г. Вологда |
|
20 марта 2012 г. |
Дело N А66-8309/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Пестеревой О.Ю. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Левинской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Конаковского района на решение Арбитражного суда Тверской области от 02 декабря 2012 года по делу N А66-8309/2011 (судья Пугачев А.А.),
установил
открытое акционерное общество Комбинат "Изоплит" (Тверская область, Конаковский район, поселок Изоплит, ОГРН 1026901731207, ИНН 6911018966; далее - общество, ОАО Комбинат "Изоплит") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к администрации Конаковского района (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе от принятия на хранение документов по личному составу и возложении обязанности принять указанные документы, при участии заинтересованного лица - Архивного отдела Тверской области (далее - архивный отдел).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 02 декабря 2011 года заявленные требования удовлетворены, на администрацию возложена обязанность принять у общества на архивное хранение документы по личному составу ОАО Комбинат "Изоплит" в количестве 363 дел за 1946-2010 годы.
Администрация с судебным решением не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. По мнению администрации, спорные документы общества подлежат хранению в государственном архиве.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Архивный отдел в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с ней, решение суда считает законным и обоснованным. В сопроводительном письме от 14.03.2012 N 04-06/161 просит о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 08 декабря 2010 года по делу N А66-7318/2006 общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство и конкурсным управляющим назначен Татарников Д.А.
Общество 31.08.2010 обратилось в администрацию с письмом N 698, в котором сообщило, что ОАО Комбинат "Изоплит" прекратило производственную деятельность, его единственный акционер 12.07.2010 вынес решение о ликвидации общества. Также общество указало, что по предварительным переговорам с Конаковским муниципальным архивом выяснилось, что у последнего не имеется мест для принятия на хранение документов, подлежащих передаче в архив. При этом ОАО Комбинат "Изоплит" просило изыскать возможность и принять дела по личному составу общества за 1946-2010 годы в количестве 361 штуки.
На указанное письмо администрация сообщила, что в настоящее время архивный отдел администрации Конаковского района не может принять на хранение документы по личному составу ОАО Комбинат "Изоплит" в связи с перезагруженностью помещений архива.
Администрация 22.09.2010 обратилась к архивному отделу с просьбой об определении места хранения документов по личному составу общества, в связи с прекращением его производственной деятельности.
Архивным отделом 19.11.2010 на заседании экспертно-проверочной комиссии принято решение о том, что местом хранения документов по личному составу общества за 1946-2010 годы определен Конаковский муниципальный архив.
Конкурсный управляющий ОАО Комбинат "Изоплит" неоднократно обращался к администрации и Конаковскому муниципальному архиву с требованием о принятии в архив документов общества, подлежащих передаче на хранение.
В ответ на данные обращения администрация неоднократно сообщала об отсутствии возможности принять на хранение документов ввиду перегруженности архива.
Не согласившись с бездействием администрации, общество обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона N 127-ФЗ конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства регулируются Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Пунктами 10 и 11 статьи 3 Закона N 125-ФЗ об архивном деле установлено, что архивы могут быть государственными - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством Российской Федерации (федеральный государственный архив), или государственное учреждение субъекта Российской Федерации, создаваемое органом государственной власти субъекта Российской Федерации (государственный архив субъекта Российской Федерации), которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов; или муниципальными - структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального района, городского округа или муниципальное учреждение, создаваемое этим органом, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а также других архивных документов.
Согласно пункту 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.
Исходя из правовой конструкции названной нормы, законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение перечисленных документов у ликвидируемых негосударственных организаций как соответствующими государственными архивами, так и соответствующими муниципальными архивами, не установив при этом, что архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, подлежат хранению исключительно в государственных архивах либо исключительно в муниципальных архивах.
По смыслу вышеуказанной нормы обязанность приема на хранение у ликвидируемых организаций упомянутых документов предусмотрена как для соответствующих государственных, так и муниципальных архивов.
Соответствующим муниципальным архивом для передачи документов общества является Конаковский муниципальный архив (по месту нахождения ликвидируемого общества), соответствующим государственным архивом - архивный отдел (по ведомственному признаку).
Каждый из названных архивов в силу пункта 10 статьи 23 Закона N 125-ФЗ обязан по требованию конкурсного управляющего принять на хранение документы по личному составу общества.
В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области от 23.12.2005 N 162-ЗО "Об архивном деле в Тверской области" законодательство Тверской области об архивном деле в Тверской области состоит из указанного Закона и принимаемых в соответствии с федеральным законодательством и названным Законом иных нормативных правовых актов Тверской области.
Постановлением администрации Тверской области от 21.07.2009 N 321-па утвержден Стандарт государственной услуги "Экспертиза ценности документов".
