Бережливое производство: основные идеи и средства автоматизации
Несмотря на то, что в России пока не так много примеров полноценного внедрения системы бережливого производства (Lean Manufacturing, LM, ЛИН), в эффективности этой бизнес-стратегии как элемента совершенствования высококонкурентного производства сегодня сомневаться не приходится, и доказательством тому служит опыт ряда ведущих зарубежных компаний, например Eaton Corporation, TRW Automotive, Comvita, SanDisk и др.
Концепция бережливого производства в своей основе содержит новые, отличные от традиционных, принципы производства и хозяйствования и предъявляет высокие требования к точности и оперативности получения управленческой информации и гибкости производственных процессов. Для эффективного внедрения данной системы необходимо обеспечить управление и производство соответствующим инструментом информационного сопровождения. Однако возникает вопрос: готовы ли современные информационные системы управления не только поддержать принципы бережливого производства, но и способствовать их внедрению.
LM-концепции
В последнее время бережливое производство - довольно модная тема, часто обсуждаемая на различных промышленных форумах, "круглых столах" и семинарах. Преимущества этой системы очевидны - существенное сокращение запасов и формирование прозрачной цепочки поставок. Однако, прежде чем пытаться внедрить у себя бережливое производство, необходимо решить - подходит ли оно именно вашей компании? У вас большая компания или нет? В какой отрасли вы работаете, насколько высока в ней конкуренция? Внедрял ли кто-нибудь из ваших конкурентов систему бережливого производства? С каким уровнем рентабельности работаете вы и ваши конкуренты? Наконец, главное - какие принципы лежат в основе бережливого производства? Не ответив на эти вопросы, не следует начинать реорганизацию работы своей компании.
В основе бережливого производства лежат две идеи - "точно-вовремя" (Just-in-Time, JIT) и "автономизация". Идея "точно-вовремя" заключается в том, чтобы производить продукцию в точном соответствии со спросом, предъявляемым клиентами, и их требованиями к характеристикам продукции и условиям доставки. Именно клиент должен задавать ритм (определять тактовое время) всему производству на предприятии. Все, что требуется от производителя, - обеспечить такой поток продукции и сырья, который максимально соответствовал бы потребностям клиента. Если клиент говорит, что ему нужна одна деталь каждые 30 секунд, не стоит производить 10 000 деталей каждый 5 лет. Нужно производить одну деталь в 30 секунд.
Автономизация - это такая организация предприятия, которая позволяет обеспечить безопасность рабочих мест, их удобство и снизить время переналадки оборудования. Это организация "сотовой" структуры производства, когда в одном помещении находится все необходимое оборудование для производства готовой продукции из сырья или заготовок. Автономизация способствует формированию условий для производства "точно-вовремя".
Таким образом, если у предприятия есть какая-то продукция, на которую получен патент, и оно может запрашивать за нее практически любую цену, то, конечно же, ему не следует переходить к бережливому производству. Но, например, производство автокомпонентов и запасных частей является высоко конкурентной отраслью, где производители работают с очень небольшой маржой. В таких условиях сокращение запасов, снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства являются критичными для развития бизнеса, поэтому для автомобильной отрасли принципы бережливого производства постепенно становятся стандартом.
LM-идея
Основная идея бережливого производства - сокращение бесполезных операций и действий, не добавляющих, а порой и снижающих ценность продукции. Задумаемся над вопросом, какую же ценность представляет продукция для клиентов. Важно не то, в чем, по нашему мнению, заключена эта ценность, а то, в чем состоит ценность для потребителя. Клиент готов платить только за ту ценность, которую продукция ему приносит. Все остальное для него не является существенным.
Таким образом, для организации бережливого производства нужно понимать, в чем покупатель видит ценность каждого вида производимой продукции, и, как следствие, уменьшить количество бесполезных операций, к которым могут относиться:
дефекты продукции. Из-за большого количества бракованных изделий многое приходится переделывать заново. Это нарушает производственный процесс и приводит к существенному увеличению уровня запасов, необходимого для обеспечения качественной продукции;
перепроизводство. Часто руководители предприятий или цехов считают, что не должно быть простаивающих без работы станков, их постоянно надо загружать работой. В результате объем производства превышает спрос со стороны клиентов, что снова приводит к увеличению уровня запасов. Хорошо, если еще не придется потом пускать изделия во вторичную переработку или выбрасывать на свалку. Сюда же относятся и "мертвые запасы", т.е. запасы, которые неделями лежат на складе без движения. По сути, все это не способствует эффективной деятельности предприятия;
лишние характеристики и дизайн продукта. Некоторые характеристики продукции совершенно не важны для клиента, поэтому все усилия, направленные на их достижение, способствуют повышению не столько ценности изделия для клиента, сколько его стоимости;
нерациональное использование людских ресурсов. Если на складе заканчивается какой-либо товар, то работник должен пойти в другой цех и принести этот товар. Переходы между производственными участками не добавляют ценности для клиента, а приводят к увеличению издержек производства и, как следствие, стоимости продукции;
неоптимальное использование оборудования. Большинство российских предприятий устроено по цеховому принципу. Это значит, что в одном помещении собраны, например, все токарные станки, в другом - все прессы. Продукция от стадии к стадии перевозится из цеха в цех. С точки зрения бережливого производства эти действия никак не добавляют ценности, но увеличивают расходы на организацию транспортировки продукции.
