г. Пермь |
N 17АП-1781/2012-АК |
23 марта 2012 г. |
Дело N А50-23536/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л. Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя (Открытое акционерное общество "Метафракс") (ОГРН 1025901777571, ИНН 5913001268): Кирьянова А.Г., представитель по доверенности от 20.03.2012, предъявлен паспорт;
от заинтересованного лица (Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) (ОГРН 1031624000320, ИНН 1655029010): извещено надлежащим образом, представители не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2012 года по делу N А50-23536/2011, принятое судьей Торопициным С.В.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Метафракс"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
установил:
Открытое акционерное общество "Метафракс" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованиями к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-камском регионе (далее по тексту административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2011 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 23.01.2011 (резолютивная часть решения оглашена 17.01.2011) требования удовлетворены, постановление административного органа признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обжалует решение в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы ее подателем приведены доводы об отсутствии оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным по характеру и применении ст. 2.9 КоАП РФ.
Представители заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании принимали, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела судом.
Заявитель по делу с доводами жалобы не согласен, возражения изложены в отзыве на жалобу.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал изложенные в отзыве на жалобу доводы с оценкой правонарушения как малозначительного по характеру.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении мониторинга соблюдения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг административным органом установлено, что в нарушение ст. 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", п. 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н Обществом не представлена в регистрирующий орган информация в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2011 года.
По факту выявленного нарушения 19.10.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ (л.д. 57).
По результатам рассмотрения материалов административного производства 31.10.2011 административным органом вынесено постановление о привлечении Общества к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 700 000 руб. (л.д. 14).
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось с требованиями о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, но в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям признал правонарушение малозначительным и отменил постановление.
Не усматривая оснований для переоценки выводов суда, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и(или) недостоверной информации, и(или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей
Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрена обязанность акционерных обществ раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг в силу п. 1 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение).
Действие Положения в силу п. 5.1 распространяется на общество.
В силу пунктов 5.6, 5.7 Положения ежеквартальный отчет эмитента составляется по итогам каждого квартала и представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
В ходе административного производства установлено, что информация в форме ежеквартального отчета эмитента за 2 квартал 2011 года в установленный срок (до 14.08.2011) не представлена в уполномоченный орган, что свидетельствует о наличии в действиях общества события административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения заявителем вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Таким образом состав административного правонарушения доказан.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не установлено.
На рассмотрение суда апелляционной инстанции подателем жалобы поставлен вопрос об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным по характеру и освобождении заявителя от ответственности.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. (п.п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Судом первой инстанции при оценке обстоятельств совершения правонарушения правомерно учтены и отражены в судебном акте обстоятельства, позволяющие применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным по характеру.
При рассмотрении данного дела апелляционный суд также руководствуется принципом соразмерности допущенного Обществом правонарушения и примененного взыскания, и учитывает правовую позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда РФ от 11.03.1998, от 12.05.1998, 15.07.1999, определении Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О о том, что вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства распространяются и на штрафные санкции.
Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.
Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что с учетом характера правонарушения и обстоятельств его совершения наложение штрафа в сумме 700 000 рублей не отвечает конституционным принципам соразмерности и справедливости.
В настоящем случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции по настоящему делу судебная коллегия считает законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 января 2012 года по делу N А50-23536/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Л.Х.Риб |
Судьи |
Л.Ю.Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст. 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. (п.п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Судом первой инстанции при оценке обстоятельств совершения правонарушения правомерно учтены и отражены в судебном акте обстоятельства, позволяющие применить положения ст. 2.9 КоАП РФ и признать правонарушение малозначительным по характеру.
При рассмотрении данного дела апелляционный суд также руководствуется принципом соразмерности допущенного Обществом правонарушения и примененного взыскания, и учитывает правовую позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда РФ от 11.03.1998, от 12.05.1998, 15.07.1999, определении Конституционного Суда РФ от 01.04.1999 N 29-О о том, что вытекающие из Конституции Российской Федерации и общих принципов права критерии (дифференцированность, соразмерность, справедливость), которым должны отвечать меры административного взыскания за нарушения требований законодательства распространяются и на штрафные санкции.
Санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности."
Номер дела в первой инстанции: А50-23536/2011
Истец: ОАО "Метафракс"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе