г. Чита |
|
26 марта 2012 г. |
Дело N А10-3999/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Паньковой Н.М., судей Ячменёва Г.Г., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушуевым С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2012 года по делу N А10-3999/2011, по заявлению Администрации муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" (место нахождения: 671721, Республика Бурятия, Северобайкальский район, п. Ангоя, ул. Космонавтов, 2, ОГРН 1050301961412, ИНН 0317006097) к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия (место нахождения: 671710, Республика Бурятия, пгт. Нижнеангарск, ул. Рабочая, 125, ОГРН 1100317000145 ИНН 0317010270) о признании недействительным приказа (суд первой инстанции судья Рабдаева Л.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Администрация муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Финансовому управлению администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия о признании недействительным приказа от 19.09.2011 N 11 "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов их бюджета муниципального образования "Северо - Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Ангоянское".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Бурятия (место нахождения: 670000, г. Улан-Удэ, Дом ПравительстваN 2, ул. Ербанова, 7, ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892).
Решением Республики Бурятия от 27 января 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд пришел к выводу о том, что ответчик имел право на издание данного Приказа и не нарушил нормы Бюджетного кодекса РФ. Признание иска представителем ответчика противоречит закону. Постановление Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года N 450 "Об утверждении на 2011 год предельных нормативов формирования расходов на содержание органом местного самоуправления в Республике Бурятия" действующее и не было оспорено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" обжаловала его в апелляционном порядке.
Администрация в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на то, что при вынесении оспариваемого решения судом не было учтено то, что финансовый орган не вправе самостоятельно определять условия и порядок предоставления межбюджетных трансфертов, включая его приостановление (сокращение) Судом ошибочно расценено в качестве основания, дающего финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, соглашение между заявителем и ответчиком от 05.04.2011. В данном случае идет речь о межбюджетных трансфертах, предоставляемых из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" При этом заявитель не превышал предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, поскольку в их сумму неправомерно включена задолженность за потребленные коммунальные услуги, а также расходы на оплату труда предшествующих лет. В материалах дела отсутствую доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым приказом приостановлено предоставление именно данных дотаций. Не приняв признание заявленных требований ответчиком, суд не указал, какому именно закону или чьим именно интересам оно противоречит.
От Финансового управления администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия поступил письменный отзыв, в котором Управление с доводами апелляционной жалобы согласилось. Указано, что в данном случае идет речь о межбюджетных трансфертах, представляемых из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" При этом заявитель не превышал предельных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, поскольку в их сумму неправомерно включена задолженность за потребленные коммунальные услуги, а также расходы на оплату труда прошлых лет. Данному обстоятельству судом правовая оценка не дана. При таких условиях достаточных оснований для непринятия признания заявления не имеется. Просит апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебное заседание представители Финансового управления администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия, Администрации муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" и Министерства финансов Республики Бурятия не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена в картотеке арбитражных дел на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 14.02.2012.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела и, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес Главы МО "Северо-Байкальский район" 18 августа 2011 года было направлено письмо исполняющего обязанности министра финансов РБ Мухина В.В. за N 02-05-21, в котором сообщалось, что Минфином РБ проведен анализ выполнения обязательств, принятых по Соглашениям по мерам по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на 2011 год за первое полугодие 2011 года. В результате анализа выявлено, что по поселениям муниципального района превышены нормативы, установленные Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года N450 на 2 193,5 тыс. руб. (в том числе СП "Ангоянское" - 271,1 руб.). Просят приять меры по соблюдению поселениями района пункта 2 статьи 136 БК РФ и в случае необходимости применить механизм сокращения (приостановления) предоставления межбюджетных трансфертов.
Приказом Финансового управления администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия N 11 от 19 сентября 2011 года "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" приостановлено с 20 сентября 2011 года предоставление иных межбюджетных трансфертов.
Согласно письму N 37 от 19.01.2011 МКУ "Финансовое управление" в адрес суда доведены следующие сведения, что на момент издания приказа о приостановлении межбюджетных трансфертов следовало профинансировать за счет средств местного бюджета 1 775 571 руб., фактически 1 523 345 руб., приостановлено 252 226,0 руб., в связи с превышением республиканского норматива на содержание органов местного самоуправления на 271 100 руб.
Не согласившись с данным приказом, Администрация муниципального образования сельского поселения "Ангоянское" обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям статьи 6 БК РФ понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ.
