формы документов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439."
Номер дела в первой инстанции: А40-113737/2011
Истец: ЗАО ТД "Озерский Сувенир"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве