У нас "упрощенка" с объектом налогообложения доходы минус расходы. В июле 2007 года по договору, согласно которому наша фирма является заказчиком, мы перечислили аванс исполнителю на сумму 53 100 руб. (в том числе НДС 18%).
В августе исполнитель, применяющий общую систему налогообложения, не смог оказать услуги полностью и вернул нам на расчетный счет 17 700 руб. Считать ли их доходом? Как отразить перечисление и возврат аванса в бухгалтерском учете (мы ведем его в полном объеме)? И еще: нужно ли перечислить НДС с возвращенного аванса в бюджет, если исполнитель выделил сумму налога в платежном поручении?
Включать возвращенный поставщиком или подрядчиком аванс в доходы или нет - зависит от того, был ли он ранее учтен в расходах. Если был, то при возврате отражается доход, если нет, то в налоговом учете возврат аванса вообще не отражается. Таково мнение Минфина (см. письмо от 08.02.2007 N 03-11-05/24). Однако вспомним, что в соответствии с пунктом 2 статьи 346.17 НК РФ "упрощенцы" могут учесть в расходах только осуществленные и оплаченные затраты. Это означает, что перечисленный поставщику или подрядчику аванс в расходах отразится только тогда, когда услуги будут оказаны (работы выполнены, товары отгружены и т.д.). То есть в этот момент аванс по сути станет оплатой. Это означает, что в расходы аванс попасть не может. Следовательно, его возврат в любом случае не учитывается.
Бухгалтерские проводки для перечисления и возврата аванса будут такими:
- 53 100 руб. - перечислена предоплата исполнителю;
- 17 700 руб. - исполнитель вернул часть предоплаты.
Теперь по поводу уплаты в бюджет НДС. То, что исполнитель вернул аванс, указав "в том числе НДС", не должно вас смущать. Налог перечислять в бюджет вам не нужно. "Упрощенцы" не являются плательщиками НДС (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ), поэтому обязанность по уплате его суммы в бюджет возникает только в том случае, если они добровольно выставят покупателям (заказчикам) счет-фактуру с выделенным в нем НДС. Об этом говорится в пункте 5 статьи 173 НК РФ. Вы же таких счетов-фактур не выставляли, поэтому уплачивать НДС не обязаны (на эту тему есть письмо Минфина России от 23.03.2007 N 03-07-11/68).
Сопутствующие расходы при покупке предметов мебели
Приобрели для своего офиса мебель. В накладной, кроме перечня товаров, отдельно указана доставка (1000 руб.) и сборка мебели (2000 руб.). Можно ли суммарную стоимость доставки и сборки и в бухгалтерском, и в налоговом учете единовременно отнести на материальные расходы, или все же придется ее распределить по всем предметам обстановки и списывать уже после начала их эксплуатации? Применяем УСН (объект налогообложения - доходы минус расходы).
К сожалению, вы не указали, сколько стоили предметы мебели: больше 10 000 руб. или нет? Это важно для учета. А 3000 руб., уплаченные за доставку и сборку, отдельно списать не получится. И в бухгалтерском, и в налоговом учете эта сумма включается в стоимость покупки. Давайте рассмотрим все по порядку.
Начнем с бухгалтерского учета. Во-первых, вы должны оприходовать каждый предмет мебели отдельно. И если он стоит дороже установленного в вашей учетной политике лимита, то его следует учесть в составе основных средств. Напомним, что лимит стоимости объектов, относящихся к основным средствам, организации устанавливают самостоятельно в размере, не превышающем 20 000 руб. (п. 5 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Как указано в пункте 4 ПБУ 6/01, имущество относится к основным средствам, если:
а) будет применено для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, управленческих нужд либо предоставляться за плату во временное владение или пользование;
б) рассчитано на эксплуатацию свыше 12 месяцев;
в) не предназначено для перепродажи;
г) способно приносить экономические выгоды (доходы).
Во-вторых, в первоначальную стоимость основных средств включают затраты на их приобретение, сооружение или изготовление, в том числе и непосредственно связанные с их приобретением, сооружением или изготовлением (п. 8 ПБУ 6/01). Таким образом, доставка и сборка мебели увеличат первоначальную стоимость. То есть вам необходимо распределить затраты на доставку и сборку пропорционально стоимости каждого предмета мебели.
Если же стоимость объектов ниже установленного вами лимита, то объекты будут учитываться в составе материально-производственных запасов. Но и в этом случае затраты на доставку и сборку необходимо включить в стоимость предметов мебели (п. 6 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).
В налоговом учете при УСН к основным средствам относят имущество, которое признается амортизируемым в соответствии с положениями главы 25 НК РФ. Так, амортизируемым признается имущество, используемое для получения дохода, со стоимостью более 10 000 руб. и сроком полезного использования более 12 месяцев.
Первоначальная стоимость основных средств определяется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Таким образом, предметы мебели дороже 10 000 руб. будут учитываться в составе основных средств и затраты на доставку и сборку включаться в первоначальную стоимость каждого объекта.
Если же предметы мебели стоят 10 000 руб. или дешевле, то их нужно считать неамортизируемым имуществом и списывать в составе материальных расходов согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ и подпункту 3 пункта 1 статьи 254 НК РФ (на статью 254 НК РФ есть ссылка в пункте 2 статьи 346.16 НК РФ). А стоимость доставки и сборки в этом случае также включается в стоимость каждого объекта.
1 сентября 2007 г.
"Упрощенка", N 9, сентябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.