г. Томск |
|
23 марта 2012 г. |
Дело N А27-15315/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Музыкантовой М. Х., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной А. Г.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Елбаева О. В. по доверенности N 5 от 20.03.2012 года (сроком на 1 год), Ащеулова Т. П. по доверенности N 4 от 20.03.2012 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области, г. Таштагол на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 декабря 2011 года по делу N А27-15315/2011 (судья Мишина И. В.)
по заявлению Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум", г. Таштагол
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Таштаголе Кемеровской области, г. Таштагол
о признании недействительным решения от 24.08.2011 г.. N 9,
УСТАНОВИЛ:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум" (далее по тексту - ГОУ СПО "Таштагольский горный техникум", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 24.08.2011 года N 9.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области 23 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что в случае отсутствия документального подтверждения целевого использования выплаты в образовательном учреждении на методическую литературу, ежемесячная денежная выплата утрачивает компенсационный характер и подлежит обложению страховыми взносами. Поскольку заявителем документально не подтверждено целевое использование денежных средств, Управление Пенсионного фонда правомерно привлекло Учреждение к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, доначислило страховые взносы и пени. Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что заявитель привлечен к ответственности и по иным основаниям, не связанным с методлитературой.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Управления - не подлежащей удовлетворению, так как арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых основания для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительным оспариваемого решения о доначислении недоимки, пеней и штрафа на ежемесячные компенсационные выплаты педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями..
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум", участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилось.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заинтересованного лица, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, достоверности индивидуальных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и стаже застрахованных лиц за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года, о чем составлен акт проверки от 26.07.2011 года N 12.
По результатам проверки Пенсионным фондом принято решение "о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 24.08.2011 года N 9.
Указанным решением учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее "Закон N 212-ФЗ") в виде штрафа в размере 1 686,30 руб. за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения для исчисления страховых взносов, на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 77 897,36 руб., доначислены суммы страховых взносов в размере 8 431,50 руб. и пени в размере 858,57 руб.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод Управления ПФ, в том числе, о занижении базы для начисления страховых взносов, поскольку Учреждением не подтверждено документально целевое использование ежемесячной компенсации выплаченной педагогическим работникам Учреждения в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в размере 100 руб. в месяц.
Не согласившись с данным решением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для привлечения к ответственности, начисления страховых взносов и пени, так как суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признается объектом обложения страховыми взносами.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ от 24.07.2009 года "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действующим с 01.01.2010 года, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам, являются объектом обложения страховыми взносами.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании" установлено, что педагогическим работникам государственных образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Размер такой компенсации составляет 150 руб. в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования и 100 руб. - в других федеральных государственных образовательных учреждениях.
С 01.01.2008 года в пункт 8 статьи 55 Закона "Об образовании" внесены изменения Федеральным законом N 258-ФЗ, которые дополнили указанный пункт следующим: педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, денежная компенсация на книгоиздательскую продукцию выплачивается по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в размере, устанавливаемом данным органом, в муниципальных образовательных учреждениях компенсация выплачивается в размере, устанавливаемом органом местного самоуправления.
Как видно из вышеуказанного пункта, конкретный размер ежемесячной компенсации предусмотрен только для педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений. Для остальных этот размер должен быть определен органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В пункте 8 статьи 55 Закона "Об образовании" не установлено каких-либо ограничений в отношении того, кому, на основании каких документов, в какие периоды выплачивается эта компенсация.
Денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящих в трудовых отношениях с этими учреждениями (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим по совместительству при условии, что по основному месту работу они не имеют права на получение данной компенсации. Выплата денежной компенсации на книгопечатную продукцию педагогическим работникам образовательных учреждений должна производиться за счет средств соответствующих бюджетов.
Указанную выплату работодатель производит на основании пункта 8 статьи 55 Закона "Об образовании", независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такая выплата производится вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
При этом данный Закон не предусматривает представление работниками каких-либо отчетных документов о ее использовании, а также наличие в целом порядка выплаты и использования этой компенсации, то есть законодательно не закреплен механизм выплаты компенсации, который содержал бы указание на определение условий и порядка ее выплаты каким-либо органом власти.
Указанной статьей органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право своими решениями определять только размер ежемесячной денежной компенсации для педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, а органам местного самоуправления - для работников муниципальных образовательных учреждений.
