г. Москва |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А40-31420/11-146-224 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей Н.В. Лаврецкой, А.И. Трубицына
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.О. Тимошенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной службы по оборонному заказу на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2011 года по делу N А40-31420/11-146-224, принятое судьей Л.В. Ласкиным, по иску Федеральной службы по оборонному заказу к Государственному учреждению "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", обществу с ограниченной ответственностью "Орион", Государственному унитарному предприятию "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" третьи лица: Индивидуальный предприниматель В.В.Колесников, общество с ограниченной ответственностью "Лестранс" о признании открытого аукциона в электронной форме несостоявшимся, признании недействительным размещенного заказа, государственного контракта и применении последствий недействительности сделки
в судебном заседании участвуют:
от ответчиков:
от Государственного учреждения "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - Метиль О.С. (по доверенности от 12.01.2012),
Галямина Е.А. (по доверенности от 20.01.2012).
в судебное заседание не явились представители: от Федеральной службы по оборонному заказу, от ООО "Орион", от ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", от ИП Колесникова В.В., от ООО "Лестранс", извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ
Федеральная служба по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ, истец) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Государственному учреждению "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - ГУ "ЦБ МТС МЧС России"), обществу с ограниченной ответственностью "Орион" (далее - ООО "Орион"), Государственному унитарному предприятию "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан") о признании недействительным решения аукционной комиссии ГУ "ЦБ МТС МЧС России"; о признании открытого аукциона в электронной форме для государственных нужд ГУ "ЦБ МТС МЧС России" на сайте электронной торговой площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (извещение N ТАТ 11011700123) несостоявшимся, оформленного протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме от 14.01.2011 N 5, и протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 14.01.2011 N 5; признании недействительным размещенного заказа (извещение N ТАТ 11011700123) и недействительным (ничтожным) заключенного ГУ "ЦБ МТС МЧС России" с ООО "Орион" через электронную площадку на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 14.01.2011 N 5 контракта от 03.02.2011 и применении к нему последствий недействительности (ничтожности) сделки (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Индивидуальный предприниматель Колесников В.В. (далее - ИП Колесников В.В.), общество с ограниченной ответственностью "Лестранс" (далее - ООО "Лестранс").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда от 30.12.2011, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, в том числе положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Федеральной службы по оборонному заказу, ООО "Орион", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ИП Колесникова В.В., ООО "Лестранс", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика ГУ "ЦБ МТС МЧС России", возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, заявил ходатайство о замене ответчика - Государственного учреждения "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", на Федеральное казенное учреждение "Центральная база материально-технического снабжения" в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей ответчика ГУ "ЦБ МТС МЧС России", не находит оснований для отмены решения суда от 30.12.2011.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, специализированной организацией - ООО "Лестранс", в рамках заключенного с ГУ "ЦБ МТС МЧС России" договора N 21/12 от 20.12.2010 (л.д. 33, том 1), на сайте электронной торговой площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" было размещено извещение N ТАТ 11011700123 о проведении открытого аукциона в электронной форме для государственных нужд.
Согласно Протоколу от 14.01.2011 N 5 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, проводимом на электронной площадке "etp.zakazrf.ru", для участия в открытом аукционе в электронной форме было подано две заявки, по результатам рассмотрения первых частей поданных заявок аукционной комиссией принято решение о соответствии первой части заявки N 1 требованиям документации об аукционе и о признании одного участника, подавшего заявку, участником аукциона, а также о несоответствии первой части заявки N 2 требованиям документации об аукционе и об отказе в допуске к участию в аукционе участника, подавшего заявку N 2.
Аукционной комиссией принято решение о признании одного участника, подавшего заявку, участником указанного аукциона в связи с чем, открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся в соответствии с частью 7 статьи 41.9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 2 Протокола N 5 от 14.01.2011).
ИП Колесников В.В. обратился с жалобой на действия аукционной комиссии при проведении указанного открытого аукциона в электронной форме, по результатам рассмотрения которой и проведения внеплановой проверки Рособоронзаказ 18.01.2011 принял решение N 1298-рж о признании жалобы на действия заказчика необоснованной.
На основании указанного решения Рособоронзаказа N 1298-рж от 18.01.2011 генеральному директору ООО "Лестранс" 19.01.2011 выдано предписание N 8/4/9пред об устранении выявленных нарушений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в том числе об аннулировании торгов (Извещение N ТАТ 11011700123).
Между ГУ "ЦБ МТС МЧС России" и ООО "Лестранс" 13.01.2011 было подписано соглашение о расторжении договора N 21/12 от 20.12.2010 в связи с ненадлежащим исполнением учреждением принятых обязательств (л.д. 45, том 1).