Бережливое производство представляет собой систему, бизнес-подход к организации не только производства и управления жизненным циклом продукции, но и взаимоотношений с поставщиками и клиентами, который позволяет уменьшить потребность в ручном труде, в несколько раз повысить эффективность использования производственных площадей.
LM-задачи и их решения
Чтобы добиться бережливого производства, нужен прежде всего внутренний анализ имеющихся бизнес-процессов. Необходимо отделить этапы и действия, за которые готов платить клиент, от вспомогательных операций с помощью карт создания/добавления стоимости. Эти карты представляют собой наглядные изображения бизнес-процессов, на которых четко видны те действия, которые добавляют ценность для клиента, и те, которые нужны лишь предприятию. Идеально, если можно создать ценности для каждой крупной продуктовой группы в рамках всего производственного цикла. При переходе к бережливому производству необходимо:
проанализировать, как можно уменьшить продолжительность вспомогательных операций, их стоимость и влияние на итоговый результат;
использовать максимально простые и наглядные процессы, которые можно легко отслеживать и контролировать;
для визуализации производственных процессов создать систему предупреждения, например в виде контрольной панели с изображением соответствующего бизнес-процесса и лампочками около каждого действия. Включение такой лампочки позволит быстро определить, на каком участке линии возникла проблема.
Таким образом, основное внимание следует обратить на решение следующих вопросов:
наглядность и оперативность получения данных о запасах готовой продукции и сырья на всех стадиях передела. Под сырьем понимаются также детали, компоненты, отдельные узлы и агрегаты;
оперативная обработка клиентских запросов на поставку продукции, синхронное формирование заказов на сырье, материалы и их размещение у поставщиков;
постоянный контроль качества производимой продукции, сокращение числа дефектов;
оперативное планирование ограниченных мощностей и ресурсов;
искусственное выравнивание загрузки в соответствии со спросом и предложением;
организация рабочего пространства и цехов на предприятии в виде продуктовых ячеек (сотовая структура).
LM-автоматизация
В настоящее время для автоматизации бережливого производства разрабатываются специализированные LM и JIT-решения, отличающиеся от традиционных ERP- и MRP-систем.
Логика ERP-решений предполагает, что предприятие "проталкивает" сырье, превращая его в готовую продукцию, которую покупает клиент. Объемы производства определяются на основе прогнозов спроса и долгосрочного планирования, поэтому при такой системе обычно следует иметь дополнительные запасы, на которые не предъявляется спрос, например, если прогноз о продажах оказался ложным.
JIT-решения используют логику "вытягивания". Система "подает" сигнал о начале производства лишь тогда, когда клиент выставляет соответствующую заявку. Ни одна деталь не будет произведена до тех пор, пока он не подал на нее соответствующую заявку. Тем самым можно хранить минимальное число деталей на складах. Таким образом, информационное обеспечение концепции бережливого производства имеет свои особенности, а для использования традиционных ERP-систем как средств его автоматизации требуется изменение самой бизнес-логики решения.
Одна из задач системы бережливого производства - своевременное получение информации о планах клиентов и их потребностях. Решить эту задачу можно с использованием EDI- и XML-технологий. EDI (Electronic Data Intechange) - стандартный формат обмена бизнес-данными, передача между информационными системами структурированных сообщений в определенном согласованном формате. Основными преимуществами данной технологии являются оперативность и точность данных.
EDI поддерживает более сотни различных видов сообщений, что позволяет наиболее точно описать все бизнес-процессы компании. Передача сообщений занимает считанные минуты. Помимо этого EDI обеспечивает контроль качества вводимых в систему данных, все ошибки устраняются на этапе ввода данных, что также способствует существенному ускорению взаимодействия с контрагентами. Технология является выгодной и с точки зрения затрат, поскольку позволяет значительно сократить ручной труд и уменьшить издержки, при этом ценность продукции для клиентов не снижается.
В зависимости от качества связи можно получать доступ к EDI или через web-интерфейс, или через оф-лайновое решение. В последнем случае необходимо каждый раз скачивать стандартную форму сообщения, вносить туда данные в автономном режиме, а потом при восстановлении связи отсылать заполненную форму. Современные решения EDI могут использоваться практически в любой IT-инфраструктуре, что удобно для небольших или сильно удаленных компаний.