Согласно статье 135 БК РФ формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами этих субъектов.
В данном случае таким законом субъекта является Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 г.. N 134-111 "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" (далее Закон РБ N 134-111).
Согласно статье 17.1 Закона РБ N 134-III в случае и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и законами Республики Бурятия, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов, определены статьей 142 БК РФ. Ими, в частности, являются дотации из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и иные межбюджетные трансферты.
В случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального района, принимаемыми в соответствии с требованиями БК РФ и соответствующими им законами субъекта РФ, бюджетам поселений могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета муниципального района, в том числе межбюджетные трансферты на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями, то есть на погашение кредиторской задолженности по муниципальным контрактам (ст. 142.4 БК РФ).
В соответствии со статьей 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам сельских поселений.
Согласно пункту 5 статьи 136 БК РФ при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 настоящего Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.
Из толкования взаимосвязанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 г. N 134-111 следует, что условия и порядок предоставления, приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования должен быть предусмотрен нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.
Суд первой инстанции в решении делает ссылки на нормативно правовые акты, касающиеся условий и порядка предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов федерального и регионального уровней, в данном же случае речь идет о предоставлении (приостановлении предоставления) трансфертов из бюджета органа местного самоуправления, в частности, муниципального образования "Северо-Байкальский район".
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Правительство Республики Бурятия установило предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия, соблюдение которых по смыслу норм статьи 136 БК РФ является условием предоставления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Бурятия.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20 октября 2010 года N 450 "Об утверждении на 2011 год предельных нормативов формирования расходов на содержание органом местного самоуправления в Республике Бурятия" установлены предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений в Республике Бурятия на 2011 год.
Согласно приложению к данному Постановлению предельные нормативы установлены для СП "Байкальское эвенкийское" в сумме 1549,1 тыс. руб., то есть в данном случае речь идет о межбюджетных трансфертах, предоставляемых из бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район".
Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что оспариваемым приказом приостановлено предоставление именно данных дотаций.
Напротив, речь идет о межбюджетных трансфертах, предоставление которых в соответствии с решением о бюджете муниципального района осуществляется за счет его средств, что также следует из письма Финансового Управления Администрации МО "Северо-Байкальский район" N 298 от 20.12.2011 г. (л.д. 60-61).
Довод суда первой инстанции о том, что в качестве основания, дающего финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, является соглашение между заявителем и ответчиком от 5 апреля 2011 года, признается ошибочным в силу следующего.
Под соглашениями, упоминаемыми в статье 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статье 17.1 Закона Республики Бурятия от 13 января 2005 года N 134-111 "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" имеются в виду заключаемые органами местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основанием, дающим финансовому органу местного самоуправления право на приостановление трансфертов, должен быть ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, а не приказ финансового управления.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все названные выше доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости удовлетворения апелляционной жалобы, отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 января 2012 года по делу N А10-3999/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительным приказ Финансового управления администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" Республики Бурятия N 11 от 19 сентября 2011 года "О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов их бюджета муниципального образования "Северо-Байкальский район" бюджету муниципального образования сельского поселения "Ангоянское", как несоответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
.
Председательствующий |
Н.М. Панькова |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из толкования взаимосвязанных норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия от 13.10.2005 г. N 134-111 следует, что условия и порядок предоставления, приостановления (сокращения) предоставления трансфертов из бюджета муниципального образования должен быть предусмотрен нормативным правовым актом представительного органа муниципального района.
...
Правительство Республики Бурятия установило предельные нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Республике Бурятия, соблюдение которых по смыслу норм статьи 136 БК РФ является условием предоставления бюджетам поселений межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Бурятия.
...
Несостоятельной является ссылка суда первой инстанции на пункт 5 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в силу которого законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
...
Под соглашениями, упоминаемыми в статье 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в статье 17.1 Закона Республики Бурятия от 13 января 2005 года N 134-111 "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия" имеются в виду заключаемые органами местного самоуправления муниципального района с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, соглашения о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (абзац 2 части 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")."
Номер дела в первой инстанции: А10-3999/2011
Истец: Администрация муниципального образования сельского поселения Ангоянское
Ответчик: Финансовое управление Администрации муниципального образования Северо-Байкальский район Республики Бурятия
Третье лицо: Министерство финансов Республики Бурятия