Государственный контракт от 28.01.2011, из преамбулы которого следует, что он заключен на основании протокола N 5 от 14.01.2011 был подписан электронной цифровой подписью заказчика 03.02.2011.
В соответствии с пунктом 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации аукцион, в котором участвовал только один участник, признается несостоявшимся.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Из совокупного толкования норм статей 448, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что проверке в судебном порядке подлежит соблюдение комиссией, организатором торгов, заказчиком и иными лицами порядка их проведения, установленного статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и соответствующими нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Оспариваемый аукцион решением аукционной комиссии признан несостоявшимся, государственный контракт N 123 от 28.01.2011 заключен в общем порядке, предусмотренном статьями 435, 439 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не по результатам несостоявшегося аукциона.
Поскольку по смыслу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги, суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные исковые требования не основаны на законе в связи с чем, правомерно оставлены без удовлетворения судом первой инстанции.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о несоответствии сведений, содержащихся в документации об аукционе в электронной форме, сведениям, указанным в извещении о проведении спорного аукциона, признается необоснованным, поскольку сведения, содержащиеся в документации, не могут противоречить информации о размещенном заказе в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, учитывая, что перечень информации, содержащейся в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, является исчерпывающим (статья 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") и не подлежит расширительному толкованию.
Указание неверного кода закупаемой продукции по ОКДП или его не указание не может расцениваться как нарушение законодательства в области государственных закупок, поскольку в силу указанной нормы закона код закупаемого товара в соответствии с ОКДП является дополнительными сведениями.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что исполнение индивидуальными предпринимателями государственного оборонного заказа не противоречит положениям статьи 1 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", сам по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Колесников В.В. заявку на участие в спорном аукционе в электронной форме не подавал, в связи с чем не является претендентом на заключение спорного государственного контракта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права в обоснование довода о том, что государственный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемый истцом государственный контракт N 123 от 28.01.2011 заключен в ином порядке: в соответствии с нормами статей 435, 439 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорные торги (аукцион) признаны несостоявшимися.
Довод заявителя о том, что контракт считается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, следовательно, он не прекратил свое действие с 01.11.2011, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, как не соответствующий материалам дела.
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из того, что в материалы дела представлены доказательства исполнения спорного государственного контракта в полном объеме, из чего следует вывод о том, что приведение сторон в первоначальное положение с возвращением всего полученного не представляется возможным.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела или имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. При принятии судебного акта судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда от 30.12.2011 и удовлетворения апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представителем ответчика - Государственное учреждение "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", заявлено ходатайство о смене наименования на Государственного учреждения "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", на Федеральное казенное учреждение "Центральная база материально-технического снабжения".
В обоснование ходатайства истец представил копии: Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 627 от 19.10.2011 "Об утверждении Устава Федерального казенного учреждения "Центральная база материально-технического снабжения"; Устава Федерального казенного учреждения "Центральная база материально-технического снабжения"; Свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения от 28.12.2006; Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.12.2011.
Руководствуясь статьями 176,266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
считать наименованием ответчика Государственное учреждение "Центральная база материально-технического снабжения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" - Федеральное казенное учреждение "Центральная база материально-технического снабжения"
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 декабря 2011 года по делу N А40-31420/11-146-224 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы по оборонному заказу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Утверждение заявителя апелляционной жалобы о несоответствии сведений, содержащихся в документации об аукционе в электронной форме, сведениям, указанным в извещении о проведении спорного аукциона, признается необоснованным, поскольку сведения, содержащиеся в документации, не могут противоречить информации о размещенном заказе в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, учитывая, что перечень информации, содержащейся в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, является исчерпывающим (статья 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд") и не подлежит расширительному толкованию.
...
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что исполнение индивидуальными предпринимателями государственного оборонного заказа не противоречит положениям статьи 1 Федерального закона от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", сам по себе не может служить основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Колесников В.В. заявку на участие в спорном аукционе в электронной форме не подавал, в связи с чем не является претендентом на заключение спорного государственного контракта.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права в обоснование довода о том, что государственный контракт не может быть заключен до момента исполнения выданных в соответствии с частью 9 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предписаний об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемый истцом государственный контракт N 123 от 28.01.2011 заключен в ином порядке: в соответствии с нормами статей 435, 439 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку спорные торги (аукцион) признаны несостоявшимися."
Номер дела в первой инстанции: А40-31420/2011
Истец: Федеральная служба по оборонному заказу
Ответчик: ГУ "3225 Центральная база материально-технического снабжения" министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийного бедствия, ГУ "Центральная база материально-технического снабжения", ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан", ООО "Орион"
Третье лицо: Колесников В. В., министерство российской федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидациям последствий стихийного бедствия, ООО "Лестранс", ИП Колесников В. В., МЧС России
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12250/13
18.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-6814/12
26.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2886/12
30.12.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-31420/11