К сожалению, данная технология имеет свои ограничения. Прежде всего желательно перевести максимальное число своих контрагентов на работу через EDI, что позволит быстрее окупить издержки первоначального внедрения.
Не менее важным является вопрос: как, получив от поставщиков и клиентов все необходимые данные и правильным образом организовав производственные процессы, поддерживать заданное тактовое время работы, чтобы производить все "точно-вовремя". В этом могут помочь система канбан-сигналов и автоматизированные контрольные панели. В результате можно оперативно отслеживать информацию о пополнении запасов, что в свою очередь способствует сокращению времени реакции и позволяет избавиться от не добавляющих ценности операций в процессе превращения поставляемого сырья в готовую продукцию, предлагаемую клиентам.
Изначально система канбан представляла собой набор карточек. В течение дня при выполнении плана сотрудники производственных линий отправляли такие карточки на склад. Карточки формировались для каждого типа деталей или заготовок. Информация на карточках содержала данные о количестве необходимых деталей, времени очередной поставки для пополнения оперативных запасов, номерах деталей и сборочной линии, описание следующей технологической операции. То же самое можно делать и в автоматическом режиме, что позволяет исключить из работы человеческий фактор и ускорить процесс поступления заказов со станка на станок. Для этого следует использовать контрольные панели, которые дают возможность точно так же в режиме реального времени отслеживать качество производимой продукции. В случае если один цех отказывается принимать поступивший заказ по причине плохого качества продукции, на панели возникает соответствующее оповещение. В результате специалисты могут оперативно решить проблему, либо переналадив и починив линию, либо просто переделав последний заказ.
Наконец, автоматизированные LM/JIT-решения позволяют решать такие вопросы, как:
определение конфигурации/спецификации производимой продукции на основе специфических потребностей клиентов, учет влияния изменений в конфигурации на производственный процесс и его отдельные этапы;
предоставление наглядной информации о продукте, его жизненном цикле для более качественного принятия решений;
своевременное обеспечение точной информацией сотрудников сборочных линий на отдельных участках;
обеспечение взаимодействия процессов продаж, производства и отгрузки в режиме реального времени.
Перечисленные объекты автоматизации являются, на наш взгляд, наиболее важными при переходе к принципам бережливого производства. В дальнейшем целесообразно автоматизировать процессы производственного планирования, планирования имеющихся мощностей, сбора производственных данных и управления основными средствами.
В настоящее время рыночная тенденция такова, что производители программного обеспечения начинают интегрировать LM/JIT-решения со стандартными ERP-системами, добавлять в логику ERP элементы и подходы, характерные для бережливого производства. Компания QAD уже давно предлагает наряду со стандартными модулями ERP-систем (например, "Базовый модуль", "Финансы", "Бизнес-аналитика") специализированные модули для бережливого производства, такие, как Lean Manufacturing, EDI eCommerce, Production Scheduler и др. Недавно и корпорация Microsoft сообщила о том, что купила готовое LM/JIT-решение у компании eBECS Ltd, которое позволяет автоматизировать такие процессы, как система канбан-сигналов, оперативное планирование, контроль запасов со стороны поставщиков и т.д. Планируется, что данное решение будет доступно как отдельный модуль уже к концу текущего года, однако локализованная версия на русском языке появится лишь в следующей версии Microsoft Dynamics AX и будет полностью интегрирована в систему.
В России пока не сформирован рынок поставщиков LM/JIT-решений, поэтому при их внедрении возникают определенные сложности. Однако, судя по тому, с какой скоростью идеи бережливого производства распространяются среди специалистов промышленных предприятий, этот рынок должен сформироваться достаточно быстро.
В случае если автоматизация бережливого производства дополняет внедрение или развитие действующей на предприятии информационной системы управления, то это позволяет не только обеспечить информационную поддержку его принципов и ускорить реорганизацию производства, но и интегрировать данную бизнес-стратегию в общую систему управления и хозяйствования, максимально полно используя преимущества автоматизации всех бизнес-процессов для повышения рентабельности бизнеса.
LM-итоги
Сегодня существует есть целый ряд компаний и специалистов, которые все ближе подходят к модели LM: в первой половине дня они могут производить сырье и заготовки, а уже после обеда отгружать готовую высокотехнологичную продукцию клиенту.
При внедрении системы бережливого производства необходимо помнить, что реорганизация производства - это проект, который требует не только внимательного и вдумчивого отношения, но и обязательной предварительной оценки целесообразности внедрения. Кроме того, в настоящее время идет активное развитие информационных решений для автоматизации бережливого производства, использование которых совместно с традиционными системами управления может в немалой степени способствовать оптимизации внедрения его концепции.
А. Шахлевич,
компания "НОРБИТ"
"Финансовая газета", N 40, 41, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71