Данная ежемесячная денежная компенсация, в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций, имеет особую правовую природу, поскольку она установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а с определенной целью - содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.
Учитывая изложенное, суммы ежемесячной компенсационной выплаты на содействие обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования заявителя, однако, ошибочно признал оспариваемое решение заинтересованного лица N 9 от 24.08.2011 года недействительным в полном объеме в силу следующего.
Так, по результатам выездной проверки Управлением заявителю также начислены пени в сумме 12,31 руб. в связи с нарушением требований пункта 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ за несвоевременное начисление и перечисление страховых взносов, в результате занижения базы для начисления страховых взносов (в отношении директора Вагановой В. А. и заместителя директора по учебной работе Черноусовой А. З.); начислен штраф в сумме 55,44 руб. за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (часть 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ), в сумме 2 588,40 руб. за непредставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 17 закона N 27-ФЗ), доначислены страховые взносы в сумме 277,20 руб., пени в сумме 28,55 руб. (в отношении Коренковой Н. И.).
Между тем, из заявления Учреждения следует, что решение Управления от 24.08.2011 года N 9 в указанной выше части не оспаривается, доводы, опровергающие выводы заинтересованного лица о выявленных нарушениях, приведены не были.
Более того, по данным обстоятельствам заявителем произведена добровольная оплата сумм недоимки, пени и штрафов.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в части.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части удовлетворения требований Учреждения о признании недействительным решения Пенсионного фонда N 9 от 24.08.2011 года в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 55,44 руб., по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 588,40 руб., доначисления страховых взносов в сумме 277,20 руб., начисления пени в размере 40,86 руб., в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об удовлетворении заявленных Учреждением требований в части; в остальной части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционных жалоб налогового органа, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьей 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 декабря 2011 года по делу N А27-15315/2011 отменить в части удовлетворения требований Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум" о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 24.08.2011 года N 9 в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 55,44 руб., по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 2 588,40 руб., доначисления страховых взносов в сумме 277,20 руб., начисления пени в размере 40,86 руб.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум" в указанной части отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Музыкантова М. Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Так, по результатам выездной проверки Управлением заявителю также начислены пени в сумме 12,31 руб. в связи с нарушением требований пункта 4 статьи 8 Закона N 212-ФЗ за несвоевременное начисление и перечисление страховых взносов, в результате занижения базы для начисления страховых взносов (в отношении директора Вагановой В. А. и заместителя директора по учебной работе Черноусовой А. З.); начислен штраф в сумме 55,44 руб. за неуплату (неполную уплату) сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов (часть 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ), в сумме 2 588,40 руб. за непредставление неполных (недостоверных) сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статья 17 закона N 27-ФЗ), доначислены страховые взносы в сумме 277,20 руб., пени в сумме 28,55 руб. (в отношении Коренковой Н. И.).
Между тем, из заявления Учреждения следует, что решение Управления от 24.08.2011 года N 9 в указанной выше части не оспаривается, доводы, опровергающие выводы заинтересованного лица о выявленных нарушениях, приведены не были.
Более того, по данным обстоятельствам заявителем произведена добровольная оплата сумм недоимки, пени и штрафов.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению в части.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части удовлетворения требований Учреждения о признании недействительным решения Пенсионного фонда N 9 от 24.08.2011 года в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 55,44 руб., по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 2 588,40 руб., доначисления страховых взносов в сумме 277,20 руб., начисления пени в размере 40,86 руб., в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об удовлетворении заявленных Учреждением требований в части; в остальной части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционных жалоб налогового органа, у суда апелляционной инстанции не имеется.
...
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 декабря 2011 года по делу N А27-15315/2011 отменить в части удовлетворения требований Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум" о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Таштаголе Кемеровской области "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" от 24.08.2011 года N 9 в части привлечения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 55,44 руб., по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в размере 2 588,40 руб., доначисления страховых взносов в сумме 277,20 руб., начисления пени в размере 40,86 руб."
Номер дела в первой инстанции: А27-15315/2011
Истец: ГОУ СПО "Таштагольский горный техникум", ГОУ среднего профессионального образования "Таштагольский горный техникум"
Ответчик: УПФ РФ в г. Таштагол Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1367/12