Получателем государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" являются: государственные архивы Тверской области; органы государственной власти Тверской области, государственные органы Тверской области; государственные унитарные предприятия Тверской области; государственные учреждения Тверской области; муниципальные архивы Тверской области; органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области; муниципальные унитарные предприятия Тверской области; муниципальные учреждения Тверской области; организации (независимо от формы собственности), расположенные на территории Тверской области, проходящие процедуру ликвидации; иные юридические лица или граждане, являющиеся собственниками или владельцами архивных документов, местом нахождения или местом жительства которых является Тверская область, заинтересованные в получении настоящей государственной услуги (пункт 1.3.1 Стандарта государственной услуги "Экспертиза ценности документов").
Пунктом 3.1.8 вышеназванного стандарта предусмотрено, что архивный отдел в рамках предоставления государственной услуги - "Экспертиза ценности документов" принимает решения о месте архивного хранения документов организаций, не являющихся источниками комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, в том числе ликвидированных организаций независимо от формы собственности.
Архивный отдел в отзыве на апелляционную жалобу указал, что общество не являлось за все время своего существования источником комплектования государственных и муниципальных архивов Тверской области, документы ОАО Комбинат "Изоплит" ранее на хранение не поступали ни в государственные, ни в муниципальные архивы Тверской области, что не опровергнуто подателем жалобы.
Как следует из материалов дела, администрация 22.09.2010 обратилась к архивному отделу с просьбой об определении места хранения документов по личному составу общества, в связи с прекращением его производственной деятельности (л. д. 23).
Решением Экспертно-проверочной комиссии при архивном отделе Тверской области от 19.11.2010 местом хранения документов по личному составу ОАО Комбинат "Изоплит" в количестве 363 дел за 1946-2010 годы определен Конаковский муниципальный архив (л. д. 41)
Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного архивным отделом, следует, что указанное решение было принято исходя из того, что общество находится на территории Конаковского района.
При этом пунктом 2.1.1 Положения об архивном отделе администрации Конаковского района предусмотрено, что именно отдел обеспечивает хранение документов на различных видах носителей по личному составу ликвидированных организаций (не имеющих правопреемника), действовавших на территории Конаковского района. ОАО Комбинат "Изоплит" же осуществляло свою деятельность на территории Конаковского района.
Таким образом, у администрации отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение документов общества.
Кроме того, апелляционная инстанция учитывает то, что ОАО Комбинат "Изоплит" осуществляло свою деятельность на территории Конаковского района, следовательно, в случае передачи спорных документов на хранение в архивный отдел, в связи с отдаленностью последнего значительно увеличится время прохождения запросов (ответов) по архивным документам граждан - бывших работников общества, в связи с чем, целесообразно архивные материалы по личному составу ОАО Комбинат "Изоплит" передать на хранение в муниципальный архив по месту проживания работников общества (Конаковский район).
При таких обстоятельствах, учитывая социальную направленность хранения архивных документов граждан и необходимость соблюдения социальных прав и гарантий граждан, апелляционный суд не принимает ссылку администрации на пункт 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы администрации не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 02 декабря 2012 года по делу N А66-8309/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Конаковского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из отзыва на апелляционную жалобу, представленного архивным отделом, следует, что указанное решение было принято исходя из того, что общество находится на территории Конаковского района.
При этом пунктом 2.1.1 Положения об архивном отделе администрации Конаковского района предусмотрено, что именно отдел обеспечивает хранение документов на различных видах носителей по личному составу ликвидированных организаций (не имеющих правопреемника), действовавших на территории Конаковского района. ОАО Комбинат "Изоплит" же осуществляло свою деятельность на территории Конаковского района.
Таким образом, у администрации отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение документов общества.
Кроме того, апелляционная инстанция учитывает то, что ОАО Комбинат "Изоплит" осуществляло свою деятельность на территории Конаковского района, следовательно, в случае передачи спорных документов на хранение в архивный отдел, в связи с отдаленностью последнего значительно увеличится время прохождения запросов (ответов) по архивным документам граждан - бывших работников общества, в связи с чем, целесообразно архивные материалы по личному составу ОАО Комбинат "Изоплит" передать на хранение в муниципальный архив по месту проживания работников общества (Конаковский район).
При таких обстоятельствах, учитывая социальную направленность хранения архивных документов граждан и необходимость соблюдения социальных прав и гарантий граждан, апелляционный суд не принимает ссылку администрации на пункт 3.9 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.07.2003 N 03-33/пс."
Номер дела в первой инстанции: А66-8309/2011
Истец: ОАО Комбинат "Изоплит", ОАО Комбинат "Изоплит" КУ Татарников Д. А.
Ответчик: Администрация Конаковского района Тверской области
Третье лицо: Архивный отдел Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2225/13
04.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-607/12
20.03.2012 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4/12
02.12.2011 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-8309/11